«Космонавт Георгий Добровольский» - теплоход, научно-исследовательское судно СКИ ОМЭР АН СССР (Службы Космических Исследований Отдела Морских Экспедиционных Работ Академии Наук СССР).

Входило в группу однотипных судов СКИ ОМЭР АН СССР проекта 1929 («Селена-2»), приписанных к порту Ленинград - «Космонавт Владислав Волков », «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев ».

Краткое название, употреблявшееся в Службе - НИС КГД.

Назначение. Задачи

В задачи экспедиционных рейсов судна входил сбор телеметрической информации с космических аппаратов, запускавшихся в СССР, а также обеспечение связи наземных пунктов управления полётами с экипажами космических кораблей и станций.

В течение 1978-91 годов, обеспечивая выполнение программы полётов долговременных обитаемых станций (ДОС) «Салют-6 » и «Салют-7 » и «Мир » судно выполняло работы с космическими кораблями «Союз », «Союз-Т», «Союз-ТМ», «Прогресс» и транспортных кораблей снабжения (ТКС).

Судно выполняло многочисленные работы по т. н. «второму старту» (выводу с промежуточной орбиты на заданную) спутников связи «Радуга », «Горизонт » и т. п., а также всевозможных разведывательных спутников и навигационных спутников ГЛОНАСС .

История

Экипаж и экспедиция

Экипаж, обслуживавший НИС «Космонавт Георгий Добровольский», формировался в Балтийском морском пароходстве из моряков и офицеров гражданского морского флота. Численность экипажа - 60-65 человек. Капитанами судна в экспедиционных рейсах были Эммануил Николаевич Троицкий (первые 9 рейсов), Кулешов Виктор Александрович, Митропольский Роман Николаевич и Синицын Вадим Николаевич.

Персонал, осуществлявший работы по космическим объектам и обслуживание радиотехнических средств, формировался как из офицеров Советской армии, так и из гражданских служащих, уже имевших опыт работы на наземных измерительных пунктах или на других судах Службы Космических исследований. Численность экспедиции - до 70 человек. Начальниками экспедиции были Поздняков Илья Никитович (первые пять рейсов), Выдранков Алексей Иванович, Серпиков Сергей Викторович.

Организационная структура экспедиции - управление, отдел телеметрии, отдел связи.

Технические средства

Название комплекса радиотехнических средств, установленных на борту судна - «Селена-М». Комплекс состоял из систем, предназначенных для приёма и обработки телеметрической информации, систем УКВ и спутниковой связи, оборудования Системы Единого Времени и навигационной аппаратуры.

В систему приёма и обработки телеметрической информации входили:

  • комплекс МА-9МКТМ-4К в составе главной антенны СМ-244 «Ромашка», станции приёма ТУ-544, радиотелеметрической станции УРТС-2
  • телеметрическая станция измерения быстроменяющихся параметров БРС-4
  • система телеметрических измерений - СТИ
  • комплекс «Надир-1929» - гирокомпасы стабилизации главной и спутниковой антенн

Системы связи включали в себя:

  • приёмо-передающий комплекс «Аврора-К», обеспечивавший телефонную УКВ связь с экипажами космических аппаратов
  • станция спутниковой связи «Сургут-ПК»
  • антенный комплекс «Жемчуг-МК»
  • приемо-передающий комплекс СМК
  • приемо-передающий комплекс голосовой и телеграфной связи «Сапфир»
  • приёмно-передающий комплекс КВ-связи, состоящий из передатчиков Р-652 «Щука» и приёмников Р-678-Н «Брусника»

Привязку к сигналам Системы Единого Времени осуществляла станция «Кипарис-К». Позиционирование судна осуществлялось при помощи спутниковых радионавигационных систем АДК-3М и «Штырь-2М».

Условия жизни и работы на судне

Рейсы на научно-исследовательских судах СКИ ОМЭР не были лёгкой прогулкой. Сеансы работы с космическими аппаратами могли происходить в любое время дня и ночи, независимо от погодных условий и волнения на море. Работа требовала от людей высокой концентрации внимания и выносливости. От них зависели результаты работы всего комплекса слежения и управления космическим аппаратами - и морского, и наземного базирования. За 6 - 9 месяцев рейса у людей может накапливаться психологическая усталость. Чтобы избежать её, на судне создавались условия для полноценного, насколько это возможно, отдыха. В спортзале регулярно проходили спортивные соревнования по баскетболу, волейболу и мини-футболу. В качестве игроков и болельщиков в них принимали участие все - и члены экипажа, и члены экспедиции. В салоне отдыха и на верхней палубе, под антенной, собирались любители настольных игр. Во время длительных стоянок в точках работы, в перерывах между сеансами массовым развлечением становилась рыбалка, а поблизости от берега - сбор раковин и кораллов. На судне существовала библиотека, кинозал. Бассейн и шезлонги на палубе были любимым местом отдыха.

Экипаж и экспедиция размещались в одно- и двухместных каютах. Система кондиционирования обеспечивала приемлемую температуру и влажность в помещениях. Обстановка кают скромная: двухъярусная койка, диван, стол, стул, книжная полка, шкаф, умывальник.

Судно регулярно, примерно раз в месяц, совершало заход в какой-либо из портов для пополнения продовольствия, воды и топлива. В такие дни людям предоставлялась возможность выхода на берег для прогулок и покупок, организовывались экскурсии, посещения пляжей, парков и другие подобные развлечения.

Районы работы

Основной район работы НИС КГД - Атлантический океан, у западных берегов Африки, в Гвинейском заливе и у берегов Кубы. Эти районы определялись тем, что именно над ними происходили манёвры обитаемых космических аппаратов при расстыковке и спуске с орбиты, а также «второй старт» спутников связи и межпланетных станций.

Судно работало также в Индийском и Тихом океанах.

За 14 экспедиционных рейсов судно прошло около 460 тысяч морских миль и посетило множество портов. Наиболее часто посещавшиеся порты: Лас-Пальмас (Канарские о-ва, Испания), Гавана (Куба), Дакар (Сенегал), Монтевидео (Уругвай), Виллемстад (Антильские о-ва, Нидерланды), Веракрус (Мексика), Роттердам и Амстердам (Нидерланды), Порт-Луи (о. Маврикий).

В Калининграде на НИС «Космонавт Виктор Пацаев» побывали группа офицеров во главе с вице-адмиралом, заместителем командующего Балтийским флотом РФ Сергеем Елисеевым.

Как стало известно, заместитель командующего поднимал конкретные вопросы по собственности судна, имущества, причала, по инвентарным описям, знакомился с документами по осмотру судна, Регистру, пожарной безопасности и пр.

После этого каждый из офицеров получил задания, направленные на изучение объектов судна с целью оценки его состояния: двигатель, ход, рубка, камбуз, каюты и т.д. Затем вице-адмирал Сергей Елисеев лично обошел все помещения, в т.ч. музейные.

Через два часа каждый офицер докладывал по своему направлению. Сергей Елисеев задавал вопросы по возможному размещению на борту юнармии во время сборов, обеспечению юнармейцев питанием, возможностью работы душевых и сантехники, сауны.

Военачальник сообщил, что филиал Музея Мирового океана по-прежнему будет располагаться на борту судна.

По итогам визита стало известно, что в 2019 году судно будут доковать, ремонтировать, запланировав финансирование в 2018-м. Пока о конкретных суммах речь не шла, но, со слов Сергея Елисеева, подобный ремонт эсминца "Беспокойный", к примеру, обошелся более 1 млрд. руб.

Заместитель командующего Балтийским флотом Сергей Елисеев остался доволен увиденным и отметил, что за 17 лет у причала музея корабль сохранил очень хорошее состояние: не растащен, оборудование на своих местах!

Напомним, еще два года назад единственному в России судну космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» Причина была в том, что тогдашний «хозяин» судна Роскосмос планировал прекратить его использование как лаборатории для связи с МКС, передав эти функции наземному измерительному центру.

НИС «Космонавт Виктор Пацаев» нужно было срочно спасать. Клуб ветеранов космического флота обратился в правительство Калининградской области и Службу госохраны. После проведения экспертизы «Пацаев» был признан объектом культурного наследия, подлежащим государственной охране.

Для «научника» тогда это было спасением: оно не могло быть проданным, распиленным на иголки, пущенным на металлолом.

Однако осенью 2016 года «НПО ИТ» подало иск к Минкульту России с требованием признать недействительным приказ о включении «Пацаева» в Госреестр объектов культурного наследия народов России.

В феврале 2017 гола Арбитражный суд г. Москва приказ Министерства культуры России , а НИС «Космонавт Виктор Пацаев» - в Государственном Реестре объектов культурного наследия народов России.

Но напряжение это не сняло. В последних числах ноября этого года в Министерстве культуры России прошло совещание, на котором среди тех, кто участвует в судьбе «Пацаева» на «постоянной основе», появилось новое действующее лицо -

По мнению руководства научно-производственным объединением испытательной техники («НПО ИТ») «Меценаты Отечества» должны стать новыми хозяевами «научника». Их поддержал Минкульт.

Доверие федеральных властей общественной организации было единственным гарантом того, что с судном ничего плохого не случится. Но у самих общественников не было ни концепции развития НИС «Космонавт Виктор Пацаев», ни денег на содержание судна. А в ближайших планах – лишь создание на его борту коммерческого музея и гостиницы.

Это возмутило и насторожило не только ветеранов космического флота, руководство Музея мирового океана и дочь космонавта-героя Светлану Пацаеву. (ОНФ) заинтересовалось основанием передачи судна общественникам - без торгов, «за красивые глазки».

Судьба «Пацаева» должна была решиться в середине декабря на совещании у министра культуры России Владимира Мединского.

Тогда же порталу сайт из достоверных источников стало известно, что НИС «Космонавт Виктор Пацаев» .

Несколько дней назад на борт судна поднялись командующий Западным военным округом А. В. Картаполовов и начальник Военно-морского управления Западного военного округа О.В. Журавлев. Тогда же впервые заговорили о том, что «Пацаев» может стать одним из объектов проектируемого парка «Патриот».

Отметим, «Патриот» - военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил России официально открылся летом 2015 года и за сравнительно небольшой период работы стал популярным местом отдыха.

В минувшие выходные в Калининграде побывал заместитель министра культуры России Олег Рыжков. Чиновник сообщил, что исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" останется в Калининграде в качестве музея. Его возьмёт на свой баланс Минобороны России для возможного создания на его базе филиала парка "Патриот".

Майя БЛИНОВА

Вот господа. Мы с вами перелистнули последнюю страницу этого альбома.
Чтобы не утомлять вас еще одной картинкой я просто перепечатаю то что написано на последней странице, скажем спасибо этим людям.

ИМЕНИ ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА

Над его созданием работали.

Научные редакторы П. Ф. Ваняюшин, Д. Г. Соколов
Ответственный за выпуск Л. Г Васильев.

Фотографии Л. Г. Хейфеца, В. И. Кузнецова,

Р.С. Киракасьянца

Художественные редакторы. И.И. Литомин, К.А. Карпошевич

Технический редактор М. Г. Богданова.

В каталоге 105 листов, 135 фотографий.

Подписано к печати 31/III-72г.

Тираж 50 экз. Бесплатно. Изд.№98. Тип. зак. 296

Читая эти казалось бы простые технические данные: "Тираж 50 экз. Бесплатно. Изд.№98. Тип. зак. 296". Задумайтесь. сколько работало людей чтобы напечатать всего 50 ПЯТЬДЕСЯТ!!! экземпляров этого интереснейшего каталога. Распространялся он БЕСПЛАТНО. Хотя какое тут распространение...
И только благодаря энтузиасту О. Павленко мы с вам можем ознакомиться с этой библиографической редкостью. Скажем ему отдельное спасибо.

А что же было с этим судном дальше?
1996 год. В Одессе, в порту Южный одиноко стоял у причала необыкновенный корабль. На боку его виднелось странное имя «АГАР», не говорящее ничего тем, кто впервые увидал стального гиганта, прибывшего откуда-то из великого прошлого. Это был наш флагман, лучшее научное судно страны и, пожалуй, мира. Как оно попало сюда? В 1991 году «Космонавта Юрия Гагарина»
покинула его основная экспедиция. После распада Союза, сокращения космических программ космонавтика переживала тяжелейшее время - она оказалась не у дел. Один из главных символов космической флотилии НИС «Гагарин» теперь представляло собой страшное зрелище: проржавевший, оскверненный вандалами, замусоренный и разграбленный. Морской космический флот был полностью расформирован в 1995 году. В 1991 году «Гагарина» приватизировала Украина, и вскоре титан оказался не по карману Черноморскому пароходству. До сих пор неизвестно, что стало с судовой библиотекой и музеем, куда пропал портрет Ю. Гагарина, подаренный экипажу Анной Тимофеевной Гагариной. В 1996 году «Космонавт Юрий Гагарин» был продан по цене 170 долларов за тонну. Стыдно было продавать научную гордость на металлолом, поэтому название судна замазали краской, оставив только буквы «АГАР». «Космонавт Юрий Гагарин», совершивший 22 экспедиционных рейса, отправился в последний путь, в Индию. Там, в порту Аланг, в считанные дни его разрезали на большие, бесформенные куски. Возможно, этот металл еще вернется к нам виде кастрюль или сувенирных значков, или в форме других кораблей, но об этом уже никто не узнает. На сегодняшний день от всего МКФ осталось только одно судно - «Космонавт Виктор Пацаев», оно стоит в порту Калининграда, у причала «Музея Мирового океана». Иногда оно привлекается к работам по МКС -проводит периодические сеансы связи. Но в море не выходит, стоит «на привязи».
Сегодня во многих странах мира есть морские суда, построенные для слежения за космосом. Несколько у США и Франции, постоянно расширяет космический флот Китай: у наших восточных соседей уже 5 специализированных судов, оснащенных системами для приема телеметрии и управления КК. Не имея большой сети НИПов и зарубежных баз, китайцы прекрасно понимают
- для развития космонавтики им жизненно необходимы суда МКФ.

Большое спасибо ВСЕМ кто долистал эту публикацию до конца. И до новых встреч в клубе ППП!

Судно "Космонавт Юрий Гагарин" - научно-исследовательское судно (НИС) службы космических исследований АН СССР. На период постройки самое большое в мире НИС. Предназначено для измерения параметров движения космических аппаратов, передачи в космос команд и программ для управления их полетом, приема из космоса телеметрической и научной информации, ведения радиопереговоров с космонавтами.



В процессе создания корабля и радиотехнических комплексов, установленных на нем, было решено много научно-технических проблем, связанных с увеличением дальности и устойчивости связи с космическими аппаратами, с повышением надежности аппаратуры, с повышением точности навигационной привязки корабля к точке Земли.

Перед создателями стоял и ряд других сложных технических задач, связанных с обеспечением аппаратуры электроэнергией различных видов, охлаждением, кондиционированием воздуха, с уменьшением вибрации корпуса, с улучшением параметров качки, с исключением взаимных помех при одновременной работе различной радиотехнической аппаратуры.

Построено в Ленинграде в 1972 году, было приписано к порту Одесса. Основой проекта послужил корпус серийного танкера 1552 с ледовыми подкреплениями. Спроектировано судно для работы в любых районах Мирового океана и при любых погодных условиях.


Торжественный спуск на воду

В свой первый судно вышло в декабре 1972 г. За 20 лет (до 1991 г.) корабль совершил более 20 рейсов, участвовал во многих экспериментах по советской программе исследований и освоения космоса. Основой научно-технического оборудования, размещенного на судне, служила универсальная командно-измерительная система, способная работать одновременно и независимо с двумя космическими объектами. Она выполняла передачу команд, осуществляла траекторные измерения, телеметрический контроль, двустороннюю телефонную и телеграфную связь с космонавтами, прием из космоса научный данных и телевизионных изображений. Работа этой системы обеспечивалась параболическими антеннами (диаметром 25 м и массой 240 т и одна - 12 м и 180 т). Через них передавались и принимались радиосигналы на сантиметровых, дециметровых и метровых волнах. Каждая антенна была оборудована системой стабилизации и автоматического сопровождения космических объектов. Еще одна, носовая 12-метровая антенна использовалась для связи с Центром управления полетами через спутник-ретранслятор "Молния".


Лаборатория аппаратуры управления антеннами измерительного комплекса


Управление космическими радиотехническими системами было полностью автоматизировано, контроль за их работой велся со специальных судовых пультов. Местоположение определялось специальным автоматизированным комплексом, принимающим сигналы от навигационных спутников. Также имелись пассивные успокоители качки. Ориентация судна в дрейфе во время сеансов связи производилась с помощью подруливающих устройств (двух носовых и одного кормового).

На судне также была установлена аппаратура непрерывного автоматического измерения изгиба корпуса судна на волнении. Аппаратура выдавала соответствующую информацию в систему управления антеннами для повышения точности их наведения.


Лаборатория измерительного комплекса

Дальность плавания - 26 тыс. миль, автономность плавания - 130 суток. Всего на борту оборудовано 1 200 различных помещений общей площадью свыше 20000 кв.м. Экипаж - 136 человек, а также 298 - научных работников, лаборантов, инженеров и техников космической службы.

Технические характеристики:

Судно было снабжено якорными устройствами с якорями весом по 8 т каждый, рулевым и швартовно-буксирным устройствами, грузовым устройством (три электрических крана грузоподъемностью по 3,2 т и 8-тонные грузовые стрелы, обслуживающие грузовой трюм, для перевозки различных экспедиционных грузов).

Водоизмещение - 45 тыс. т.,
Длина - 232 м,
Ширина - 31 м,
Мощность ПТУ - 19000 л.с.
Мощность судовой электростанции - 8000 кВт.
Скорость - 18 узлов,
Высота борта - 15,4 м
Осадка - 8,5 м


Центральная лаборатория навигационного комплекса

Использованные источники: "Морской энциклопедический справочник" под редакцией академика Н. Н. Исанина. Ленинград "Судостроение" 1987 г.

Вооружение

Уникальное судно Академии наук Союза Советских Социалистических Республик (АН СССР). Флагман морского космического флота , предназначенный для обеспечения связи с космическими станциями и спутниками, изучения верхних слоев атмосферы и космоса. Корабль являлся самым большим и наиболее совершенным в техническом плане экспедиционным судном в мире.

Общие сведения

«Космонавт Юрий Гагарин» - научно-исследовательское судно, осуществлявшее передачу команд управления космическим аппаратам, корабль выполнял задачи по расчету траектории космических аппаратов и сбору телеметрической информации. Судно осуществляло поддержание связи наземных пунктов управления полётами с экипажами космических кораблей и станций. Крупнейшее и мощнейшее судно в своём классе.

История создания

Согласно Постановлению Совета Министров СССР № 706-264 от 03.09.1968 г. научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» (НИС «Космонавт Юрий Гагарин») было построено на Балтийском судостроительном заводе (г.Ленинград). Судно создавалось по проекту 1909, шифр «Феникс» – Плавучий командно-измерительный пункт (ПКИП), предназначенный для управления и контроля полётов КА и КК из различных районов Мирового океана.

Имя первого космонавта Земли присвоено судну Постановлением Совета Министров СССР № 112-41 от 10.02.1969 г. Основой для создания НИС послужил проект танкера 1552 тип «София»

Для сокращения сроков и стоимости постройки в итоговом проекте был частично использован ряд судовых систем танкера. Корпус и главная энергетическая установка были унифицированы с исходным проектом.

Космический морской флот

Корабли морского космического флота

Год первого рейса Название корабля Примечание
1960 «Ворошилов» / «Ильичёвск» Торговое судно с телеметрической аппаратурой. В экспедиционных рейсах с 1960 по 1965 г. Списан 1974 (?)
1960 «Краснодар» Торговое судно с телеметрической аппаратурой. В экспедиционных рейсах с 1960 по 1965 г. Разобран в Сплите (Югославия) 1975г.
1960 «Долинск» Торговое судно с телеметрической аппаратурой. В экспедиционных рейсах с 1960 по 1973 г. Разобран в КНР - 1986 г.
1962 «Аксай» Танкер и измерительный пункт. В экспедиционных рейсах с 1962 по 1972 г. Списан - 1984 г.
1966 «Ристна» 10 рейсов с 1966 по 1976 г. Разобран в Калькутте - 1995 г.
1967 «Бежица» 10 рейсов с 1967 по 1977 г. Разобран в Читтагонге - 1988 г.
1967 «Космонавт Владимир Комаров» Лунная флотилия. Создан по проекту 1917 («Сириус») из сухогруза «Геническ» Продан на слом в Аланг (Индия)1994 г.
1967 «Боровичи»
1967 «Кегостров» Лунная флотилия. Создан по проекту 1918 («Селена») из лесовозов серии «Вытегралес» В 1990 г. разобран в Аланге
1967 «Моржовец» Лунная флотилия. Создан по проекту 1918 («Селена») из лесовозов серии «Вытегралес» В 1990 г. разобран в Аланге
1967 «Невель» Лунная флотилия. Создан по проекту 1918 («Селена») из лесовозов серии «Вытегралес» В 1990 г. разобран в Аланге
1970 «Академик Сергей Королёв» Проект 1908 («Канопус») Переименован в OROL и продан на слом в Аланг (Индия)1996 г.
1971 «Космонавт Юрий Гагарин» Флагман космического флота. Проект 1909 («Феникс»). Переименован в AGAR и продан на слом в Аланг 1996 г.
1977 «Космонавт Владислав Волков» С 1977 по 1992 год совершил 17 экспедиционных рейсов. В 2000 г. разобран на калининградском СРЗ "Судоремонт-Балтика"
1978 «Космонавт Павел Беляев» С 1978 по 1994 год совершил 14 экспедиционных рейсов. В 2000 г. разобран на калининградском СРЗ "Судоремонт-Балтика"
1978 «Космонавт Георгий Добровольский» С 1978 по 1991 год совершил 14 экспедиционных рейсов. В 2006 г под именем COSMOS разобран в Аланге
1979 «Космонавт Виктор Пацаев» С 1979 по 1994 год совершил 14 экспедиционных рейсов. В настоящее время находится на стоянке в Калининграде, как экспонат музея Мирового океана

Описание конструкции

Сравнение размеров НИС и Титаника

Полное водоизмещение судна составляло 45 000 т, наибольшая длина - 231,6 м, ширина - 31,0 м, высота борта - 15,4 м, осадка - 8,5 м. Скорость полного хода в 18 узлов была достигнута путем установки на судно паротурбинной силовой установки мощностью 19 000 л.с. Дальность плавания составляла 20 000 миль. Запасы провизии и ГСМ позволяли осуществлять автономные рейсы длительностью до 130 суток, запасы пресной воды были рассчитаны на 60 суток (без учета использования бортовой опреснительной установки). Обеспечением судна занимался экипаж в составе 140 человек, кроме того около 215 человек входили в технический состав обеспечения экспедиций.

"Космонавт Юрий Гагарин" имел высокие мореходные качества, и это позволяло экипажу выполнять самые разнообразные задачи во всех районах Мирового океана при любом состоянии моря. Пассивный успокоитель, установленный на судне снижал амплитуду бортовой качки более чем в три раза. При волнении 7 баллов пассивный успокоитель обеспечивал снижение качки снижается с + 10 до + 3°, с периодом колебаний около 16 с. Килевая качка при 7 баллах достигает по амплитуде + 5°, период колебаний равен 7 с.

Судно было оснащено устройством подруливания. Основу устройства составляли крыльчатые движители - два в носу и один на корме. Установки находились внутри корпуса в поперечных сквозных каналах с приводом на электромоторы. Данное устройство облегчало управление на малых скоростях и при швартовке, позволяло компенсировать силу течений во время сеансов связи в дрейфе.

Корпус

Водонепроницаемые переборки разделяли корпус судна на восемь отсеков. По высоте палубы и платформы образовывали одиннадцать ярусов. Для их объединения на судне были установлены девять лифтов, семь из которых были пассажирскими. Кладовые, танки для топлива (дизельного и котельного), танки для пресной воды и балластные цистерны располагались на нижней, средней и вернехней платформах. Несколько помещений были отведены под лаборатории. Два яруса второго отсека судна занимал спортивный зал, над которым находился кинолекционный зал. Седьмой и восьмой отсеки были техническими - в них находились электростанция и машинно-котельное отделение соответственно. Ярусы, расположенные над верхней платформой находились выше ватерлинии. Для обеспечения ледовой прочности корпус судна оснастили подкреплениями.

Верхняя палуба была частично открытой с левого и правого борта. На этой палубе находились каюты членов экипажа и экспедиции, лаборатории и помещения столовых.

Над верхней палубой располагались два яруса - палуба первого яруса и открытая палуба. Ярусы занимали большую часть площади судна от носа до кормы. Для увеличения жесткости конструкции и снижения деформаций корпуса судна ярусы были включены в общую прочность судна. В помещениях был оборудованы салоны отдых, лаборатории, кают-компании экипажа и членов экспедиции. На открытом участке палубы были установлены неподвижные платформы для двух параболических антенн с диаметром зеркала по 25 метров. Эти платформы позволяли перераспределить вес антенн на продольны и поперечные переборки судна

Надстройки судна состояли из двух частей - носовой и кормовой. В носовой надстройке располагался нижний мостик с помещениями кают и лабораторий. Так же на этом ярусе располагалась одна из двух платформ 12-ти метровой антенны. Радиорубка находилась на среднем мостике. На навигационном мостике - рулевая и штурманская рубки. Кроме того площадка верхнего мостика использовалась для крепления второй 12-ти метровой антенны. Расстояние от ватерлинии до верхнего мостика составляло 25 метров.

Энергетическая установка и ходовые качества

Машинно-котельное отделение располагается в кормовой части судна. Энергетическая установка состоит из двух паровых котлов и турбины, которая вращает винт. Кроме того судно оснащено двумя электростанциями. Первая располагается в отдельном помещении в трюме. Эта электростанция представляет собой четыре дизельных генератора по 1500 кВт каждый и обеспечивает питанием научно-техническое оборудование экспедиции. Вторая электростанция находится в машинно-котельном отделении и предназначена для питания остальных потребителей. На ходу судна работает два турбогенератора мощностью по 750 кВт, дополнительный генератор мощностью 300 кВт работает во время стоянки судна. Кроме того на судне установлено два аварийных дизельных генератора мощностью по 100 кВт каждый. Совокупная мощность источников питания на судне составляет 8000 кВт.

Вспомогательное оборудование

Для обеспечения температуры 21-25 С во всех жилых, служебных и общественных помещениях на судне установлена система кондиционирования воздуха. Кроме того в систему вентиляции и охлаждения аппаратуры входит холодильная установка. Еще одна холодильная установка обеспечивает температурный режим в провизионных кладовых. Для получения жидкого азота из воздуха, необходимого для охлаждения научной аппаратуры и агрегатов(параметрических усилителей) на судне присутствовала криогенная установка. Кроме того Научно-исследовательское судно оборудовано комплексами контроля за работой космических аппаратов, приема телеметрической информации, дешифрирования принятой информации.

Специальное оборудование

Для решения экспедиционных задач на судне «Космонавт Юрий Гагарин» был установлен корабельный радиотехнический командно-измерительный комплекс «Фотон». С помощью этого комплекса можно было осуществлять одновременные работы с двумя космическими аппаратами, передавать команды на космические борта, выполнять измерения траектории и контроль телеметрической информации. Комплекс обеспечивал двустороннюю связь с космонавтами по средствам телефонов и телеграфов.

Основа комплекса - четыре параболические антенны - две с диаметром зеркала по 12 метров (первые с носа), третья и четвертая имели диаметр 25 метров. С помощью этих антенн можно было осуществлять прием и передачу информации на сантиметровых, дециметровых и метровых волнах. Антенна на корме имела одно зеркало, остальные два. 25-ти метровые антенны имели массу по 240 тонн, 12-ти метровые по 180 тонн.

Для радиопереговоров и осуществления телеметрического контроля использовались отдельные станции связи и приёма телеметрической информации со связанными обособленными антеннами. Всего на судне было установлено 75 различных антенн. При расчетах баллистических траекторий и обработки поступающей информации использовались две универсальные ЭВМ и несколько специализированных. С помощью системы привязки устанавливались точные географические координаты судна при осуществлении сеансов связи, его курс и углы качки.

Кроме того для определения координат использовались данные со спутников навигации. Гироскопические приборы с точностью до нескольких угловых минут давали сведения о курсе судна, бортовой, килевой качке и рыскании; индукционные и гидроакустические лаги - о скорости судна относительно воды и морского дна. Оптический пеленгатор позволял учитывать координаты опорных береговых ориентиров. Для расчета поправок при определении координат измерялись и параметры качки при волнении.

Кроме приборов и устройств, системы привязки, судно имело комплекс обычного штурманского оборудования.

Для обеспечения положения антенны использовали трехосную систему стабилизации. Деформации корпуса (углы изгиба в диамтральной плоскости и плоскости ватерлинии) измерялись оптико-электронной аппаратурой. Эти данные так же были необходимы для стабилизации антенн.

Через спутники-ретрансляторы «Молния» обеспечивалась связь судна с ЦУПом. Эта линия связи служила для передачи информации и радиообмена. Для связи со спутниками «Молния» использовалась носовая 12-ти метровая антенна

Для навигации также использовалось обычное оборудование связи, находящееся в распоряжении экипажа.

Для решения научных задач на судне установили аппаратуру единого времени, погрешность которой за сутки не превышала нескольких микросекунд. Периодически аппаратура синхронизировалась со службой единого времени.

Судно так же могло решать задачи по поиску космических аппаратов и эвакуации космонавтов в океане. Для этих задач судно оборудовали системами радиопеленга, осветительными приборами и подъемниками.

Перечисленные задачи по приему и передаче радиосигналов, измерениям, управлению космическими аппаратами и корабельными научными системами решали 86 различных лабораторий. Все помещения лабораторий были укомплектованы множественном новейших систем и приборов.

Экипаж

Всего на судне работало 140 человек экипажа, кроме того около 215 человек составляли инженерно-технический состав экспедиций. Из-за широкого круга задач, решаемых судном, состав участников экспедиции постоянно изменялся. Всего на судне в каютах могло разместиться 355 человек.

Для экипажа и научных сотрудников на судне работали салоны для отдыха, библиотека, кинолекционный зал вместимостью 250 человек, спортзал, два бассейна на открытой палубе. В кают-компании могло одновременно находиться до 60 человек. На судне были организованы две столовые на 100 мест каждая, хлебопекарня, камбуз и буфет. Для медицинского обслуживания предназначались лазарет, амбулаторное помещение, рентгеновский кабинет, кабинет физиотерапии и кабинет стоматолога.

История службы

Всего судно совершило 21 рейс (подробное описание под спойлером)

0-й рейс

16.07.1971г. – 20.08.1971г. Испытательный рейс, всего: 35 сут. Экспедиция в составе 23 чел., экипаж – 192 чел.
Капитан (КМ) Сидоров Борис Константинович, ст.помощник капитана Кравцов Лев Филиппович,
гл.механик (ГМ) Шаров Юлий Николаевич.
Начальник экспедиции (НЭ) Шкут Павел Тихонович,
зам.начальника экспедиции-главный инженер (ЗНЭ-ГИ) - Сокалло Владислав Иванович.

Перегон судна из Ленинграда в порт приписки Одесса. Проверка систем и оборудования в различных климатических условиях с одним заходом в порт Гибралтар (Великобритания)10-11 августа 1970г.

Пройдено 7883 мили.

1 рейс 17.12.1971г. - 05.08.1972г. Экипаж – 162 человек, экспедиция – 210 человек.
КМ Сидоров Борис Константинович, ст.помощник капитана Кравцов Лев Филиппович,
ГМ Шаров Юлий Николаевич,
НЭ Валиев Ахмеджан Хаджаевич,
ЗНЭ-ГИ Дымов Олег Михаилович,
заместитель начальника экспедиции по связи (ЗНЭС) Шкут Павел Тихонович.

Выполнены работы:
«Луна-19» (Е8-ЛС №202), зап.28.09.71г. Сеансы связи с 5-ым ИСЛ 22.03-25.05.
«Космос-496» (11Ф615-А8, 7К-Т №33А), 26.06.-02.07. Управление полётом, контроль работы систем транспортного беспилотного КК типа «Союз».
Связь с ЦУП через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 17 декабря;
Лас-Пальмас (Испания, о.Гран Канария) 27-29 декабря;
Пуэнт-Нуар (Конго) 24-28 января; Монтевидео (Уругвай) 11-22 февраля;
Гавана (Куба) 16-23 марта; Бухта Нипе (Куба) 25 марта – 01 апреля;
Веракрус (Мексика) 07-09 апреля, без выхода на берег, т.к. на Кубе был ящур;
Гавана (Куба) 11-19 апреля, 13 апреля судно посетил Рауль Кастро;
Бухта Нипе (Куба) 22 апреля – 12 мая; Веракрус (Мексика) 16-20 мая;
Гавана (Куба) 25-31 мая; Виллемстад (о.Кюрасао) 06-07 июня;
Бухта Нипе (Куба) 10 июня – 3 июля. Лас-Пальмас (Испания) 16-21 июля.
Одесса, прибытие на рейд 01 августа.

Продолжительность рейса 231 сутки. Пройдено 30583 мили.

2 рейс 03.03.1973г. - 09.09.1973г.(Феодосия) – 12.09.1973г.(Одесса).
Экипаж – 162 человека, экспедиция – 176 человек.
КМ Кравцов Лев Филиппович, ст.помощник капитана Безпалов Виктор
Вадимович, ГМ Шаров Юлий Николаевич.
НЭ Дулин Юрий Васильевич, ЗНЭ-ГИ Полшков Виктор Степанович,
ЗНЭС Шкут Павел Тихонович.

Выполнены работы:
«Салют-2» (11Ф71, ОПС-101, ОПС №1, «Алмаз-1»), 03-15.04.73г. Участие в управлении полётом, телеметрический контроль работы систем станции;
«Космос-573»(7К-Т №36), 15-17.06. Беспилотный транспортный КК «Союз». 14-16 июня - обеспечение сеансов спутниковой связи по теме «Кавказ».

Порты:
Одесса (выход) 03 марта; Лас-Пальмас (Испания) 11-12 марта;
Гавана (Куба) 23 марта -01 апреля; Бухта Нипе (Куба) 03-21 апреля;
Виллемстад (о.Кюрасао) 24-26 апреля; Гавана (Куба) 29.04 – 05.05;
Гавана (Куба) 31 мая – 02 июня; Галифакс (Канада) 09-13 июля;
Гавана (Куба) 19-20 июля; Бухта Нипе (Куба) 22 июля – 12 августа;
Лас-Пальмас (Испания) 27 – 31 августа;
Феодосия (рейд) 09 сентября; Одесса (прибытие) 12 сентября.

Продолжительность рейса 194 суток. Пройдено 36280 миль.

3 рейс 26.02.1974г. - 26.12.1974г.(Одесса).
Экипаж – 162 человек, экспедиция – 167 человек.
КМ Кравцов Лев Филиппович, ст.пом.к-на Безпалов Виктор Вадимович,
ГМ Журавский Людвиг Антонович.
НЭ Дулин Юрий Васильевич,
ЗНЭС Сударушкин Владимир Алексеевич.

Выполнены работы:
«Радуга» (11С86Л №1Л), 26.03. Успешный запуск макета СС «Радуга». «Космос-638» (7К-ТМ №71), 03-13.04. Лётные испытания в автоматических режимах беспилотного модернизированного КК;
«Космос-656» (7К-Т №61), 27-29.05. Испытательный полёт беспилотного КК «Союз» новой конструкции для работ со станцией «Алмаз»;
«Луна-22» (Е8-ЛС2 №220), 29.05. Седьмой ИСЛ для проведения научных исследований, включая фотографирование Луны;
«Салют-3» (11Ф71, ОПС-0101-2, «Алмаз-2», ДОС №3). Зап.25.06. Участие в управлении полётом, контроль работы систем станции в пилотируемом и автоматическом режимах;
«Союз-14» (7КТ №62), 03-19.07. Первая экспедиция посещения ДОС «Салют-3» в составе: П.Р.Попович, Ю.П.Артюхин;
«Космос-670» (7К-С №1Л), 06-09.08. Первый испытательный полёт модифицированного беспилотного КК «Союз»;
«Космос-672» (7К-ТМ №72), 12-18.08. Испытательный полёт нового беспилотного КК «Союз-ТМ»;
«Луна-23» (Е8-5), 28.10.-06.11. Совершена посадка СА на участке лунной поверхности с неблагоприятным рельефом. Устройство взятия лунного грунта было повреждено, что сделало невозможным выполнение дальнейшей программы;
«Союз-15» (7К-Т №63), 26-28.08. Вторая экспедиция на станцию «Салют-3» в составе: П.Ф.Сарафанов, Л.С.Демин. Стык. не удалась;
«Союз-16» (7К-ТМ №73), 02-08.12. Испытательный полёт нового модифицированного корабля по программе ЭПАС с космонавтами в составе: А.В.Филипченко, Н.Н.Рукавишников.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 26 февраля;
Лас-Пальмас (Испания) 06 – 07 марта;
Гавана (Куба) 08-09 апреля; Бухта Нипе (Куба) 17 апреля –11 мая;
Веракрус (Мексика) 15 – 18 мая; Гавана (Куба) 23 мая – 02 июня;
Галифакс (Канада) 22 – 26 июля; Лас-Пальмас (Испания) 07 – 12.10;
Гавана (Куба) 02 – 06 ноября; Лас-Пальмас (Испания) 16 – 17 декабря;
Одесса (приход) 26 декабря.

Пройдено 34300 миль.

4 рейс 02.04.1975г. - 23.08.1975г.(Одесса).
Экипаж – 162 чел., экспедиция – 163 чел.
КМ Кравцов Лев Филиппович, ст.пом.капитана Безпалов Виктор Вадимович,
ГМ Шаров Юлий Николаевич.
НЭ Дулин Юрий Василоьевич,
ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
ЗНЭС Сударушкин Владимир Александрович.

Выполнены работы:
«Салют-4» (ДОС №4, ДОС 17К №124). Работа в течение рейса;
«Союз-18» (7К-Т №40), 24.05.-26.07.75г. Вторая экспедиция на ОС «Салют-4» в составе: П.И.Климук, В.И.Севостьянов;
«Венера-9» 08.06. Первый искусственный спутник Венеры;
«Венера-10» 14.06. Спускаемый аппарат станции определил химический состав поверхности, передал цветовую панораму поверхности с места посадки.
Участие в первой международной космической программе «Союз-Апполон»:
СССР-«Союз-19» (7К-ТМ №75), 15– 21.07.75г. А.А.Леонов, В.Н.Кубасов;
США-«Апполон» 15-25.07.75г. Т.Стаффорд, Д.Слейтон, В.Бранд.
Выполнено две стыковки и совместный полёт «Союз-19»-«Апполон».
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 02 апреля;
Лас-Пальмас (Испания) 11 – 12 апреля;
Бухта Нипе (Куба) 26.04.-09.05.; Веракрус (Мексика) 13-16 мая;
Бухта Банкеро (Куба) 17 мая – 21 июля;
Лас-Пальмас (Испания) 5-8 августа; Одесса (приход) – 23 августа.

Пройдено 18100 миль.

5 рейc 26.05.1976г. – 26.03.1977г.(Ялта) - 28.03.1977г.(Одесса).
Экипаж – 165 чел., экспедиция – 177 чел.
КМ Шевченко Алексей Ильич, ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович,
ГМ Алексеев Сергей Павлович.

ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир
Васильевич, ЗНЭС Сударушкин Владимир Александрович.

Выполнены работы:
«Салют4» (ДОС №4, ДОС 17К №124). Участие в управлении полётом ДОС,периодический контроль работы её систем в автоматическом режиме до конца существования станции 02.02.77г.;
«Салют-5» (ОПС-103, «Алмаз-3», 11Ф71 №0103), с 22.06. Участие в управлении полётом, контроле работы систем в пилотируемом и автоматическом режимах в течение рейса;
«Союз-21» (7К-Т №41) 06.08.-24.08.76г. Первый экипаж на ОС «Салют 5» в составе: Б.В.Волынов, В.М.Жолобов. Стыковка 07.07.;
«Луна-24» (Е8-5), 09-22.08. Бурение лунного грунта, доставка его на Землю в возвращаемом аппарате (170,1г.);
«Союз-22» (7К-ТМ №74) 15-23.09. По программе совместных с ГДР научных исследований земной поверхности. В.Ф.Быковский, В.В.Аксенов;
«Союз-23» (7К-Т №65) 14-16.10.76г. В.И.Рождественский, В.Д.Зудов.Второй экипаж на ОС «Салют-5». Стыковка с ОС не состоялась из-за отказа системы «Игла»;
«Космос-869» (7К-С №3Л) 29.11-17.12. Беспилотный модифицированный КК «Союз»;
«Союз-24» (7К-Т №66) 07-25.02. Третья экспедиция на ОПС «Алмаз-3» в составе: В.В.Горбатко, Ю.П.Глазков.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 26 мая; Лас-Пальмас (Испания) 4-5 июня;
Гавана (Куба) 17-19 июня; бухта Нипе 21.06.-25.07.;
Виллемстад (О.Кюрасао, Нидерланды) 28-31 июля;
Галифакс (Канада) 7-9 сентября; Бухта Банкеро (Куба) 9-10 сентября;
Сент-Джон (Канада) 1 октября; Галифакс (Канада) 5-6 ноября;
Гавана (Куба) 12-17 ноября; Лас-Пальмас 29 ноября – 03 декабря;
Веракрус (Мексика) 3-6 января; Гавана (Куба) 10-18 января;
Лас-Пальмас (Испания) 7-10 марта; Ялта (приход) 26-27 марта;
Одесса (возвращение) 28 марта.

Пройдено 38022 мили.

6 рейс 15.09.1977г. - 04.05.1978г.(Ялта) – 06.05.1978г.(Одесса).
Экипаж – 139 чел., экспедиция – 178 чел.
КМ Шевченко Алексей Ильич, дублёр-капитан Безпалов Виктор Вадимович, ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович,
ГМ Алексеев Сергей Павлович.
НЭ Никифоров Владимир Геннадиевич,
ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
ЗНЭС Готовский Альберт Адольфович.

Выполнены работы:
Советские космонавты, длительно работавшие на первых станциях «Салют», отмечали, что на их самочувствии и работоспособности плохо сказывается работа в ночное время и особенно смещение времени. Эта проблема была снята начиная с полёта станции «Салют-6», когда был решён вопрос о длительном пребывании в океане (Северная Атлантика) плавучих командно-измерительных пунктов: «Космонавт Владимир Комаров», «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин».
«Салют-6» (ДОС №5, ДОС-5-1, 17К №125). Орбитальная станция с двумя стыковочными узлами и дозаправкой ДУ. Работа по управлению полётом станции в автоматическом и пилотируемом режимах. Сеансы связи судна с 29.09.77г. в течение всего рейса;
«Союз-25» (7К-Т №42) 09-11.10.77г. В.В.Коваленок, В.В.Рюмин. Из-за неисправности в системе сближения и стыковки стыковку с ДОС №5 осуществить не удалось;
«Союз-26» (7К-Т №43) 10.12.77г.-16.03.78г. 1-я основная экспедиция на ДОС
«Салют-6» в составе: Ю.В.Романенко, Г.М.Гречко;
«Союз-27» (7К-Т №44) 10.01.-16.01.78г. Экспедиция посещения №1 ДОС
«Салют-6» в составе: В.А.Джанибеков, О.Г.Макаров, стыковка с ОС -11.01.;
«Прогресс-1» (ТКГ, 7КТ-Г №102) 20.01. Первый автоматический грузовой корабль, доставивший 22.01. необходимые грузы и дозаправивший ДУ станции «Салют-6»;
«Союз-28» (7К-Т №45) 02.03.-10.03.78г. Экспедиция посещения №2 ОС
«Салют-6» и первый в истории космонавтики международный экипаж в составе: А.А.Губарев(СССР); В.Ремек – ЧССР;
«Космос-1001» (7К-СТ №4Л) О4-15.04. ЛКИ транспортного варианта беспилотного КК «Союз-Т».
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 15 сентября;
Лас-Пальмас (Испания) 24-29 сентября;
Галифакс (Канада) 24-26 октября; Гавана (Куба) 28.10.-01.11.;
Бухта Нипе (Куба) 02-04 ноября; Гавана (Куба) 19-21 ноября;
Веракрус (Мексика) 23-26 ноября; Галифакс (Канада) 01-03 января;
Лас-Пальмас (О.Гран-Канариа, Испания) 07-09 февраля;
Сент-Джон (Канада) 19-22 марта;
Лас-Пальмас (О.Гран-Канариа, Испания) 24-27 апреля;
Ялта (приход) 04 мая; Одесса (возвращение) 06 мая.

Пройдено 39164 мили.

7 рейс 18.09.1978г. - 06.11.1978г.(Одесса).
Экипаж – 145 чел., экспедиция – 176 чел.

ГМ Пономарёв Борис Фёдорович.
НЭ Жарков Николай Семёнович,
ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.

Выполнены работы:

«Союз-31» (7К-Т №47). До 02 ноября - возвращения 2-й основной экспедиции ДОС «Салют-6» после 140 суток работы в космосе в составе: В.В.Ковалёнок, А.С.Иванченков;
«Прогресс-4» (7К-ТГ №105) на ОС «Салют-6». 04–26 октября.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 18 сентября;
Санта-Крус (О.Тенерифе, Испания) 28-30 сентября;
Одесса (возвращение) 06 ноября.

Пройдено 11042 мили.

8 рейс 28.12.1978г.-08.09.1979г.(Ялта) – 12.09.1979г.(Одесса).
Экипаж – 144 чел., экспедиция – 168 чел.
КМ Безпалов Виктор Вадимович, ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович,

НЭ Жарков Николай Семенович,
ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.

Выполнены работы:
«Салют-6» (17К №125, ДОС №5). Контроль работы систем и управление полётом в течение рейса;
«Космос-1074» (7К-СТ №5Л) 31.01-01.04. Автономный полёт с проверкой ресурса бортовых систем и конструкции беспилотного КК «Союз-Т»;
«Союз-32» (7К-Т №48) 25.02.-19.08. 3-я основная экспедиция на ДОС «Салют-6» в составе: В.А.Ляхов, В.В.Рюмин. Экспедиция провела на орбите 175 суток;
«Прогресс-5» (7К-ТГ №104) на ОС «Салют-6. 12.03.-05.04.;
«Союз-33» (7К-Т №49) 10.04. Экспедиция на ДОС «Салют-6» в составе: Н.Н.Рукавишников, Г.И.Иванов – НРБ. Стыковка не состоялась из-за аварии основного двигателя КК. 12.04. выполнена аварийная посадка;
«Прогресс-6» (7К-ТГ №106) на ОС «Салют-6». 13.05.-09.06.;
«Союз-34» (7К-Т №50) 06.06. Беспилотный КК, обеспечивший 19 августа возвращение на Землю космонавтов В.А.Ляхова и В.В.Рюмина.;
«Прогресс-7» (7К-ТГ №107) на ОС «Салют-6». 28.06.-20.07.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 28 декабря;
Лас-Пальмас (Испания) 09-12 января;
Гавана (Куба) 09-14 февраля; Бухта Нипе (Куба) 16-18 февраля;
Галифакс (Канада) 08-10 марта, 24-27 апреля, 22-25 мая;
Гавана (Куба) 05-10 июля; Сент-Джон (Канада) 23-25 июля;
Лас-Пальмас (О.Гран Канариа, Испания) 27-30 августа;
Ялта (приход) 08-11 сентября; Одесса (возвращение) 12 сентября.

Пройдено 32836 миль.

9 рейс 20.03.1980г. – 15.09.1980г.(Ялта) - 18.09.1980г.(Одесса).
Экипаж – 144 чел., экспедиция – 189 чел.
КМ Григорьев Георгий Федорович, ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович,
ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
НЭ Жарков Николай Семёнович,

ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.

Выполнены работы:
«Салют-6» (17К №125) ДОС №5. Контроль работы систем станции и управление её полётом в течение рейса;
«Прогресс-8» (7К-ТГ №108) на ОС «Ссалют-6». 27.03. – 26.04;
«Союз-35» (7К-Т №51) 09.04.-03.06. 4-я основная экспедиция на ОС «Салют- 6» в составе: Л.И.Попов, В.В.Рюмин;
«Прогресс-9» (7К-ТГ №109) на ОС «Салют-6». 27.04. – 22.05.;
«Союз-36» (7К-Т №52). 26.05.-31.07. Экспедиция посещения №5 на ОС
«Салют-6» в составе: В.Н.Кубасов, Б.Фаркаш – ВНР. Посадка на «Союз-35» 03 июня;
«Союз Т-2» (7К-СТ №7Л, 11Ф732) 05-09.06. Первый пилотируемый испытательный полёт нового транспортного КК «Союз-Т» с экспедицией посещения №6 ОС «Салют-6» в составе: Ю.В.Малышев, В.В.Аксёнов;
«Прогресс-10» (7К-ТГ №110) на ОС «Салют-6». 29.06. – 19.07.;
«Союз-37» (7К-Т №53). 23.07. Экспедиция посещения №7 ОС «Салют-6» в

Составе: В.В.Горбатко, Фам Туан - СРВ.

Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 20 марта;
Лас-Пальмас (О.Гран Канариа, Испания) 31 марта – 01 апреля;
Сеута (Испания) 29-31 мая; Танжер (Марокко) 27-29 июня;
Лас-Пальмас (Испания) 18-20 июля; Ялта (приход) 15 сентября;
Одесса (возвращение) 18 сентября.

Пройдено 28395 миль.

10 рейс 15.01.1981г. – 12.07.1981г.(Ялта) – 15.07.1981г.(Одесса).
Экипаж – 145 чел., экспедиция – 178 чел.
КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.к-на Апанасенко Георгий
Иванович, ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
НЭ Жарков Николай Семёнович,
ЗНЭ-ГИ Лузиков Николай Петрович,
ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.

Выполнены работы:
«Салют-6» (17К № 125). ДОС №5. Контроль работы систем станции и управление её полётом в течение рейса.
«Прогресс-12» (7К-ТГ №113) на ОС «Салют-6». 24.01. – 20.03;
«Союз Т-4» (7К-СТ №10Л). 12.03. – 26.05. Пятая основная экспедиция на ДОС «Салют-6» в составе: В.В.Ковалёнок, В.П.Савиных;
«Союз-39» (7К-Т №55). 22-30.03. Экспедиция посещения №10 на ДОС «Салют-6» в составе: В.А.Джанибеков, Ж.Гуррагча - Монголия;
«Космос-1267» («ТКС», 11Ф732 №16301) 25.04. Новый модернизированный грузовой КК, межорбитальный буксир, масса около 40 тонн, доставивший на ОС «Салют- 6» оборудование больших габаритов и масс;
«Союз-40» (7К-Т №56) 14-22.05. Экспедиция посещения №11 ДОС «Салют-6» в составе: Л.И.Попов, Д.Прунариу - Румыния.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 15 января;
Виллемстад (О.Кюрасао, Нидерланды) 10-12 февраля;
Бухта Нипе (Куба) 14-25 февраля;
Гавана (Куба) 27.02.-02.03.;
Веракрус (Мексика) 22-24 апреля;
Гавана (Куба) 27 апреля;
Ялта (приход) 12-14 июля; Одесса (возвращение) 15 июля.

Пройдено 28000 миль.

11 рейс 01.06.1982г. – 03.01.1983г.(Ялта) – 07.01.1983г.(Одесса).
Экипаж 155 чел., экспедиция – 154 чел.
КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.к-на Тёмкин Георгий Семёнович,
ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
НЭ Жарков Николай Семёнович,
ЗНЭ-ГИ Пыпенко Геннадий Васильевич,

Выполнены работы:
«Салют-6» (ДОС №5, ДОС-5-1, 17К №125-1). Контроль работы систем и управление полётом до окончания существования станции 29 июля;
«Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Контроль работы систем и управление полётом орбитальной станции в пилотируемом и автоматическом режимах в течение рейса.
Работа с ЭО-1 в составе: А.Н.Березовой, В.В.Лебедев до 27 августа.
Работа с ЭП-1 («Союз Т-6») в составе: В.А.Джанибеков, А.С.Иванченков, Жан-Лу Кретьен – Франция с 24 июня по 02 июля;
«Прогресс-14» (7К-ТГ №117) на ОС «Салют-7», 10.07.-13.08.;
«Союз Т-7» (7К-СТ №12Л). ЭП-2 ОС «Салют-7» 19-27 августа в составе: Л.И.Попов, А.А.Серебров, С.Е.Савицкая. Посадка на «Союз Т-5»;
«Прогресс-15» (7К-ТГ №112) на ОС «Салют-7», 18.09. – 16.10.;
«Прогресс-16» (7К-ТГ №115) на ОС «Салют-7», 31.10. – 15.12.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 01 июня; Танжер (Марокко) 09-11 июня;
Амстердам (Нидерланды) 12-15 июля;
Роттердам (Нидерланды) 30 сентября – 02 октября;
Лас-Пальмас (О.Гран Канария, Испания) 21-24 декабря;
Ялта (приход) 03-06 января; Одесса (возвращение) 07 января.

Пройдено 27000 миль.

12 рейс 25.05.1983г. – 21.11.1983г.(Ялта) – 24.11.1983г.(Одесса).
Экипаж – 148 чел., экспедиция – 156 чел.
КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.к-на Оксамытный
Игорь Петрович, ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
НЭ Маслов Алексей Васильевич, ЗНЭ-ГИ Лузиков Николай Петрович,
ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.

Выполнены работы:
«Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Контроль работы систем и управление полётом станции в течение рейса;
«Космос-1443» (ТКС, 11Ф72 №164). До19 сентября. Транспортный тяжёлый корабль дооснащения орбитальной станции «Салют-7»;
«Союз Т-9» (7К-СТ №14Л). 27.06. – 23.11. ЭО-2 на ДОС «Салют-7» в составе: В.А.Ляхов, А.П.Александров;
«Прогресс-17» (7К-ТГ №119) на ОС «Салют-7», 17.08.–18.09.;
«Прогресс-18» (7К-ТГ №118) на ОС «Салют-7», 20.10.–16.11.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 25 мая; Каламата (Греция) 29-31 мая;
Галифакс (Канада) 04-06 июля, 24-26 августа;
Роттердам (Нидерланды) 28 сентября – 01 октября;
Ялта (приход) 21-23 ноября; Одесса (возвращение) 24 ноября.

Пройдено 18050 миль.

13 рейс 27.05.1984г. - 30.10.1984г.(Ялта) – 03.11.1984г.(Одесса).
Экипаж – 148 чел., экспедиция 160 человек.
КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.капитана Онищенко
Анатолий Петрович, ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
НЭ Маслов Алексей Васильевич,
ЗНЭ-ГИ Лузиков Николай Петрович,
ЗНЭС Шабаев Вячеслав Егорович.

Выполнены работы:
«Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Контроль работы систем и управление полётом в пилотируемом и автоматических режимах – в течение рейса.
Работа с ЭО-3, запущенной на «Союз Т-10» до посадки на «Союз Т-11» 02 октября, в составе: Л.Д.Кизим, В.А.Соловьёв, О.Ю.Атьков.
«Прогресс-21» (7К-ТГ №116) на ОС «Салют-7», 08 –26 мая;
«Прогресс-22» (7К-ТГ №122) на ОС «Салют-7», 28.05.–15.07.;
«Союз Т-12» (7К-СТ №18Л), 17 – 29 июля. ЭП-4 №4 на ДОС «Салют-7» - «Союз-11» в составе: В.А.Джанибеков, И.П.Волк и С.Е.Савицкая;
«Прогресс-23» (7К-ТГ №124) на ОС «Салют-7», 14 – 26 августа.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 27 мая;
Веракрус (Мексика) 21-23 июня;
Гавана (Куба) 09-10 июля;
Галифакс (Канада) 08-09 августа;
Роттердам (Нидерланды) 14-18 октября;
Ялта (приход) 30 октября – 02 ноября; Одесса (возвращение) 03 ноября.

Пройдено 20120 миль.

14 рейс 12.05.1985г. - 20.12.1985г.(Ялта) – 23.12.1985г.(Одесса).
Экипаж – 140 человек, экспедиция 171 человек.
КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.капитана Тёмкин Георгий
Семёнович, ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.


ЗНЭС Шабаев Вячеслав Егорович.

Выполнены работы:
«Союз Т-13» (7К-СТ №19Л), 06.06. Основная экспедиция №4 на ДОС «Салют-7» в составе: В.А.Джанибеков, В.П.Савиных. Впервые была выполнена стыковка с неуправляемой, неработоспособной, неориентированной и замёрзшей станцией, которая была отремонтирована для продолжения пилотируемых полётов и исследований;
«Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Контроль работы систем и управление полётом в пилотируемых и автоматических режимах – с июня месяца.
«Прогресс-24» (7К-ТГ №125) на ОС «Салют-7», 21.06. – 16.07.;
«Космос-1669» (Тяжёлый транспортный КК дооснащения типа АГК
«Прогресс» №126 для дооснащения ОС «Салют-7», совместный полёт 19.07-30.08.;
«Союз Т-14» (7К-СТ №20Л), 17.09. ЭО №5 на ДОС «Салют-7» в составе: В.В.Васютин, Г.М.Гречко, А.А.Волков;
«Космос-1686» (ТКС-4, 11Ф72), тяжёлый транспортный КК снабжения на ОС «Салют-7», 28.09.–20.11.
Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».

Порты:
Одесса (выход) 12 мая; Лас-Пальмас (Испания) 25-28 мая;
Сент-Джон (Канада) 22-24 июля;
Лас-Пальмас (О.Гран Канария, Испания) 02-04 сентября;
Сент-Джон (Канада) 01-03 октября;
Роттердам (Нидерланды) 02-05 декабря;
Ялта (приход) 20-22 декабря; Одесса (возвращение) 23 декабря.

Пройдено 22254 мили.

15 рейс 20.06.1986г. - 05.07.1986г.
Экипаж 127 чел., экспедиция – 157 чел.
КМ Бурага Геннадий Петрович, ст.пом.капитана Гейшенец Василий
Павлович, ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
НЭ Пыпенко Геннадий Васильевич,
ГИ Моторов Валерий Александрович,

В связи с изменениями в программе космических исследований, судно вскоре вернулось в порт приписки.

16 рейс 07.01.1987г. - 03.09.1987г.(Ялта) – 05.09.1987г.(Одесса).
Экипаж – 128 чел., экспедиция -182 чел.
КМ Григорьев Георгий Федорович, ст.пом.капитана Шкурин Виктор
Гаврилович, ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
НЭ Пыпенко Геннадий Васильевич,
ГИ Моторов Валерий Александрович,
ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.

Выполнены работы:
«Мир» (базовый блок станции). Работа по контролю функционирования систем и управлению полётом блока, запущ-го 20.02.86г., в течен.рейса);
«Салют-7» (17К №125-2) + «Космос-1686» (ТКС-4), сеансы связи в течение всего рейса, для изучения работы конструкции ОС и её аппаратуры в условиях длительной эксплуатации на высокой орбите полёта;
«Прогресс-27» (7К-ТГ №135) на ОК «Мир», 16.01., стык.18.01., пос.25.02.;
«Союз ТМ-2» (7К-СТ №52), 06.02. ЭО-2 на ОК «Мир» в составе: Ю.В. Романенко, А.И.Лавейкин;
«Прогресс-28» (7К-ТГ №137) на ОК «Мир». 03.03., стыковка - 05.03., расстыковка - 26.03., до посадки 28.03.;
«Квант» (37КЭ №166-01), с 31.03. Астрофизический модуль ОК «Мир», стыковка со станцией осуществлена 12.04.;
«Прогресс-29» (7К-ТГ №127) на ОК «Мир», 21.04.-11.05.;
«Прогресс-30» (7К-ТГ №128) на ОК «Мир», 19.05.-19.07.;
«Союз ТМ-3» (7К-СТ №53), 22.07. ЭП-1 на ОК «Мир» в составе: А.С. Викторенко, А.П. Александров, М.Фарис – Сирия;
«Союз ТМ-2» (7К-СТ №52). Расстыковка на посадку 30.07. А.С.Викторенко, А.И.Лавейкин, Муххамед Фарис – Сирия;
«Прогресс-31» (7К-ТГ №138) на ОК «Мир», с 04 августа до зав.рейса.
Связь с ЦУП – через спутники связи «М-1».

Порты:
Одесса (выход) 07 января;
Лас-Пальмас (О.Гран Канария, Испания) 21-24 января;
Сидни (Канада) 05-07 марта, 24-25 апреля;
Лас-Пальмас (Испания) 27-29 мая;
Сидни (Канада) 14-15 июля;
Роттердам (Нидерланды) 17-20 августа;
Ялта (приход) 03-04 сентября; Одесса (возвращение) – 05 сентября.

Пройдено 30400 миль.

17 рейс 22.01.1988г.-17.09.1988г.(Ялта) – 20.09.1988г.(Одесса).
Экипаж 118 чел., экспедиция – 194 чел.
КМ Апанасенко Георгий Иванович, ст.пом.капитана Красинский
Константин Витальевич, ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.


ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.

Выполнены работы:
«Салют-7». Сеансы связи для контроля работы систем станции в условиях длительной эксплуатации на высокой орбите – в течение всего рейса;
«Мир»-«Квант» – контроль работы систем, управление полётом ОК в пилотируемом и автоматическом режимах – с начала до окончания рейса;
«Союз ТМ-4» (7К-СТ №54). Сеансы связи с начала рейса до расстыковки на посадку 17 июня с экипажем в составе: А.Я.Соловьёв, В.П.Савиных, А.Александров – Болгария;
«Прогресс-34» (7К-ТГ №142), запущенный 21.01 на ОК «Мир». Работа с начала рейса до расстыковки на посадку 04 марта;
«Прогресс-35» (7К-ТГ №143) на ОК «Мир», 24.03., стыковка 26.03., работа судна до расстыковки 05.05.;
«Прогресс-36» (7К-ТГ №144) на ОК «Мир», 13.05., стыковка 15.05., работа судна до расстыковки 05.06.;
«Союз ТМ-5» (7К-СТ №55), 07.06. ЭП-2 на ОК «Мир» в составе: А.Я.Соловьев, В.П.Савиных, А.Александров – Болгария;
«Прогресс-37» (7К-ТГ №145) на ОК «Мир». Работы с 19.07. до 07.08.;
«Союз ТМ-6» (7К-СТ №56), 29.08. ЭП-3 на ОК «Мир» в составе: В.А.Ляхов, В.В.Поляков, Абдул Ахад Моманд – Афганистан;
«Союз ТМ-5» (7К-СТ №55). Расстыковка на посадку 07.09. В.А.Ляхов, Абдул Ахад Моманд – Афганистан.

Порты:
Одесса (выход) 22 января;
Лас-Пальмас (О.Гран Канария, Испания) 03-05 февраля;
Сидни (Канада) 16-18 марта;
Лас-Пальмас (Испания) 26-28 апреля;
Сидни (Канада) 20-22 июня;
Роттердам (Нидерланды) 09-12 августа;
Ялта (приход) 17-19 сентября; Одесса (возвращение) 20 сентября.

Пройдено 30450 миль.

18 рейс 05.02.1989г.-12.09.1989г.(Ялта) – 15.09.1989г.(Одесса).
Экипаж – 119 чел., экспедиция – 197 человек.

ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
НЭ Мамалыгин Вадим Семёнович,
ЗНЭ-ГИ Сергеев Виктор Григорьевич,
ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.

Выполнены работы:
«Салют-7». Сеансы связи с ОС для изучения поведения конструкции и аппаратуры в условиях длительной эксплуатации на высокой орбите; «Мир»-«Квант». Контроль за работой систем орбитального комплекса и управление его полётом в пилотируемом и автоматических режимах в экспедиционном рейсе;
«Прогресс-40» на ОК «Мир» (7КТГ №148),10.02. При запуске проведены испытания катапультируемого кресла К-36М для спасения экипажа ОК «Буран» на активном участке полёта. Стыковка 12.02., Выполнен эксперимент «Краб» – развёртывание кольцевых крупногабаритных конструкций с диаметром 20 м по командам с Земли. Работа НИС «КЮГ» - до расстыковки с ОК «Мир», 03 марта;
«Прогресс-41» на ОК «Мир» (7КТГ №149), 16.03. Стыковка 16.03., расстыковка 21.04. При запуске проведены испытания катапультируемого кресла К-36М для спасения экипажа ОК «Буран» на активном участке полёта. Работа НИС «КЮГ» – до расстыковки с ОК «Мир» 21.04.;
«Союз ТМ-7» (На ОК «Мир» с ЭО-4 в составе: А.А.Волков, С.К.Крикалёв; ЭП – Жан-Лу Кретьен - Франция). Работа по КК с начала рейса до расстыковки на посадку 27.04 с экипажем: А.А.Волков, С.К.Крикалёв, В.В.Поляков – 241 сутки в космосе; Блок «Д» (08.06., разгонный блок);
«Прогресс М-1» №201 на ОК «Мир», 23.08., стык.25.08., до оконч. рейса.
Связь судна с ЦУПом – через спутники связи «М-1», «Горизонт».

Порты:
Одесса (выход) 05 февраля; Стамбул (Турция) 08-10 февраля;
Последняя встреча в море (Средиземном) с НИС «КВК» - 16 февраля;
Сидни (Канада) 13-15 марта;
Лас-Пальмас (Испания) 10-12 апреля;
Сидни (Канада) 15-17 мая; 19-21 июня;
Роттердам (Нидерланды) 01-04 августа;
Ялта (приход) 12 сентября;
Одесса (возвращение) 15 сентября.

Пройдено 27500 миль.

19 рейс 21.01.1990г.-14.08.1990г.(Ялта) – 16.08.1990г.(Одесса).
Экипаж – 118 человек, экспедиция – 196 чел.
КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.Бондар Николай Иванович,
ГМ Перегонка Николай Васильевич.

ЗНЭ-ГИ Олейник Василий Васильевич,
ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.

Выполнены работы:
«Салют-7». Продолжение сеансов связи по проверке работоспособности и изучению поведения конструкции станции и её аппаратуры в условиях длительной эксплуатации на высокой орбите – в течение рейса;
«Мир»-«Квант»-«Квант-2» – контроль работы систем и управление полётом - в течение рейса;
«Прогресс М-2» (№202) на ОК «Мир». Сеансы связи с начала рейса до расстыковки с ОК на посадку 09.02.;
«Союз ТМ-8» (7К-СТ №58), запущенный 06.09.89г. на ОК «Мир» с ЭО-5 в составе: А.С.Викторенко, А.А.Серебров). Сеансы связи перед расстыковкой на посадку 19.02.;
«Союз ТМ-9» (7К-СТ №60 на ОК «Мир». Старт 11.02. с ЭО-6 в составе: А.Я.Соловьёв, А.Н.Баландин; стыковка со станцией «Мир» 13.02.);
«Прогресс М-3» (№203) на ОК «Мир». Старт 01.03., стыковка 03.03., расстыковка 27.04.;
«Прогресс-42» (7К-ТГ №150) на ОК «Мир». Старт 05.05., стыковка 08.05., расстыковка 27.05.;
«Кристалл» (7К-СТ №172-01), 31.05. Технический модуль, стыковка с ОК «Мир» 10.06.;
«Блок «А-510». Блок дооснащения ОК «Мир», 22.06.;
«Гамма» (19КА30). 11.07. Высокоэффективная автоматическая астрофизическая обсерватория ОК «Мир»., стыковка с ОК – 25.07.
«Блок «А-509». Блок дооснащения ОК «Мир», 25.07;
«Союз ТМ-10» (7К-СТ №61А), 01.08. ЭО-7 на ОК «Мир» в составе: Г.М. Манаков, Г.М. Стрекалов. Стыковка со станцией 03.08.90г.
Связь с ЦУП – через спутники связи «М-1», «Горизонт».

Порты:
Одесса (выход) 21 января;
Стамбул (Турция) 23-24 января;
Встреча с НИС «АСК» 30.01.90г. у берегов Испании (траверз п.Малага);
Лас-Пальмас (Испания) 28-30 марта;
Лас-Пальмас (Испания) 25-27 апреля;
Лиссабон (Португалия) 11-13 июня;
Роттердам (Нидерланды) 16-20 июля;
Ялта (приход) – 14 августа; Одесса (возвращение) – 16 августа.

Пройдено 25614 миль.

20 рейс 17.11.1990г. - 01.06.1991г.(Ялта) – 04.06.1991г.(Одесса).
Экипаж – 118 чел., экспедиция – 195 чел.
КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.Бондар Николай Иванович,
ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
НЭ Череватый Вячеслав Андреевич,
ГИ Олейник Василий Васильевич,
ЗНЭС Грищенко Александр Евгеньевич.

Выполнены работы:
«Мир»-«Квант»-«Квант-2»-«Кристалл»-«Гамма»-«Прогресс М-5» (до 28.11.)-«Союз ТМ-10»(до 10.12.)-«Союз ТМ-11»(до 26.05.) - Контроль за работой систем и аппаратуры, управление полётом орбитального комплекса и КК – в течение всего рейса;
«Салют-7» - Продолжение отдельных сеансов связи для изучения поведения конструкции и аппаратуры станции в условиях длительной эксплуатации на высокой орбите - в течение рейса. Полёт станции прекращён над Мексиканским заливом Атлантики командой, выданной КРЛ НИС «КЮГ» 07 февраля 1991г.;
А-448. Блок дооснащения ОК «Мир»;
А-445. Блок дооснащения ОК «Мир»;
«Союз ТМ-11» (7К-СТ №61). Полёт на ОК «Мир» 02.12. с ЭО-8 в составе: В.М.Афанасьев, М.Х.Манаров; ЭП – первый коммерческий международный полёт с участием Тояхиро Акияма – Япония. Сеансы связи до расстыковки КК с ОК на посадку 26.05. с экипажем в составе: В.М.Афанасьев, М.Х.Манаров, Хелен Шерман -Великобритания.
«Союз ТМ-10» (7К-СТ №61А), 01.08. С основной экспедицией ЭО-7 на ОК «Мир» в составе: Г.М.Манаков и Г.М.Стрекалов до расстыковки на посадку 10.12. с экипажем ЭО-7 и ЭП - Тояхиро Акияма, Япония;
«Прогресс М-6» на ОК «Мир», 14.01., стыковка 16.01., расстыковка 15.03.;
«Прогресс М-7» 26.03., стыковка 28.03., расстыковка 07.05.;
«Союз ТМ-12» (7К-СТ №62), 18.05. ЭО №9 на ОК «Мир»: А.П.Арцебарский, С.К.Крикалев; экспед. посещ. - Хелен Шерман - Вел.
Связь с ЦУП – через спутники связи «М-1», «Горизонт».

Порты:
Одесса (выход) 17 ноября;
Стамбул (Турция) 19-21 ноября;
Лас-Пальмас (Испания) 24-26 декабря;
Лас-Пальмас (Испания) 25-27 января;
Веракрус (Мексика) – 12-14 февраля;
Сидни (Канада) 25 марта;
Роттердам (Нидерланды) 10-13 апреля;
Ялта (приход) – 01 июня; Одесса (возвращение) - 04 июня.

Пройдено 30314 миль.

Из-за развала СССР и образования СНГ НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было приватизировано Украиной. Фонд госимущества Ураины в 1995 году объявил тендер на продажу научных судов «Академик Сергей Королёв» и «Космонавт Юрий Гагарин». В ходе тендерной процедуры была объявлена победителем австрийская фирма, предложившая переработку судов на металлолом. Фирма «Зюйд Меркур» предложило цену в 170 долларов за тонну метала(с учетом обшивки, мебели и оборудования, услуг по перегону судов к месту утилизации и репатриации команды на Украину). В 1996 году «Космонавт Юрий Гагарин» был переименован в «АГАР» и вышел из порта Южный (Одесса) в индийский порт Аланч где был выброшен на берег (биченгование) и утилизирован.

Капитаны

  • 1971-1973. Сидоров Борис Константинович
  • 1973-1975. Кравцов Лев Филиппович
  • 1975-1977. Шевченко Алексей Ильич
  • 1977-1980. Безпалов Виктор Владимирович
  • 1980-1986. Григорьев Георгий Федорович
  • 1986-1986. Бурага Геннадий Петрович
  • 1986-1988. Григорьев Георгий Федорович
  • 1988-1988. Апанасенко Георгий Иванович
  • 1988-1991. Григорьев, Георгий Федорович
  • 1991-1996-?

См. также

Литература и источники информации

История балтийского завода в двух томах т2- 1926-2006. Под ред. О. Шуляковского Санкт-Петербург Гидрометеоиздат-Гангут 2003-2006 гг. 290 с


Close