«Бульдо́зерная вы́ставка» - это одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР ; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине столицы в Беляево, при пересечении Профсоюзной улицы и улицы Островитянова.
  Была жестоко подавлена властями с привлечением большого количества милиции , а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название.

Выставка была разбита на пустыре около перекрёстка. Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также достаточное количество журналистов западных информационных агентств и дипломатов. Картины были развешены на импровизированных стойках, изготовленных из деревянных реек.
  Хотя организаторы поехали на место на метро (машину легче остановить по дороге), тем не менее на выходе из него некоторых участников обвинили в «краже часов» — было очевидно, что их хотят задержать любой ценой. Но минут через 20 пришел капитан милиции и сказал, что произошла ошибка. Когда же они подошли к пустырю, то увидели там машины с саженцами и каких-то одетых в рабочую форму людей, которые стали кричать, что, дескать, пришли хулиганы, которые мешают им сажать деревья. Причем говорили, что у них субботник, хотя было воскресенье.
  По данным разных участников выставки, на месте к ним присоединилась ещё одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Кто-то из них пришел не с пустыми руками: Л. Бажанов, С. Болдырев С. Бордачев , Э. Зеленин , Р. Заневская , Е. Крылова , К. Нагапетян , В. Пирогова, Толстый (В. Котляров) А. Тяпушкин , О. Трипольский , М. Федоров-Рошаль , Т. Левицкая , М. Одноралов , А. Жданов , В. Тупицын и некоторые другие, чьи имена и численность установить не представляется возможным (в настоящее время о своем участии в этой выставке заявляет значительное количество художников).
  Несмотря на небольшой размах события, оно весьма серьёзно было воспринято властями. Примерно через полчаса после начала выставки к месту её проведения была направлена группа, включающая три бульдозера, поливальные машины, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей; часть картин была конфискована. Формально всё выглядело как гневная спонтанная реакция группы работников по благоустройству и развитию лесопарка.
  Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Очевидцы вспоминают, как Оскар Рабин, повисший на ковше бульдозера, был фактически протащен через всю выставку. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».

Не состоялись концерты Макаревича. Отменили выступления Арбениной. Накрылись сольники Ротару. Артистов учат родину любить. Искусство в эту трудную пору должно закрасить полутона. Иначе закрасят афиши. Как минимум.

А вот Никита Сергеевич Хрущев, например, в реалиях советских культурных устоев нон-конформистов бульдозерами гонял и поливальными машинами. Без сантиментов и церемоний. Правда, и не без последствий.

Одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР - выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине столицы в Беляево, при пересечении Профсоюзной улицы и улицы Островитянова.

Художники, творчество которых выходило за рамки эстетической программы социалистического реализма и не признанные властями в качестве соцреалистов зачастую становились объектом преследования. Долгие годы «неофициальным» художникам было запрещено выставляться, и в их среде было принято решение о необходимости провести общую экспозицию, «потому что все соскучились по выставкам, потому что неофициальным художникам не дают выставляться». Так состоялась выставка 22 января 1967 года, которая через два часа была закрыта работниками КГБ и московского горкома партии.

В конце концов Оскар Рабин в 1969 году предложил сделать выставку на открытом воздухе. Но тогда художники отказались от этой идеи (они потихоньку продавали свои картины западным дипломатам, некоторым советским гражданам, имели небольшой доход, и поэтому не хотели нарываться на неприятности).

Однако в 1974 году начались прямые атаки на неофициальных художников со стороны КГБ и МВД, и тогда художники всё же решились устроить выставку на открытом воздухе. Инициаторами показа выступили коллекционер Александр Глезер и 13 художников: Оскар Рабин — основной лидер нонконформизма, В. Воробьев, Юрий Жарких, В. Комар, А. Меламид, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Евгений Рухин, Александр Рабин, Василий Ситников, Игорь Холин, Борух Штейнберг, Н. Эльская.

Выставка была разбита на пустыре около перекрестка. Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также достаточное количество журналистов западных информационных агентств и дипломатов. Картины были развешены на импровизированных стойках, изготовленных из деревянных реек.

По данным разных участников выставки, на месте к ним присоединилась еще одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Кто-то из них пришел не с пустыми руками: Л. Бажанов, С. Болдырев С. Бордачев, Э.Зеленин, Р. Заневская, К. Нагапетян, В. Пирогова, Толстый (В. Котляров) А. Тяпушкин, О. Трипольский, М. Федоров-Рошаль, Т. Левицкая, М. Одноралов, А. Жданов, В. Тупицын и некоторые другие, чьи имена и численность установить не представляется возможным (в настоящее время о своем участии в этой выставке заявляет значительное количество художников).

Примерно через полчаса после начала выставки к месту её проведения была направлена группа, включающая три бульдозера, поливальные машины, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей; часть картин была конфискована. Формально всё выглядело как гневная спонтанная реакция группы работников по благоустройству и развитию лесопарка

Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Очевидцы вспоминают, как Оскар Рабин, повисший на ковше бульдозера, был фактически протащен через всю выставку. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…»

После этого события, вызвавшего громкий резонанс в зарубежной прессе, советские власти вынуждены были уступить и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Новая выставка представляла работы уже не 20, а более чем 40 художников, длилась 4 часа и привлекла по разным данным около полутора тысяч человек.

Был исключительно социалистический реализм . Отнесение того или иного художника к соцреалистам совпадало с официальной поддержкой его деятельности.

Художники, творчество которых выходило за рамки эстетической программы социалистического реализма и не признанные властями в качестве соцреалистов зачастую становились объектом преследования со стороны властей. Долгие годы «неофициальным» художникам было запрещено выставляться, и в их среде было принято решение (Глезер /Рабин), что надо провести общую экспозицию, "потому что все соскучились по выставкам, потому что неофициальным художникам не дают выставляться ". Так состоялась выставка 22 января 1967 года , которая через два часа была закрыта работниками КГБ и московского горкома партии.

15 сентября 1974 года

Выставка была разбита на месте, принадлежащем лесопарку Беляева. Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также достаточное количество журналистов западных информационных агентств и дипломатов. Картины были развешены на импровизированных стойках, изготовленных из деревянного мусора.

Хотя организаторы поехали на место на метро (машину легче остановить по дороге), тем не менее на выходе из него их обвинили в «краже часов» - было очевидно, что их хотят задержать любой ценой. Но минут через 20 пришел капитан милиции и сказал, что произошла ошибка. Когда же они подошли к пустырю, то увидели там машины с саженцами и каких-то одетых в рабочую форму людей, которые стали кричать, что, дескать, пришли хулиганы, которые мешают им сажать деревья. Причем говорили, что у них субботник , хотя было воскресенье.

По данным разных участников выставки, на месте к ним присоединилась еще одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Кто-то из них пришел не с пустыми руками: Л. Бажанов, С. Болдырев С. Бордачев , Э.Зеленин , Р. Заневская , К. Нагапетян , В. Пирогова, Толстый (В. Котляров) А. Тяпушкин , О. Трипольский , М. Федоров-Рошаль , Т. Левицкая , М. Одноралов , А. Жданов , В. Тупицын и некоторые другие, чьи имена и численность установить не представляется возможным (в настоящее время о своем участии в этой выставке заявляет значительное количество художников).

Несмотря на небольшой размах события, оно весьма серьёзно было воспринято властями. Примерно через полчаса после начала выставки к месту её проведения была направлена группа, включающая три бульдозера , водомёты , самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей; часть картин была конфискована. Формально всё выглядело как гневная спонтанная реакция группы работников по благоустройству и развитию лесопарка . Однако никогда не отрицалось, что наряд на работу они получили от КГБ .

Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Очевидцы вспоминают, как Оскар Рабин, повисший на ковше бульдозера, был фактически протащен через всю выставку. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».

Итоги

После этого события, вызвавшего громкий резонанс в зарубежной прессе, советские власти вынуждены были уступить и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Новая выставка представляла работы уже не 20, а более чем 40 художников, длилась 4 часа и привлекла по разным данным около полутора тысяч человек. Участник выставки - известный график Борис Жутовский - отмечал, что качество картин на вернисаже в Измайлово было несравнимо ниже, чем на первой разгромленной выставке в Беляеве, из-за того, что там были выставлены только лучшие работы, многие из которых были уничтожены. Впоследствии, преимущественно в зарубежных СМИ, четыре часа в Измайлово часто вспоминали как «полдня свободы». Выставка в Измайлово в свою очередь дала дорогу для других выставок нонконформистов, которые имели важное значение в истории русского современного искусства.

«Бульдозерная выставка» стала заметным событием неофициальной художественной жизни после разогнанной лично Н. С. Хрущёвым выставки в Манеже 1962 года в честь 30-летия МОСХа .

20-летие бульдозерной выставки было отмечено в 1994 году ретроспективной экспозицией её участников в картинной галерее «Беляево» (организатор экспозиции Александр Глезер).

Организатор выставки Оскар Рабин заявил в одном из интервью в Лондоне в 2010 году:

Также в интервью западным журналистам он сравнивал бульдозеры с танками в Праге , как символ репрессий режима, пугавшего его. Рабин был арестован, приговорён к высылке из СССР и был отправлен с семьёй в Париж .

См. также

  • Первая в стране «Выставка-акция» (за три недели до Бульдозерной)

Ссылки

  • О месте проведения Бульдозерной выставки 15 сентября 1974 г. в Москве
  • А. Глезер. К 35-летию «бульдозерной» выставки. Интервью // «Чайка » #19 (150), 1 октября 2009
  • «„Бульдозерная выставка“: последний штрих к оттепели» // Ural.ru
  • на peoples.ru
  • «Вечерняя Москва »: «От бульдозеров до леденцов»
  • Рошаль: Потом стало не так страшно // «Искусство » № 4, 2004
  • «30 лет выступлению сентябристов» // Gazeta.ru
  • 30 лет назад в Москве прошла «бульдозерная» выставка художников-нонконформистов (передача радио «Свобода»)

Бульдозерная выставка (передача из циклв «Алфавит инакомыслия» на радио «Свобода»)

Литература

  • Глезер А. Д. Искусство под бульдозером. - Лондон, 1977

Примечания

Координаты : 55°38′03.59″ с. ш. 37°31′13.52″ в. д.  /  55.634331° с. ш. 37.520422° в. д. (G) (O) 55.634331 , 37.520422

Категории:

  • Выставки неофициального искусства СССР
  • Эпоха застоя
  • События 15 сентября
  • Сентябрь 1974 года
  • Цензура в СССР
  • 1974 год в СССР
  • Второй русский авангард

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бульдозерная выставка" в других словарях:

    «Бульдозерная выставка» - БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА состоялась 15 сент. 1974 на пустыре в районе Беляево Богородское (Москва). Организована живописцами, скульпторами и графиками, находившимися в оппозиции к иск ву соц. реализма. Инициаторы выставки художник Оскар Рабин, поэт… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Хрущёву показывают экспозицию Выставка «Новая реальность» выставка советских художников авангардистов в московском Манеже, проходившая 1 декабря 1962 года. Экспозиция «Новая реальность», организованная Элием Белютиным, была частью большой… … Википедия

    Хрущёву показывают экспозицию Выставка «Новая реальность» выставка советских художников авангардистов в московском Манеже, проходившая 1 декабря 1962 года. Экспозиция «Новая реальность», организованная Элием Белютиным, была частью большой… … Википедия

    Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия

    - «Контрапункт: современное русское искусство» «Le contrepoint russe» … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Битцевский парк (значения). Битцевский лес … Википедия

    Эдуард Аркадьевич Штейнберг - Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937 года. Его отец поэт, переводчик и художник Аркадий Штейнберг был репрессирован в 1937 году и окончательно освобожден лишь в 1954 году. С 1957 года семья жила в Тарусе в Калужской области. После… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В этот осенний день на пустыре на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова состоялся «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» - несанкционированная выставка работ неофициальных советских художников, разогнанная в течение нескольких минут при помощи бульдозеров и людей в штатском.

«Бульдозерная выставка» стала одной из самых известных публичных акций неофициального искусства в СССР. Экспозиция была организованна столичными художниками-авангардистами, не входившими в официальные советские художественные союзы и организации. Творцы, чьи работы выходили за рамки эстетической программы соцреализма, договорилась показать свои картины всем желающим на опушке Битцевского лесопарка в Беляеве.

Вместе с организаторами выставки Оскаром Рабиным и Александром Глезером на пустырь пришли порядка 20 художников, расположивших свои картины на самодельных дощечках. В их числе: Валентин Воробьев, Юрий Жарких, Виталий Комар, Александр Меламид, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Александр Рабин, Евгений Рухин, Василий Ситников, Борух Штейнберг, Надежда Эльская, поэт Игорь Холин и присоединившиеся к ним Алексей Тяпушкин, Сергей Бордачев, Леонид Бажанов, Виктор и Маргарита Тупицыны, Эдуард Зеленин, Владимир Котляров.


Спустя полчаса после начала выставки к месту её проведения прибыли три бульдозера, водометы, самосвалы и несколько десятков милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и зрителей. Формально всё выглядело, как гневная спонтанная реакция группы работников по благоустройству лесопарка.


Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Очевидцы вспоминают, как Оскар Рабин, повисший на ноже ковша бульдозера, был фактически протащен через всю выставку. Этот скандал вызвал колоссальный резонанс во всём мире. Об этом писали многие иностранные газеты. Бульдозерная конфронтация, чреватая нарушением Хельсинкских соглашений о правах человека, дискредитировала советский режим. Желание руководства СССР поскорее скорректировать свой имидж в глазах «мировой общественности» привело к организации второй выставки на открытом воздухе. Власти пошли на уступки, и официально санкционированная «неофициальная» выставка состоялась 29 сентября в Измайловском парке. «Советским Вудстоком» так назвали иностранные СМИ вернисаж в Измайлово. «Полдня свободы» назвали его в СССР.


Время показало, что сам процесс разгона вернисажа с помощью бульдозера явился неким художественным феноменом, живущим своей жизнью, самоценным по сути. Столичные художники до сих пор отмечают каждый юбилей «Бульдозерной выставки» специальными экспозициями.


Осененные бульдозером « Бульдозерная выставка » - именно под таким названием сохранилась одна из известнейших публичных акций художников - авангардистов. Организаторы выставки - представители неофициального искусства, художники СССР. Состоялось вышеуказанное событие 15 сентября 1974 года. Место действия – окраина города (в Беляево), пересечение улиц Профсоюзной и Островитянова.












Немногий из ныне здравствующих художников -"­ шестидесятников ", добившийся прижизненного признания. Его работы уже нашли место в экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, Metropolitan в Нью - Йорке и др.


Фирменным живописным и графическим приемом Владимира Немухина стало изображение игральных карт, ситуаций и композиций. Даже на тех холстах, где не светятся знакомые « рубашки », можно увидеть игральные символы. Сегодня картины Немухина прочно входят в традиционную « русскую обойму » на торгах ведущих мировых аукционных домов.




" Бульдозерная выставка " – символ уникальной социокультурной ситуации, в которой искусство по сути неполитическое неожиданно обрело и политический вес, и общественную значимость. Со времен бульдозерной выставки система изменилась, но борьба художника за право быть услышанным не утратила драматизма.




Close