Общие понятия, термины, определения.

Социальный, экономический и научно-технический прогресс общества во все времена определялись не только уровнем производительных сил, но и уровнем информации во всех сферах жизни. Можно поэтому утверждать, что развитие цивилизации способствовало рождению технических средств, обеспечивших эффективную передачу и распространение информации - почтовой связи, бумаги, печатного станка. В дальнейшем, уже в течение нескольких веков происходит постоянное совершенствование трех промежуточных звеньев - передатчика, канала передачи, приемника, располагающихся между источником информации и ее потребителем. Однако, несмотря на массовое распространение в последние десятилетия самых эффективных средств информации - радио и телевидения, несмотря на использование самых высших достижений человеческого разума - космических спутников, кибернетики и электроники, компьютерной и лазерной техники, - печать все же остается важнейшим элементом духовной культуры, получившим воплощение как в книге, так и в периодических изданиях, прежде всего, в газетах и журналах.

Однако вернемся к предмету нашего разговора и попробуем определить, какие признаки характеризуют периодическое издание. Влияние социально-экономических процессов, протекающих в обществе, на тип периодических изданий очевидно. Ведь журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения. Поэтому в истории общества всегда можно проследить и обосновать моменты рождения и смерти каждого вида и типа СМИ. Разумеется, чем выше класс изучаемых объектов по иерархической лестнице, тем реже там происходят изменения: слишком значительные, фундаментальные социальные явления способны повлиять на видовые новации.

В 60-е годы XV века, вскоре после того, как заработал печатный станок, появилась книга , как вид печатного издания. Затем, через 100 лет, в 60-е годы XVI века - газета , еще через 100 лет - журнал . Последний появился через два века существования книги и через век жизни газеты (если брать от самых первых печатных листков) как результат рождения новой формы, воплотившей фундаментальность книги и оперативность газеты в единое среднее (по объему,масштабу распространения и др.) образование. В 90-е годы ХХ века появились периодические издания электронных компьютерных сетей. На этом, видовом уровне мы наблюдаем эволюцию, неторопливое движение к многообразию жизни, обусловленное многими социально-историческими и экономическими процессами.

Периодическое издание (раньше употреблялся еще термин “повременное”) - это печатное или электронное издание, имеющее определенное проблемно-тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными.

Выпуски периодического издания имеют продолжающуюся в течение года сквозную нумерацию (в дополнение к этому ведется также нумерация с момента основания издания). Выпуски периодического издания называют также номерами (“номер газеты”, “номер журнала”, чаще конкретно:”4-й номер журнала за такой-то год”).

Главное отличие периодического издания от непериодического, например, книги - в сроках выпуска в свет (у В. Даля есть термин “срочник”). Этот признак определяется термином “периодичность” и измеряется числом выпусков в единицу времени - в неделю,месяц, квартал, год. Для характеристики периодичности издания говорят: “ежедневная газета”, “ежемесячный журнал” или: “газета выходит два раза в неделю” (“300 раз в год” и т. д.), “журнал выходит 1 раз в два месяца” (1 раз в квартал, 4 раза в год и т. д.). В России принято считать периодическим издание с выходом от двух раз в год до ежедневного. Важно, чтобы объявленная периодичность выдерживалась на практике хотя бы в течение года, желательно - в течение длительного времени.

Стабильность выхода в свет - один из важных качественных признаков периодического издания. Лучшие издатели всегда этим очень дорожили, как честью фирмы, обязательством перед своими читателями (например, петербургский ежемесячный журнал “Труды Вольного Экономического Общества”, выходивший с 1765 по 1915 г.г., за 150 лет существования не пропустил ни одного выпуска!). Среди многих пороков современной журналистики нарушение установленных сроков выхода в свет является одним из самых существенных.

Главные виды периодических изданий - газета и журнал. Они возникли и утвердились в Европе в XVI-XVII веках, получили распространение во всем мире и, видоизменяясь в процессе своего развития под влиянием общественно-политических, социально-экономических, этнографических явлений, тем не менее, сохранили, наряду с книгой, свой изначальный образ как объекты духовной культуры. Будучи воплощенными в материальную форму и являясь продуктом производства, они служат духовным запросам людей.

Газета и журнал отличаются прежде всего по форме. Газета - листовое издание, журнал - книжное. Грубо говоря, газета - отдельные листы бумаги с напечатанным на них текстом, а журнал - сброшюрованные в корешке листы, как правило,меньшего формата и большего объема, в мягкой или твердой обложке. Газета, как правило, выходит чаще журнала и является изданием более массовым (имеет больший тираж). Все эти признаки отличия - форма издания, периодичность, объем, формат, тираж, несмотря на их очевидность, не являются все же достаточными. Действуют правила, каждое из которых допускает исключение. Так, некоторые газеты и журналы могут иметь одинаковую периодичность (например, 1 раз в неделю), объем (например, 24 страницы и больше); иногда встречаются газеты, схожие форматом с некоторыми журналами; довольно часто тиражи журналов превышают тиражи газет.

Приведенные выше признаки, несмотря на их значимость, являются все же вторичными, так или иначе касающимися лишь формы издания. Однако, если газету даже сброшюровать и переплести в виде журнала, она не перестанет быть газетой. Так же, как если журнал распечатать на больших газетных листах, он не перестанет быть журналом. Дело не в форме. Существенное отличие между газетой и журналом - в характере информации и в оперативности. Для газеты важны оперативные сообщения о событиях текущей жизни, для журнала - комментарий этих событий. Для газеты необходим поток новостей, “калейдоскоп фактов”, для журнала - отбор наиболее значительных социальных явлений, их анализ. Известный русский издатель Н. А. Полевой в 1831 году выразил эту мысль в короткой фразе: “Девиз газеты есть новость, девиз журнала - основательность известий”.

В соответствии с этими функциями, естественно, различаются и способы их воплощения. Газете свойственны короткие заметки и небольшие корреспонденции, журналу - статьи, обзоры, рецензии. В зависимости от типа газеты или журнала возможны смешение и взаимопроникновение жанров, но это не меняет главной видовой тенденции. Кроме того, одни и те же жанры публикаций также имеют различия в зависимости от того, в каком издании они напечатаны (например, статья в газете и статья в журнале отличаются объемом, глубиной, масштабом разработки темы, фундаментальностью подхода, языком и стилем изложения).

Все эти особенности трудно определить в одной дефиниции, но все же попробуем обозначить то главное, что отличает газету и журнал как виды печатного издания.

Газета - это листовое периодическое издание, содержащее событийную или иную информацию о предметах и явлениях окружающей действительности, проблемы и комментарии текущей политической, социально-экономической, культурной жизни общества и отличающееся наибольшей оперативностью среди других печатных изданий.

Журнал - это периодическое издание, по материальному воплощению аналогичное книжному, отличающееся от других средств массовой информации меньшей оперативностью, содержащее анализ общественных отношений и производительных сил, постановку научных, политических, социально-экономических и духовных проблем, а также различную социально значимую информацию.

В толковых словарях, энциклопедиях, в других справочных изданиях и в различных научных работах приводятся разные определения периодических изданий, в той или иной степени отличающиеся от вышеприведенных. Определения газеты и журнала (как и другой печатной продукции) содержатся также в Государственном общероссийском стандарте - ГОСТ 7.60-90.”Издания. Основные виды. Термины и определения”. Читателям данного пособия предоставляется возможность сравнивать и применять при необходимости любое - по своему усмотрению, в зависимости от поставленной цели.

В системе периодических изданий наряду с газетой и журналом имеются ряд других. Среди них одни тяготеют к газете (листок, листовка), иные - к журналу (бюллетень, периодический сборник, альманах). Отсюда появившиеся в профессионально-практическом лексиконе выражения: “издания газетного типа”, “издания журнального типа”. В нашу задачу рассмотрение этих изданий не входит, так как они к журналистике, как правило, отношения не имеют. В данном случае речь идет о реальной, фактической типологии, а не о подзаголовках, обозначенных в издании, которые сплошь и рядом оказываются не соответствующими действительности. Причины таких несоответствий различны и до 1990 года были связаны, в частности, с системой утверждения изданий в вышестоящих органах.

После первого знакомства с понятиями попробуем углубиться в природу периодического издания как общественного явления.

Периодические издания для детей - журналы и газеты, как правило, ориентированные на достаточно узкую конкретную возрастную категорию читателей. Эти издания приучают детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку "общения" с литературой.

Согласно стандарту, периодическим называется серийное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

Цель таких изданий - оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную определенному читателю.

ОСТ 29.127-2002 устанавливает требования к шрифтовому оформлению и качеству полиграфического исполнения книжных и журнальных изданий для детей и подростков, в том числе абитуриентов.

СанПиН 2.4.7.960-00 устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и журнальных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и / или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления, является одной из мер профилактики зрительных нарушений.

Удобочитаемое издание - издание, при чтении которого не развивается зрительное утомление.

Подпись к иллюстрации (подрисуночная подпись) - текст, представляющий собой словесную характеристику иллюстрации (наименование, содержание, расшифровку основных обозначений и т.п.), позволяющий рассматривать иллюстрации независимо от текста и связывая их с текстом, к которому они относятся.

Издания в зависимости от зрительной нагрузки при чтении и в соответствии с ГОСТ 7.60 подразделяются на две категории:

первая категориялитературно-художественные; научно-популярные; учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения) вторая категориясправочные (словари, энциклопедии, каталоги и т.п.); для досуга (стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды и т.п.).

Издания в зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма подразделяются на следующие четыре группы:

для первой возрастной группыиздания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно; для второй возрастной группыиздания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно; для третьей возрастной группыиздания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно; для четвертой возрастной группыдля детей старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно.

Издание следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в читательском адресе групп, если издание рассчитано на две возрастные категории.

В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого - начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).

Основным типоформирующим фактором всех детских изданий является характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определили возникновение 4 типов детских изданий:

)для дошкольников (журналы "Веселые картинки", "Новая игрушечка", "Дисней для малышей", "Для самых-самых маленьких", "Филя" - приложение к журналу "Веселые картинки", в котором рассказывается о природе, и др.);

  • ·Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.
  • 2)для младших школьников (журналы "Мурзилка", "Карапуз", "Мастерилка", "Поиграем в сказку" и др.);
  • ·Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященных разным темам.

)для подростков (газеты "Бибигон", "Глагол", журналы "Пионер", "Юнга", "Cool" и др.);

·В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д.

)для старшеклассников (газета "Юный предприниматель", журналы "Бумеранг", "Маруся", "Шестнадцать" и др.).

·В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.

В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и младшим школьникам, младшим школьникам и подросткам, подросткам и старшеклассникам. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:

  • ·информационно-публицистические, цель которых - сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем ("Глагол");
  • ·издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению ("Юный техник", "Божий мир", "Эскиз");
  • ·развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке (журнал "Веселые картинки").

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и материалы, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу "развлекая - поучать". В них широко используются игровые формы.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, исскуству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др.). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры - на самодеятельном детском творчестве ("Рост", "Окно").

В связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компъютера и сети Internet, появилось очень много детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: "Карапуз", "Ладушки", "Барби", "Вини-Пух", "Нахаленок", "В гостях у Золушки", "Загадочный мир" и тд.

Сегодня дети среднего школьного возраста, имеющие доступ к сети Internet, получают комплексную продукцию, являющуюся синтезом печатного слова и компьютерных достижений, представляющую собой явление уникальное в образовательной и познавательной сфере. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: он может одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего родного языка, так и дополнительного - английского, основного в Internet-е, поиграть в игру, развивающую логическое мышление - и все это сразу!

Следовательно, современные периодические издания для детей стараются максимально учитывать различные особенности (возрастные, тематические, целевые и др.), тем самым предоставляя юному читателю и его родителям возможность выбора.

Классификацию изданий по периодичности показано на схеме 5.7.

Схема 5.7. в

Каждый из указанных видов изданий имеет соответствующее читательское направления выходит с определенной целью. Например, помогает в изучении конкретного вопроса, информирует о результатах проведенных научных исследований, объясняет в доступной форме основы научных знаний и т.д.

Целевое назначение - главный признак, что определяет отличительные особенности конкретного издания. От целевого назначения зависит объем, характер изложения материала, структура и оформление того или иного издания.

Особенности периодических изданий

"Периодика " - греческое слово, что означает "то, что вновь приходит, наступает или возвращается".

Периодическое издание выходит через определенные промежутки времени постоянным для каждого года числом выпусков (номеров), которые не повторяются по содержанию, типично (однотипно) оформленными, нумерованными и/или датированными выпусками, имеющими общее название.

Характерные черты периодических изданий приведен на схеме 5.8.

Схема 5.8. в

Периодическое издание является одним из основных средств в системе массовой коммуникации. Классификацию периодических изданий за регулярностью выхода в свет, местом выпуска и сферой распространения показано на схеме 5.9.

Схема 5.9. в

Газета как источник оперативной информации.

Газета - основной вид периодического издания, выходящего через небольшие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу .

Заказчиком первой газеты был французский врач и филантроп Гефраст Ренодо (1586-1653 гг.)

Традиционно газетное издание выпускается в виде одного или нескольких листов печатного материала определенного формата, издательски приспособленное к определенной специфики.

Объем газеты может составлять от 2 до 100 и более страниц.

Классификацию газетных периодических изданий показано в таблице 5.25.

Таблица 5.25 Классификация газетных периодических изданий

Признак

По функциональности

Общеполитические Специализированные

Специальные выпуски

Профессиональная, профсоюзная, партийная и т.д. По вопросам культуры, литературы, искусства, религиозная. Рекламная, для отдыха, для детей и юношества

За издателем (учредителем)

Государственные, партийные, профсоюзные, кооперативные, коммерческие, творческого союза, общества и др.

За время выпуска

Утренние, вечерние

периодичностью

Ежедневные, еженедельные, ежемесячные

По месту издания

Общенациональные, региональные, местные, корпоративные

материальной конструкцией

Отдельные единичные номера (выпуски), комплекты

Виды газет по функциональным признакам приведены в таблице 5.26.

Таблица 5.26 Виды газет по функциональным признакам

Характерные признаки

Общественно-политическая

Систематически освещает вопросы внутренней и внешней политики страны, международное жизнь ("Голос Украины", "Демократическая Украина")

Специализированная

Систематически освещающая отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники, культуры и других областей деятельности и направлена определенным категориям читателей ("Образование Украины", "Директор школы", "Спортивная газета" и т.п.).

По читательскому назначению специализированные газеты разделяют на профессиональные; профсоюзные; партийные и т.д.

По тематике целевому назначению специализированные газеты различают: по вопросам культуры, литературы, искусства; религиозные; рекламные; для досуга; для детей и юношества, для женщин

Специальный

газетный

Газетное издание, подготовленное выездной редакции на общественных началах от основной газеты для оперативного доведения необходимой информации до читателя. Имеет текущий и валовый номер, год и дату издания, выходящее в течение ограниченного срока

Газета может иметь приложение или приложения в виде отдельных газетных выпусков и в виде газетно-журнальных изданий, которые имеют самостоятельное название, а также пластинок, дискет, магнитофонных пленок или других материальных носителей аудиовизуальной информации.

Структура и реквизиты газеты

Каждый номер газеты имеет совокупность определенных постоянных элементов:

Заголовок газеты;

Страницы номера;

Текстовые материалы, их заголовки;

Иллюстрации и т.п.

На вид газеты существенно влияет ее формат, объем, количество страниц.

Формат газеты определяется размерами бумаги, на котором она печатается. Для газет с большим тиражом используется листовой бумагу. Общепринятыми для газет есть такие форматы А2, АЗ, А4.

Основные реквизиты газеты приведены в таблице 5.27.

Таблица 5.27. Основные реквизиты газеты

Издание. Произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Примечание. Под произведением печати понимается издание полиграфического производства, получаемое печатанием или тиснением.

Издательская продукция. Совокупность изданий, намеченных к выпуску или выпущенных издательствами (издательством) и (или) другими издающими организациями.

Виды изданий по материальной конструкции

Книжное издание. Издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете.

Примечание. Под листом печатного материала понимается лист бумаги, картона, ткань, прозрачная пленка, перфокарта, поверхность которых содержит оттиск (текст, иллюстрации, ноты и т. д.).

Журнальное издание. Издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, в обложке или переплете, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания.

Листовое издание. Издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления.

Газетное издание . Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного периодического издания.

Плакат. Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанное с одной стороны, предназначенное для экспонирования.

Буклет. Листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любыми способами в два и более сгибов.

Карточное издание. Совокупность самостоятельных листовых изданий, объединенных общностью замысла, тематики или читательского назначения, собранных в папку, бандероль или заключенных в обложку.

Виды изданий по знаковой природе информации

Текстовое издание. Издание, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный (химические или математические знаки) или смешанный текст с иллюстрациями или без них).

Нотное издание. Издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкальных произведений с текстом или без текста.

Картографическое издание. Издание, большую часть объема которого занимает картографическое изображение.

Изоиздание. Издание, большую часть объема которого занимает изображение с кратким текстом или без текста.

Эстамп. Листовое изоиздание, представляющее собой оттиск оригинального художественного изображения с печатной формы, выполненной автором.

Художественная репродукция. Листовое изоиздание, воспроизводящее оригинальное произведение искусства или художественную фотографию.

Изобразительный плакат. Книгоиздание в форме плаката, содержащее рисунок, фотографию, монтаж или какое-нибудь специальное изображение с небольшим пояснительным текстом или без текста.

Изобразительная открытка. Листовое изоиздание установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображения.

Альбом. Книжное изоиздание, как правило, с кратким пояснительным текстом.

Примечания.

  1. 1.Некоторые альбомы, содержащие специальные изображения (медицинские, ботанические и другие рисунки, научные фотографии, чертежи, схемы, планы и др.) и предназначенные для научных или учебных целей, традиционно называют также атласами.
  2. 2. Некоторые альбомы могут выпускаться разъемными или в виде не скрепленных в корешке листов печатного материала. Такие альбомы называются увражами.

Виды изданий по периодичности и структуре

Непериодическое издание. Издание, выходящее однократно, повторение которого заранее не предусмотрено.

Периодическое издание. Изоиздание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат.

Продолжающееся издание. Издание, выходящее через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее название и, как правило, одинаковый формат.

Книга. Непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 48 страниц.

Брошюра. Непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше четырех, но не более 48 страниц.

Листовка. Непериодическое текстовое листовое издание объемом от одной до четырех страниц.

Моноиздание. Непериодическое издание, содержащее только одно законченное произведение.

Примечание. Под произведением понимается воспроизведенный с помощью какой-либо системы знаков результат творческой деятельности в области науки, техники, литературы и искусства, имеющий самостоятельное значение, например картографическое произведение.

Сборник. Издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, рефераты и различные официальные или научные материалы.

Примечания.

  1. В зависимости от периодичности различают непериодический, периодический и продолжающийся сборник.
  2. В зависимости от характера включенных в сборник произведений различают сборник научных трудов, научно-технический, реферативный сборник и т. д.

Однотомное издание. Издание, выпущенное в одном томе.

Многотомное издание. Непериодическое издание, состоящее из двух или более нумерованных томов, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению.

Собрание сочинений. Однотомное или многотомное издание, содержащее часть наиболее значительных произведений одного автора, отобранных по определенному признаку.

Журнал. Периодическое текстовое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, иллюстрации и фотографии, официально утвержденные в качестве данного вида издания.

Газета. Периодическое текстовое и листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно- политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации, фотографии и рекламу.

Примечание. В отдельных случаях газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием (конференцией, фестивалем и т. п.).

Бюллетень. Периодическое или продолжающееся издание, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

Примечание. В отдельных случаях бюллетени могут выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием, т. е. являться непериодическими изданиями.

Листок. Периодическое или продолжающееся текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее в основном общественно-политическую, научную или производственно-техническую информацию.

Серия. Совокупность изданий, объединенных общностью замысла, тематики, цельным или читательским назначением, выходящих под общим названием, в однотипном оформлении.

Примечания

  1. Периодическая или продолжающаяся серия состоит из нумерованных или датированных выпусков.
  2. Непериодические издания образуют открытую серию, если продолжительность ее выпуска заранее не установлена, и закрытую серию, если ее выход ограничен определенным временем.
  3. Часть серии, имеющая более узкое целевое и читательское назначение или посвященная определенной области знания и имеющая свое, отдельное от серии, общее заглавие, называется подсерией.

Серийное издание. Непериодическая серия.

Примечания

  1. Каждая книга или брошюра, входящая в серийное издание, имеет своего автора (авторов) и (или) свое заглавие.
  2. Периодические, продолжающиеся и серийные издания составляют в совокупности серийные издания.

Виды изданий но целевому назначению и характеру информации

Официальное издание. Издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержащее материалы законодательного, нормативного или директивного характера.

Научное издание. Издание, предназначенное для научной работы и содержащее теоретические и (или) экспериментальные исследования.

Монография. Научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

Препринт. Научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они впоследствии будут помещены.

Тезисы докладов научной конференции. Научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты или сообщения).

Материалы научной конференции. Научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).

Примечание. По аналогии с этим и предыдущим названиями для однотипных изданий могут быть построены следующие термины: «тезисы докладов научного съезда», «тезисы докладов научного симпозиума», «материалы научного съезда», «материалы научного симпозиума».

Сборник научных трудов. Научный сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, имеющим принципиальное научное значение и практическую ценность.

Документальное научное издание. Непериодический научный сборник или моноиздание, содержащие преимущественно исторические документы, памятники культуры, тексты художественных и иных произведений, являющихся источниками для дальнейших исследований.

Научно-популярное издание. Издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и прикладной деятельности, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Массово-политическое издание. Издание, содержащее материалы (произведения) общественно-политической тематики, изложенные в форме, доступной для массового читателя.

Учебное издание. Непериодическое издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения.

Учебная программа. Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее раздела, части.

Учебник. Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие. Учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Практикум. Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению, закреплению пройденного и проверке знаний.

Учебно-методическое пособие. Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или по методике воспитания.

Учебное наглядное пособие. Учебное изоиздание (текстовое издание), содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.

Производственное издание. Издание, содержащее сведения по технологии, технике, организации производства, рассчитанное на специалистов различной квалификации, занятых в сферах практической деятельности.

Практическое руководство. Производственное издание, содержащее преимущественно описательно-эмпирический материал и служащее повышению квалификации специалистов или рассчитанное на лиц, желающих самостоятельно овладеть какой-либо профессией или навыками работы.

Нормативно-производственное издание. Непериодическое издание, устанавливающее определенные правила, требования, нормы во всех сферах практической деятельности.

Справочное издание. Издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Словарь. Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, знаков) с краткими их характеристиками или переводом на другой язык.

Энциклопедия. Однотомное или многотомное справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведений по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Примечание. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую) и отраслевую (специальную) энциклопедию.

Справочник специалиста. Справочное издание в виде книги или брошюры, содержащее необходимые в профессиональной деятельности специалиста сведения.

Рекламное издание. Издание, содержащее сообщения о различных мероприятиях, выпуске изданий, промышленных изделий, бытовых услугах, изложенные в привлекающей внимание, краткой, легко запоминающейся форме.

Каталог. Нормативно-производственное, справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов.

Каталог промышленного оборудования и изделий. Каталог, содержащий перечень промышленной продукции, дающий ее классификацию и учет.

Номенклатурный каталог. Каталог, содержащий перечень и основные технические характеристики номенклатуры промышленной серийной продукции, выпускаемой в данное время.

Информационное издание. Издание, содержащее систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ними ознакомления, выпускаемое органами научной и технической информации, а также другими организациями, осуществляющими информационную деятельность.

Примечание. Информационные издания могут быть библиографическими, реферативными или обзорными, непериодическими, периодическими или продолжающимися.

Библиографическое издание. Информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей.

Реферативное издание. Информационное издание, содержащее публикацию рефератов.

Обзорное издание. Информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров.

Литературно-художественное издание. Издание, содержащее произведения художественной литературы.

Приведенные термины установлены существующим в настоящее время стандартом. Они обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, научной, технической, справочной литературе. Приведенные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

ГЛАВА 1. Видо-типологический состав и классификация изданий

Концепция и общая модель издания

Редакторская работа в книжном деле многофункциональна и разнообразна. Между тем есть в ней общая цель, которая определяет, объединяет и направляет все действия редактора. Эта цель - обеспечение потребностей населения в книге, которая достигается выпуском в свет изданий.

По определению, издание - «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения».

Не заостряя внимание на том, что современное издание может быть оформлено не только полиграфически, отметим, что первым важнейшим его отличительным признаком является наличие содержательной основы, под которой фактически нужно понимать литературное произведение. Далее в числе необходимых признаков отмечается (и это также заслуживает особого внимания) редакционно-издательская обработка произведения (документа). Обязательным условием является печатное или тиснением оформление в виде самостоятельного объекта и как минимум с выходными сведениями. Это все, без чего не может быть издания, благодаря которому произведение литературы потом становится связанным с книгой.

Книжное издание представляет собой достаточно сложное, системное образование. Его нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В состав издания входят произведение литературы и аппарат. Произведение также является непростым образованием. Его обязательным элементом является текст, который состоит из некоторого множества смысловых (содержательных) элементов и может иметь различную структуру в зависимости от вида литературы, содержания и жанра произведения. Наряду с текстом в произведении могут быть нетекстовые элементы отображения содержания: иллюстрации, таблицы, формулы.

Аппарат нужен для того, чтобы отличить издание от другого, быстро и безошибочно сориентироваться в его содержании, иметь возможность идентифицировать его и осуществить поиск в потоках и массивах других изданий, найти нужные сведения в произведении без обязательного прочтения всего текста, получить дополнительные сведения по теме издания и проч. В общем случае аппарат издания включает: выходные сведения, аннотацию или реферат (в научных изданиях), содержание (оглавление), библиографические элементы, указатели различного назначения, примечания, комментарии и др. Состав аппарата и его полнота определяются видом издания.

Таким образом, издание в целом можно рассматривать как информационную систему, причем достаточно сложную, хотя и хорошо организованную. При этом две ее составляющие - произведение и аппарат - образуют подсистемы, в каждой из которых своя совокупность элементов, которые находятся во взаимных, функционально и информационно обусловленных отношениях.

Информация, заключенная в издании (его содержание), является продуктом творчества и выражения духовного мира автора произведения. Само издание представляет собой продукт редакционно-издательской деятельности, в которой произведение выполняет роль объекта, на который направляется деятельность редактора как субъекта редакционно-издательского процесса. Наряду с редактором в работе над подготовкой издания принимают участие другие специалисты: корректоры, операторы ЭВМ, технические редакторы, верстальщики, художники и оформители (дизайнеры), полиграфисты, маркетологи. Редактор, который ведет издание, является главным действующим персонажем.

Во всей своей работе он пользуется профессиональным методом - редакторским анализом . Он анализирует и оценивает читательские потребности, книжные потоки и массивы по теме издания, находит рукопись произведения или автора, которому делает заказ, формирует свой или рассматривает авторский замысел и т.д. Редактор - организатор и вдохновитель всей работы по созданию издания, которое всегда конкретно, должно обладать определенными типологическими признаками и соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

До того, как приступить к подготовке издания, редактору приходится отвечать на два вопроса: следует ли издавать данную книгу и, если следует, то какой ей быть. Эти вопросы требуют ответа даже в том случае, когда издание стоит в плане. После составления плана и относящихся к тому периоду предварительных проектов до момента, когда нужно приступать к его реализации, обычно проходит какое-то время, в течение которого ситуация может получить иной характер. Тем более нужны ответы на поставленные вопросы, если от автора поступит инициативная рукопись или у издательства возникла собственная потребность выпустить внеплановую книгу.

Редактор обычно информирован относительно положения в книгоиздании и книжной торговле по профилю своего издательства. Для этого у современного редактора имеется достаточно разных источников. Однако, когда стоит вопрос о конкретном издании, ему приходится еще раз изучать, анализировать и оценивать книжный поток, рынок, читательские потребности, общественную значимость предполагаемого издания.

Полученную информацию редактор сопоставляет с авторским замыслом произведения, у него рождается замысел издания. При этом ему нужно также принять во внимание возможности издательства по подготовке оригинала-макета и дальнейшему участию в процессе прохождения издания до выпуска в свет и по распространению. Особую роль играет учет типологических признаков будущего издания: целевого назначения, читательского адреса, характера информации.

Располагая исходной информацией, редактор имеет возможность проработать и сформировать концепцию издания .

Концепцией определяется вся последующая творческая и другая работа редактора над изданием: разработка плана-проекта и написание пробных фрагментов будущего произведения, анализ, оценка авторского оригинала и его совершенствование; разработка концепции иллюстрирования произведения и оформления книги; моделирование издания и его подготовка; систематизация элементов издания и формирование издательского оригинала; контрольно-аналитическая работа на этапах его тиражирования и выпуска в свет. Творческий характер деятельности редактора при решении перечисленных задач обусловлен тем, что предмет его труда - каждое подготавливаемое издание, имея в основе конкретный авторский оригинал произведения, обладает своими индивидуальными свойствами. Специфика аналитической и методической работы редактора как самостоятельного направления в книгоиздании заключается в том, что редактор не подменяет автора, а направляет его творческий потенциал на реализацию замысла в форме, обеспечивающей наиболее эффективное восприятие содержания книги читателем.

Разработка концепции издания является важной творческой операцией, выполняемой редактором. С точки зрения психологии творчества понятие концепции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе и в результате редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик.

Создать концепцию - значит подготовить основу для формирования модели издания и его проектирования. Концепция является методологической основой всего процесса редакторской подготовки издания. На основе концепции, с учетом специфики литературного произведения разрабатывается модель издания.

Общая, принципиальная модель издания должна включать наиболее значимые и обобщенные признаки издания, необходимые для того, чтобы вскрыть его сущность. К таким признакам, которые можно считать необходимыми и достаточными, следует отнести функциональное назначение , читательский адрес , характер информации и конструкцию . Конечно, на практике характеристика конкретного издания не ограничивается только перечисленными признаками, и это нужно учитывать при редакторской подготовке каждого издания в отдельности. Что касается общей модели, она предложена как один из результатов научного исследования, проведенного Книжной палатой.

Функциональное назначение рассматривается как более четкое и ясное выражение типологического признака «целевое назначение». Понятие «функциональное назначение» разработано в рамках социально-функционального заказа и является более широким, чем понятие «целевое назначение». В книговедении функциональное назначение отображает связь и функциональную зависимость группы изданий от потребностей определенной сферы общественной жизни и практики. Таким образом, с одной стороны, общественные потребности ставят задачи по созданию и выпуску определенных изданий, с другой - осуществляется подготовка изданий для удовлетворения этих потребностей.

Функциональное назначение и целевое назначение отчасти идентичны как признаки издания. Однако в действительности функциональное назначение более полно учитывает возможности издания по удовлетворению задач и интересов общества. К примеру, целевое назначение научных изданий заключается главным образом (и на этом акцентируется внимание) в отражении в системе научных коммуникаций результатов познавательной деятельности. Научное издание является способом научной коммуникации. Когда мы смотрим на научные издания с позиций функционального назначения, то видим, что в их функциях отражаются фиксирование результатов научного познания, передача их в пространстве и во времени, апробация результатов исследования и закрепление научного приоритета, они играют заметную роль в повышении уровня научных знаний, в формировании научного мировоззрения, обладают большим вспомогательным значением и т.д.

Аналогичная ситуация наблюдается в области научно-популярных изданий, целевое назначение которых обычно сводится к популяризации и пропаганде науки. В их функции входят и информационная, и просветительская, и образовательная, и мировоззренческая, и практическая, и профориентационная, и ряд других.

Это не значит, что функциональное назначение в качестве типологического признака должно заменять целевое назначение. Собственно, целевое назначение отражает тот факт, что издание (а в его составе литературное произведение) создается для передачи читателям определенных знаний. И каждый раз при этом преследуются более или менее определенные цели: обобщение знаний в той или иной области, их распространение, обмен результатами научного познания, формирование общественного сознания, норм права, морали, нравственности и т.д. Целевое назначение в широком плане рассматривается еще и как общественное назначение, под которым понимается то общественно необходимое воздействие, которое должно оказать издание на читателя. Целевое назначение и читательский адрес связаны и образуют комплексный признак, имеющий важное значение для систематизации изданий, которая строится на функциональном подходе.

Здесь уместно вспомнить, что функциональный подход был сформирован в 1930-е годы отечественными книговедами и на длительное время определил развитие теории и практики книговедения и, в частности, редакционно-издательского дела. Функциональный подход рассматривается как методологическая основа современных научных дисциплин, обращенных к предмету и явлениям информации, системности и управления. Он определяется прежде всего функциональной природой самих явлений, и, как отмечают исследователи, функциональная природа присуща, по-видимому, проявлению жизни во всех ее формах. Достоинство функционального подхода, в том, что он как бы разрушает барьеры между различными отраслями знания и концентрирует внимание на общности функций.

Изучение функций книги, ее типов и видов, читательских интересов составляет основу функционального подхода в теории и практике книжного дела.

Функциональный подход к формированию модели издания указывает на важное методологическое значение результата этого процесса для редакторской подготовки издания.

Функциональное назначение как признак, который взят для разработки модели издания, так же как и целевое назначение, тесно смыкается с читательским адресом. На первый взгляд может показаться, что читательский адрес является дополнением к функциональному назначению издания. Однако такое имеет место только в некоторых случаях. Так, например, основным читателем научного издания является ученый. Читательский адрес других видов издания может быть детально конкретизирован, что видно на примере учебных изданий. Их читатели подразделяются по социальному признаку - учащиеся; по сфере обучения - учащиеся школы, ПТУ, студенты колледжей, вузов; по форме обучения - учащиеся дневного, вечернего, заочного отделений; по ступеням - учащиеся начальной и средней школы, студенты бакалавриата, магистранты, студенты, которые готовятся стать дипломированными специалистами.

В оценке читателя есть свой функциональный подход. Он выражается в изучении читателя прежде всего в связи с книгой. Типология читателя рассматривается в связи с функцией ее чтения.

Редакторы занимаются подготовкой изданий для различных категорий читателей. Бо льшая часть литературно-художественных, научно-популярных изданий выпускается с ориентировкой на широкие читательские круги, без особого учета образования, социального положения, специальности и порой возраста, т.е. на «массового читателя». Правда, в условиях коммерциализации книгоиздания такой подход требует осторожности и ставит перед редактором и издательством задачи серьезного изучения книжного рынка.

Важнейшей характеристикой издания, которая определяющим образом влияет на выбор его вида, является характер информации. Этот термин предложен Книжной палатой, чтобы выразить особый опосредованный характер взаимоотношения содержания с функциональным назначением, читательским адресом и конструкцией издания. Так, на одну и ту же тему, на одном и том же материале можно написать произведения разных жанров и на их основе создать соответствующее количество изданий. В каждом из них в зависимости от жанра произведения и вида издания будут по-своему излагаться и освещаться факты, будет свой характер информации.

Один из основных признаков характера информации - глубина разработки проблемы. В научном издании требуется высокий научный уровень проработки темы с привлечением эффективных методов исследования, аргументированных обоснований и доказательств и нужны свои языково-стилистические средства отображения информации. При освещении той же проблемы в научно-популярном издании она должна быть адаптирована с учетом возможностей читательского понимания и восприятия, у издания будет другой, отличающейся от научного издания, язык, иные приемы и средства отображения содержания. Еще иначе результаты разработки научной проблемы будут представлены при использовании их в учебном издании.

В связи с рассмотрением признака «характер информации» нужно отметить, что данный типологический признак характеризуется также тем, какие языково-стилистические средства используются в произведении для изложения его содержания. В издании определенного вида используется свой функциональный стиль: научный, научно-популярный, деловой, художественный и т.д. Отсюда характер изложения материала может рассматриваться как важный типологический признак, отражающий способ осмысления, освоения и отображения действительности. Признаками характера информации являются степень нормативности материала, наличие в издании теоретического или эмпирического материалов и их соотношение, справочность в представлении материала и т.д.

Применение книги для выполнения ее функционального назначения и ее соответствие читательскому адресу зависят еще и от конструкции, которая непосредственно связана с характером информации. Конструкция включает в систему признаки, связанные с расположением материала, оформлением и полиграфическим исполнением издания. В этот комплекс входят взаимное расположение и связь составных частей (структура) книги и художественно-оформительские элементы.

Структура обычно понимается как целое, которое задает характер составляющих его фрагментов. Значение целого было выражено Аристотелем: «Целое - это нечто большее, чем сумма отдельных частей». Это хорошо видится на примере книги. Ее обложка - это сложное художественное целое; типографское оформление - тоже сложное целое, которое образуют специально выбранный шрифт, титульный лист, строки заглавия, гармонирующие с содержанием, хорошо выполненные и напечатанные иллюстрации; художественным и информационным целым является и текст книги. «Значит, книга как целое есть единство составляющих ее элементов, что далеко не идентично сумме входящих в нее составных частей. Поэтому под структурой книги мы будем понимать внутреннее скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых дают книге функционировать как некой целостности».

Обусловленность структурной организации издания его видовыми признаками весьма ярко выражена в следующих словах Е.Б. Адамова о справочном издании: «Трудно переоценить значение неразрывной связи формы справочного издания с его содержанием. Это обнаруживается в самой видовой характеристике, в основу которой положен не столько характер информации, как, например, в научных изданиях и изданиях художественной литературы, не столько читательский адрес, как, например, в изданиях для детей, не столько предназначенность для определенного рода деятельности, как, например, в производственных изданиях, сколько порядок размещения материала, определенный принцип его структурной организации и в конечном счете способ работы с книгой».

Авторское, редакторское, редакционно-техническое и оформительское начала при формировании издания - единый процесс. Работа должна проводиться с началом редактирования авторского оригинала. Логико-структурная организация текста, выбор способа последовательного выстраивания структурных элементов - во всем этом присутствуют конструкторско-оформительские решения. Содержание издания не определяется только содержанием произведения, его составляет совокупность всех элементов, составляющих издание.

Основы конструкции и оформления (дизайна) будущего издания в какой-то мере закладываются автором в его сочинении, что прежде всего проявляется в логической структуре текста, подборе иллюстраций, составе и характере функционирования аппарата книги. Поэтому задача редактора еще на стадии работы над авторским оригиналом произведения - ознакомить автора с проектом конструктивных и оформительских решений, образцами изданий, которые относятся к тому же виду, что и создаваемое. Контакты важно поддерживать в течение всего времени подготовки издания; благодаря этому автор может иметь возможность своими действиями способствовать улучшению художественно-конструктивного решения издания. Если у редактора и дизайнера (оформителя) вследствие функционального и эстетического осмысления авторского труда возникнут предложения, которые касаются произведения, например корректировки системы рубрикации, перегруппировки частей текста, введения дополнительных и исключения избыточных фрагментов текстов и т.п., то эти предложения тут же могут быть доведены до автора, обсуждены, согласованы и учтены.

Взаимодействие автора и дизайнера (оформителя) относится к важному условию, благодаря которому может быть обеспечено единство формы и содержания издания. Работающий над авторским оригиналом произведения редактор как организатор и ведущий создаваемого издания не может оставаться в стороне. Задача активно участвовать во всем, что относится к процессу подготовки издания, обязывает его направлять и поддерживать взаимодействие автора и дизайнера, осуществлять контроль за результатами оформления. К тому же редактор, анализируя и оценивая авторский оригинал произведения, должен хорошо видеть и понимать, за счет чего можно иметь более эффективные конструктивные решения, как более рационально соотнести эти решения с выполнением функциональных задач и более полным удовлетворением интересов читателей.

Общий смысл формирования структуры и оформления издания в том (подчеркнем это еще раз), чтобы сделать его целостной вещью, которая и с внешней, и с внутренней стороны должна отвечать своему функциональному назначению, а также читательскому адресу, характеру информации и условиям использования.

Основные задачи дизайна - способствовать наилучшему восприятию и пониманию текста, а также обеспечивать цельность издания. Книга - это единая, связная, закономерно построенная структура, что и должно быть воплощено в ее внешней форме. У нее есть ясно обозначенные начало и конец, упорядоченная система внутреннего членения, очевидная иерархия основных и различных вспомогательных текстов и изображений. Все это требует внимания, забот и контроля редактора издания.

Систематизация книжных изданий

Одной из основных типологических категорий в книговедении является вид издания . Он представляет собой типологическую группировку значительного множества изданий, которая сформировалась и реально существует в практике.

ГОСТ 7.60-90 стандартизовал следующие основания для формирования групп по видам изданий: целевое назначение, степень аналитико-синтетической переработки информации, знаковая природа информации, материальная конструкция, объем, состав основного текста, периодичность, структура, характер информации.

Среди названных признаков нужно выделить те, которые обладают наибольшей общностью для всех изданий. Это целевое назначение, которое по сути отражает в концентрированной форме функциональную роль издания, и характер информации. И тот и другой признаки характеризуют издание независимо от его иных признаков: объема, знаковой природы информации и проч. Виды изданий обладают еще одной общностью - читательским адресом, в том смысле, что этот признак свойствен каждому изданию. Вместе с тем по нему выделяется самостоятельная видовая группа - издания для детей.

Функциональный признак у каждого издания тоже свой, каждая книга имеет свой состав функций. Однако определенное функциональное свойство не является признаком, связанным всего лишь с одним каким-либо конкретным изданием. Например, взять такое издание, как каталог. В основе его функций есть справочная и рекламная. Информационная, познавательная, коммуникативная и ряд других функций принадлежат нескольким видам изданий - научным, научно-популярным, учебным. А вот функция популяризации научных знаний относится только к научно-популярному изданию.

При рассмотрении функциональных признаков не надо смешивать две стороны: отношение функции к виду издания и возможность издания выполнять дополнительные функции не являются специфической особенностью каких-либо отдельных видов изданий. Фактически каждый вид издания может быть многофункциональным. Так, из примера по поводу функции популяризации научных знаний не следует делать заключение, что научно-популярное издание не имеет других функций. Напротив, они весьма разнообразны. Виды изданий могут подразделяться на подвиды. Так, информационное издание в качестве подвидов включает библиографическое, реферативное и обзорное издания. К подвидам относят группы изданий, которые сложились на практике и формируются на основе общности характера информации.

До настоящего времени в книговедении нет единства взглядов на типологию изданий (книги). Существует несколько вариантов типологических моделей, отдельные из которых представляют собой определенную знаковую систему (схему, таблицу и т.п.), составленную из научных категорий и понятий, в своем единстве отражающих социальную сущность книги как способа информационного общения. Наиболее сложный характер имеет типологическая модель книги, представленная в ряде работ А. Гречихина. Автор рассматривает систематизацию книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначая каждую ступень определенной систематической категории. Самым верхним уровнем систематизации всего реального многообразия книги считается «тип». Тип книги является наиболее абстрактной категорией. По своему объему «тип» отображает все реальное многообразие книги в самом общем содержании - на уровне свойств, существенных признаков, объединяющих это реальное многообразие. Все последующие систематические категории в направлении от абстрактного к конкретному (от самого верхнего к самому нижнему) должны быть богаче по содержанию и меньше по объему.

Самой конкретной, единичной систематической категорией оказывается категория, в которой отражается «все реальное богатство содержания, присущее конкретно данной книге». Такая категория получает название «книга-индивид». По своему содержанию она «отражает не только самые общие признаки, свойства определенной книги, объединяющие ее со всем возможным многообразием таких изданий, но и присущие исключительно ей индивидуальные признаки, отличающие ее от других книг-индивидов».

Между верхними и нижними границами систематизации, обозначаемыми «типом» и «индивидом», возможно «бесконечное разнообразие промежуточных уровней систематизации, отражающих родовидовые отношения «книг-индивидов». Систематические категории промежуточных уровней одновременно могут быть и подчиняющими, следовательно, менее конкретными по содержанию, но более широкими по объему, и подчиненными, более конкретными по содержанию, но меньшими по объему. Соответственно эти промежуточные систематические категории предлагается рассматривать как родовые или видовые: род книги подчинен типу, в то же время он подчиняет видовые категории.

Вид книги является единичной научной категорией, которая определяет нижний предел систематизации. Вид отражает только книги-индивиды и их свойства, которые не подвергаются дальнейшему логическому делению. Такова одна точка зрения.

Согласно другой позиции, на которой стоит Книжная палата, на основное место при рассмотрении системы изданий ставится вид издания, о чем уже было сказано в начале раздела. Используется понятие и типа издания, который обозначает самый низкий предел систематизации. Тип издания рассматривается как конкретная модель издания, единичное типичное явление, отдельное издание в системе подвида. Тип отражает индивидуальные признаки издания, число которых обычно увеличивается по мере их конкретизации.

Различные признаки имеют разную значимость в формировании типовой модели. Наиболее существенные признаки позволяют создать четкую, определенную модель типа издания. Вторичные признаки могут не оказывать особо заметного влияния на изменение типа издания.

Чтобы сформировать модель типа издания, входящего в видовую группу изданий, нужно определить возможно большее число его признаков, которые должны выйти в модель. Основываясь на примере из «Типологии изданий», возьмем вид справочных изданий. В его составе тип издания должен иметь как минимум такие признаки: функциональное назначение издания - справочное, научно-популярное, читательский адрес - массовый читатель, характер информации - универсальный энциклопедический словарь, алфавитный, с предметным и именным указателями, конструкция - иллюстрированный, однокрасочный, высокая печать, однотомный, переплет стандартный и т.д. Если в модели этого типа изменить хотя бы некоторые существенные признаки (например, функциональным изменением будет справочное, научное издание и читателями - специалисты), мы получим другой тип издания. Так обстоит дело со вторым подходом к типологии изданий.

По третьему варианту, автором которого является Н.П. Лавров, систематизация изданий и их типизация основываются на понятии типа. Под типами изданий понимаются группы изданий, образуемые по различиям в целевом назначении и характере информации.

Из трех названных и отчасти рассмотренных концепций в практике издательского дела и редактирования имеет распространение и используется типология книжной палаты. Издания, их основные виды, а также термины и определения представлены в ГОСТ 7.60-90. Стандарт дает определение только видов изданий и не имеет в своем составе термина «тип издания».

Систематизация изданий по их видам проводится во всех официальных изданиях Российской книжной палаты и в материалах печати, рассматривающих вопросы подготовки, выпуска и распространения литературы и изданий с официальных позиций.

Видовой ряд книжных изданий, применяемый в настоящее время Российской книжной палатой, выглядит следующим образом: массово-политические, официальные, научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные, справочные, информационные, рекламные, издания для досуга, литературно-художественные.

Приведенная видовая классификация основана на целевом назначении изданий. Учитывая, что целевое назначение тесно связано с читательским адресом, в самостоятельный вид книжных изданий выделяют издания для детей.

Целевое назначение и в более широком смысле функциональное назначение книжного издания являются признаками, которые задают программу создания издания. Подготовленные редактором по этой программе издания должны соответствовать социальным потребностям, интересам читателей и обладать определенными типологическими свойствами. Занимаясь подготовкой издания, редактор должен опираться на общие положения в области редакционно-издательской технологии и непременно учитывать видовую специфику конкретного издания.

Готовясь стать дипломированным специалистом в области книжного дела по специальности «Издательское дело и редактирование», студент должен предполагать, что ему придется заниматься редакторской подготовкой, выбирая тот или иной вид издания.

По характеру информации выделяются следующие виды изданий: монография (научная или научно-популярная), сборник научных трудов, пособие, практическое пособие, практическое руководство, учебник, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, словарь (энциклопедический, языковой, толковый, терминологический), разговорник, справочник, путеводитель, каталог (издательский, выставки, идейный и др.), документально-художественное издание, альманах, антология, обзорное издание, реферативное издание др.

Среди перечисленных изданий есть такие, которые выделяются по числу включаемых в них литературных произведений. Этот признак заслуживает редакторского внимания, потому что литературное произведение или их совокупность составляют основу книжного издания, второй составляющей которого является аппарат. Кроме того, литературное произведение (фактически) определяет целевое назначение и читательский адрес издания в целом.

Группировка книжных изданий по признаку числа включаемых в них литературных произведений имеет важное значение для редакционно-издательской практики и в особенности для редакторской подготовки изданий. Ее главным признаком выступают принципы отбора литературных произведений для основной части конкретного издания.

Группы изданий с учетом принципа отбора произведений в их состав с некоторых пор принято называть жанрами книжных изданий. К ним относят: моноиздание (издание отдельного произведения), сборник, избранные сочинения, собрание сочинений. Жанр издания редактор определяет на этапе его формирования, т.е. в издательстве. Поэтому в названии «издательский жанр» заключен двоякий смысл: жанр издания и жанр, который формируется в издательстве. Жанры книжных изданий создаются в издательстве на основе поступивших авторских рукописей произведений и могут определяться без участия автора. Для моноиздания обычно отбираются произведения достаточного объема, обладающие высокими содержательными качествами. Имеет значение и целевое назначение издания.

Формирование издания определенного жанра - достаточно сложная редакционно-издательская проблема. Особую сложность представляют собрания сочинений. Их подготовка требует большой организаторской и творческой работы, в значительной степени большей, чем работа над другими издательскими жанрами.

Подготовка издания определенного жанра включает не только формирование соответствующей совокупности произведений, но и порядок их расположения, а также создание аппарата, соответствующего характеру издания. Перед редактором стоит задача выбора композиции издания: быть ли ей проблемно-тематической, жанровой, хронологической, жанрово-хронологической или какой-либо иной. В концепции издания, разрабатываемой редактором, в его модели, во всей работе над подготовкой издания должны быть профессионализм, четкость и ясность, технологичность и творческое начало. При этих условиях можно рассчитывать на создание книги, нужной читателю и обществу


Close