Внутренние и внешние интерфейсы микропроцессорных систем.

Одним из центральных моментов в проектировании микропроцессорной системы является выбор интерфейсов. Интерфейсы представляют собой совокупность унифицированных аппаратных, программных и конструктивных средств, необходимых для реализации алгоритмов взаимодействия различных функциональных устройств. Стандартизации в интерфейсе обычно подлежат: форматы передаваемой информации, команды и состояния, состав и типы линий связи, алгоритм функционирования, передающие и приемные электронные схемы, параметры сигналов и требования к ним, конструктивные решения. Скорость передачи данных по интерфейсу измеряется в Бодах . Бод определяет, сколько бит передается в единицу времени, т.е. в секунду.

К основным характеристикам интерфейса относят: функциональное назначение, принцип обмена информацией, способ обмена, режим обмена, количество линий, число линий для передачи данных (разрядность), количество адресов, количество команд, быстродействие, длину линий связи, число подключаемых устройств (нагрузочная способность), тип линии связи.

По функциональному назначению интерфейсы разделяют на внутренние (межплатные, межелементные и системные) и внешние (для периферийных устройств, для локальных сетей, для распределенных систем). Внутренние интерфейсы определяют комплекс принятых соглашений по организации связей между микросхемами, модулями и блоками, составляющими микропроцессоную систему. Внешние интерфейсы организуют связь между несколькими микропроцессорными системами.

Сетевая технология - это согласованный набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств (например, сетевых адаптеров, драйверов, кабелей и разъемов), достаточный для построения вычислительной сети. Эпитет «достаточный» подчеркивает то обстоятельство, что этот набор представляет собой минимальный набор средств, с помощью которых можно построить работоспособную сеть. Возможно, эту сеть можно улучшить, например, за счет выделения в ней подсетей, что сразу потребует кроме протоколов стандарта Ethernet применения протокола IP, а также специальных коммуникационных устройств - маршрутизаторов. Улучшенная сеть будет, скорее всего, более надежной и быстродействующей, но за счет надстроек над средствами технологии Ethernet, которая составила базис сети.

Термин «сетевая технология» чаще всего используется в описанном выше узком смысле, но иногда применяется и его расширенное толкование как любого набора средств и правил для построения сети, например, «технология сквозной маршрутизации», «технология создания, защищенного канала», «технология IP-сетей».



Электронная коммуникация – это очередной этап развития социальных коммуникаций, когда информация, возникающая в устной (физиологической) и письменной (виртуальной) формах переводится в электронную. Данный вид коммуникации находится в состоянии развития, он является авангардным и перспективным, и вместе с тем уже имеет свою историю.

Можно выделить три этапа развития электронной коммуникации: инструментальный, интеллектуальный и универсальный.

1. Инструментальный этап. С момента своего появления электронная коммуникация мыслилась и использовалась как средство преодоления расстояния между субъектами информационного взаимодействия и в качестве хранилища устной и письменной коммуникации.

2. Интеллектуальный этап. На этом этапе развития коммуникации произошел переход количественных изменений в качественные. Впервые в социуме обмен информацией на уровне текстов сделался возможным не только между индивидами, но и между интеллектами.

3. Универсальный этап. Представляет собой логическое объединение двух предыдущих. Электронная коммуникация сделалась не только искусственно интеллектуальной, но и глобальной. Речь идет о создании всемирной коммуникационо-интеллектуальной сети – Интернет.

Интернет - глобальная социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетво­рения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникацион­ных технологий.

22. Проблемы ЭМС в современных телекоммуникациях

Управление использованием радиочастотного спектра (РЧС) и обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) радио электронных средств (РЭС) имеют важное практическое значение. Это обусловлено тем, что сфера применения радиосистем в разных областях человеческой деятельности быстро расширяется и количество радиосредств, работающих в общих полосах частот на ограниченной территории постоянно растет. Вследствие этого техническая проблема обеспечения ЭМС РЭС и эффективного использования РЧС, т.е. условий нормальной работы РЭС без недопустимых взаимных помех, становиться весьма сложной. Она имеет не только национальный, но и международный аспект, так как радиоволны не знают границ и радиостанции должны проектироваться таким образом, чтобы РЭС одного государства не создавали помех работе РЭС соседнего государства. От решения проблемы эффективного использования РЧС зависит возможность развития радиосвязи и вещания в Республике Казахстан. Постоянный рост внедряемых систем и сетей радиосвязи и вещания, широкое внедрение цифровых технологий на сетях связи предъявляет к органам государственного управления использованием радиочастотного спектра повышенные требования в отношении планирования использования РЧС, совершенствования технологии подготовки и согласования разрешительных документов на использование радиочастот и обеспечения постоянной эксплуатационной готовности назначенных радиочастот.

Современные радиоэлектронные средства работают в сложной электромагнитной обстановке, формируемой как естественными, так и искусственными источниками электромагнитных излучений. К естественным помехам относятся электромагнитные помехи (ЭМП), источниками которых являются природные физические явления. В эту категорию входят такие виды помех, как атмосферные помехи, электростатические разряды, искажения сигналов в среде распространения, шумы каналообразующей аппаратуры, а также электромагнитные излучения внеземного происхождения.

Источниками искусственных ЭМП являются устройства, созданные человеком. Здесь можно выделить станционные ЭМП, а также индустриальные и контактные электромагнитные помехи. Условно можно выделить три уровня определения ЭМС РЭС:

¾ первый – ЭМС РЭС на уровне основных (полезных) излучений и продуктов интермодуляции, которые могут возникать на нелинейностях входных цепей приемных устройств при приеме основных излучений РЭС;

¾ второй – ЭМС РЭС на уровне основных и побочных излучений при близком расположении РЭС (на одной площадке, в одном здании, с использованием для размещения антенно-фидерных устройств общей крыши или антенной опоры);

¾ третий – ЭМС РЭС других технических и биологических объектов (устройства управления, компьютеры, люминесцентные лампы, обслуживающий персонал и т.п.) при их близком расположении (на одной площадке, в одном здании, в одной комнате).

Вопросы ЭМС первого уровня решаются при разработке частотно-территориальных планов РЭС и получении заключения АО «РЦКС и ЭМС РЭС» о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС. Процедура решения вопросов ЭМС РЭС этого уровня определена в совместном приказе Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 15 июля 2004 года № 146-п и Министра обороны Республики Казахстан от 30 июля 2004 года № 413 «Об утверждении Правил распределения полос радиочастот для радиослужб, а также выделения и присвоения радиочастот (радиочастотных каналов) радиоэлектронным средствам всех назначений на территории Республики Казахстан».

Вопросы ЭМС второго уровня (объектовой ЭМС) решаются по мере их осознания заинтересованными сторонами на стадиях проектирования, монтажа и пробной эксплуатации РЭС. Какой-либо официальной процедуры решения вопросов ЭМС на этом уровне до настоящего времени не существует, что сильно усложняет и запутывает решение этих вопросов. Решение вопросов ЭМС РЭС объекта усложняется тем, что отсутствуют официальные рекомендации по расчету ЭМС РЭС объекта, не разработаны процедуры учета излучений РЭС объекта и, соответственно, отсутствует контроль за этими излучениями. Раньше вопросы объектовой ЭМС были актуальны только для небольшой части объектов, таких как морские суда, самолеты и т.п. и решались специализированными проектными организациями. Сейчас эти проблемы стали актуальными для большинства городских объектов радиосвязи, а соответствующая нормативная база, регламентирующая решение этих вопросов ЭМС, отсутствует. Решение проблемы объектовой ЭМС осложняется еще тем, что выбор частот, удовлетворяющих условиям обеспечения ЭМС РЭС объекта, никак не связан с процедурой назначения частот, осуществляемой уполномоченным органом в области связи. В результате тщательно подобранные на стадии проектирования номиналы частот могут быть отклонены при их согласовании в уполномоченном органе в области связи без объяснения причин. Вопросы ЭМС третьего уровня в основном решаются в части электромагнитной экологии, где разработаны нормы на допустимые излучения и процедуры контроля за их выполнением. Вопросы ЭМС РЭС и других технических средств внутри объекта также как вопросы ЭМС РЭС второго уровня никак не регламентированы и решаются по месту заинтересованными сторонами методом проб и ошибок.

Для решения проблемы ЭМС РЭС используются организационные и технические меры. Технические меры обеспечения ЭМС обусловлены изменением технических параметров РЭС (например, снижение уровней внеполосных и побочных излучений передатчиков, повышение избирательных свойств приемников, снижение уровней боковых лепестков диаграмм направленности антенн и др.). Они достаточно эффективны, но могут быть применимы, в основном, при разработке новых типов оборудования. Для РЭС, находящихся в эксплуатации, наиболее приемлемыми и действенными мерами обеспечения ЭМС являются организационные меры. Они включают рациональное назначение рабочих частот, сочетаемое с введением частотных, территориальных, временных и пространственных ограничений, накладываемых на РЭС, – все вместе представляющее собой основу частотно-территориального планирования (ЧТП) радиосетей, отвечающее требованиям эффективного использования спектра. Возможны случаи, когда подобранные и согласованные частоты на практике оказываются пораженными помехой, так как теоретические расчеты не могут дать полной реальной электромагнитной обстановки в конкретном месте. Это приводит к необходимости проведения дополнительных работ, увеличивает сроки и трудозатраты. В выполнении этих работ большая роль отводится радиомониторингу, который служит инструментом, необходимым для принятия рационального решения при назначении радиочастот.

Электронная коммуникация – это очередной этап развития социальных коммуникаций, когда информация, возникающая в устной (физиологической) и письменной (виртуальной) формах переводится в электронную. Данный вид коммуникации находится в состоянии развития, он является авангардным и перспективным, и вместе с тем уже имеет свою историю.

А.Е. Войскунский считает, что возникновение письменности, как и развитие книгопечатания или воцарение телевидения послужили мощным катализатором духовного и собственно психического развития. Он полагает, что появление Интернета приведет к сопоставимым последствиям. Следует учитывать и то, что опосредствованную Интернетом активность проявляют десятки и сотни миллионов людей, т.е. "Сеть" - на самом деле всемирный феномен

Можно выделить три этапа развития электронной коммуникации: инструментальный, интеллектуальный и универсальный.

1.3.3.1. Инструментальный этап. С момента своего появления электронная коммуникация мыслилась и использовалась как средство преодоления расстояния между субъектами информационного взаимодействия и в качестве хранилища устной и письменной коммуникации.

С. Харнад в статье "Пост-гутенбергова галактика: четвертая революция в средствах производства знания" показал, что история человеческой мысли пережила три революции и стоит на пороге четвертой. Революционными были появление языка, изобретение письма и книгопечатания. Именно эти три трансформации определили формы коммуникации: речь позволяет передавать мысли в виде высказываний, письмо позволяет сохранять их независимо от сказавшего, печать позволяет сохранять их независимо от написавшего. Однако письмо и печать обладают рядом недостатков, таких как медленное распространение, ограниченность доступа к ним, недолговечность. Четвертая революция – возникновение электронных средств распространения информации – как раз помогает в преодолении некоторых ограничений устной и письменной форм коммуникации.

Инструментальный этап стал возможен благодаря достижениям научно-технической революции. Использование электричества в связи позволило решить проблему скорости передачи информации. Радиоволны, распространяясь со скоростью света, в условиях глобального информационного обмена обеспечили возможность практически мгновенной и всепогодной передачи устной и письменной речи, а так же изображения.

Кроме задачи передачи информации, на этом этапе развития электронной коммуникации была решена проблема хранения сообщений в электромагнитной форме в аналоговом режиме в больших количествах и практически вечно (при условии перезаписи). Наступил новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций.

Электронная коммуникация осуществила коммуникационную революцию. Информационное взаимодействие стало всеобщим и комфортным. Коммуникационные порталы вошли не только в государственные структуры и производственные подразделения, но и в частное жилище. Международная телефонная связь, радио и телевиденье позволили создать мировое социальное коммуникационное пространство. Коммуникация стала не только массовой, но и глобальной. Она сделалась всесословной, межнациональной и мультиязыковой.

1.3.3.2. Интеллектуальный этап. На этом этапе развития коммуникации произошел переход количественных изменений в качественные. Впервые в социуме обмен информацией на уровне текстов сделался возможным не только между индивидами, но и между интеллектами.

В условиях расширенного воспроизводства текстов, прежние способы их сохранения и распространения перестали удовлетворять потребности общества. Требовались устройства, позволяющие сохранять большие объемы текстов, обрабатывать и передавать их на большие расстояния. Компьютер, изначально предназначенный для математических вычислений, постепенно внедрился в разные коммуникативные сферы, что создало предпосылки для создания "текстовой машины" – набора аппаратных и программных средств для эффективной работы с текстами.

Стремление обеспечить человека инструментом для интеллектуальной работы привело к созданию текстовых процессоров и экспертных систем. Бумага стала необходимой только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника

Принципиальным отличием второго этапа развития электронной коммуникации от всего ранее созданного человечеством, стало включение в социальную коммуникацию искусственного интеллекта. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью.

Появление компьютерного интеллекта позволило человеку не только переложить на него рутинные операции, требовавшие проведения простых операций, требовавших постоянного внимания и множества повторений, но и изобрести принципиально новые способы интеллектуальной кооперации и организации досуга.

Вместе с тем, на сегодняшнем этапе развития информационных технологий, искусственный интеллект не обладает возможностями само воспроизводства, хотя уже способен к самообучению. Компьютеризированные системы в состоянии обеспечивать обнаружение, сбор, хранение информации и взаимодействие последовательностей, но не способны обеспечить начальный толчок и выбор стратегии. Они уже обладают элементами интеллекта, но еще не обладают разумом даже на уровне простейших живых существ.

Современные специалисты напряженно и масштабно пытаются лишить компьютеры этого функционального «недостатка». Еще десятилетие назад казалось, что решение этой проблемы не за горами, сейчас оптимизма поубавилось. Суть проблемы заключается в малом, но основном – человечество до сих пор не знает, а как оно стало разумным и получило возможность обладания интеллектом. Этот не столько технический, сколько мировоззренческий вопрос, является не только главным препятствием на пути создателей искусственного интеллекта, но и, возможно, способом сохранения человечества как вида.

1.3.3.3. Универсальный этап. Представляет собой логическое объединение двух предыдущих. Электронная коммуникация сделалась не только искусственно интеллектуальной, но и глобальной. Речь идет о создании всемирной коммуникационо-интеллектуальной сети – Интернет.

Интернет - глобальная социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. Психическо-логическое осмысление феномена Всемирной паутины требует обобщения философско-исторических, организационно-управленческих, этико-правовых, социальных и психологических аспектов, связанных с сущностными и прикладными функциями Интернета.

Сознательно созданное человечеством виртуальное Интернет-пространство фактически существует по отношению к нему уже объективно. Каждый отдельно взятый его пользователь в любой момент может покинуть его просторы, но отключить Всемирную сеть уже нельзя. Конечно, если на планете произойдет нечто из ряда вон выходящее, что заставит человечество отключить все компьютеры от телефонных и спутниковых систем связи, то теоретически это можно представить, но практически осуществить уже нельзя. На планете Земля в конце ХХ века возник симбиоз между социальным интеллектом и машинным интеллектом, и темпы его развития опережают самые смелые прогнозы.

С психологической точки зрения, по А.Е. Войскунскому, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной (примеры - электронная почта, синхронные и асинхронные "чаты", конференции, листы рассылки, ньюсгруппы, "гостевые книги", форумы и т.п.); познавательной (примеры - навигация по Сети, чтение сетевой прессы, поиск конкретной информации или знакомство с текущими новостями, дистантное образование, выявление уязвимых веб-серверов с целью последующего "взлома" и т.п.); и игровой (примерами могут служить индивидуальное сражение с удаленным компьютером в традиционные спортивные игры типа шахмат, го и др., сражение в групповые традиционные азартные игры типа карточных, традиционная игра в шахматы, карты и др. с реальными партнерами посредством Интернета, индивидуальная или групповая игра в не имеющие традиционного аналога компьютерные игры - как азартные, так и интеллектуальные, игра в групповые ролевые игры и т.п.). К этим видам активности сводятся в конечном счете другие и виды деятельности посредством Интернета: к примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях "электронный флирт" или распространенные в Интернете попытки изменения идентичности - это общение, причем с несомненными элементами игры.

Точкой соприкосновения естественного и искуственного интеллектуальных миров является текстовая страница. Совокупность этих страниц образует мировую сетевую книгу. Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из электронной книги?

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального информационного массива;

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней;

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

В-четвертых, компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

Все эти и другие неназванные особенности сетевой текстовой страницы определяют ранее не существовавшее качество текста. Они превращают текст в гипертекст. Гипертекст обеспечивает функционирование чрезмерной смысловой избыточности в электронном пространстве. Коммуникация осуществляется в условиях множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы (текст перестает быть только текстом, видео и звук являются его неотъемлемыми частями).

Проблема современности связана с нарушением целостности мировосприятия, возникновением множественных, дополнительных друг другу структур знания. Элементы такого знания взаимодействуют на различных уровнях и образуют "рассеянные", "децентрированные" конфигурации. Множество сообщений не укладывается в жесткие иерархические структуры, а складывается в мозаику. Внутри мозаичных структур могут существовать как неупорядоченные, так и относительно упорядоченные области. Подобные наслоения требуют гибких сетевых структур, таких как гипертекст.

Компьютер, предназначавшийся для упорядочения больших потоков информации и обеспечения рациональной коммуникации, став элементом информационно интеллектуальных сетей (Интернет), стал усиливать неопределенность и асимметричность коммуникации. Все это наводит на мысль о "постиндустриальном" характере современной коммуникации. Гипертекст становится как бы следствием и основным выражением идей постмодернизма.

Информационная картина современного мира строится из распадающихся фрагментов Текста культуры, конструируясь по принципу монтажа или коллажа. Тем не менее, познающий субъект стремится воссоздать целостность культуры, придать ей некую, пусть свободную и аморфную, но форму. В условиях хаотичных, распределенных структур существования нелинейный текст, рассредоточенный в пространстве, дает возможность свести множества значений воедино во времени и тем самым обеспечить целостность восприятия. Вероятно, поэтому идея гипертекста приобретает такую популярность. Ведь гипертекст фиксируя ускользающие значения в виде гибких связей-переходов, позволяет избежать строгой последовательности, но, вместе с тем, обозначив "отсутствие" целостности, превращает ее в "присутствие".

1.3.3.4. Электронные коммуникации как социальные сети. Бурное развитие CMC (computer-mediated commu-nication), происходившее на протяжении последнего десятилетия, как пишет А.А. Оралов, оказывает влияние на многие области человеческой деятельности: на межличностное общение, на работу предприятий и экономику в целом, на культуру и на сферу политического. Компьютерные сети объединяют людей, и, по утверждению одного из родоначальников современной сетевой теории Б. Веллмана, могут рассматриваться как социальные сети. При этом акцент в анализе смещается с характеристик отдельных индивидов к структурам отношений. Подобные социальные сети благодаря современным коммуникационным технологиям могут образоваться практически мгновенно и объединять большое количество людей, различных по своему социальному положению, возрасту, привычкам и интересам.

Один из примеров таких социальных сетей это феномен, который благодаря Г. Рейнгольду получил название «Smart Mobs» - «умные толпы». Самая яркая и действенная по своим последствиям «умная толпы» была зафиксирована на Филиппинах зимой 2001 г., когда по телевидению и радио транслировались слушания по импичменту президенту Д. Эстраде, который с помощью подконтрольных ему сенаторов пытался остаться у власти. Возмущенные граждане с помощью обмена SMS-сообщениями, сотовых телефонов, карманных компьютеров и лэптопов, подключенных к Интернету, смогли в первый день мобилизоваться в демонстрацию, численностью несколько десятков тысяч человек, а всего за 4 дня, демонстрации уже насчитывали около миллиона человек. В результате этих волнений на Филиппинах произошла смена власти.

С весны 2004 г. в российском сегменте Интернет происходили события, которые с поправкой на российскую специфику можно отнести к Smart Mobs. В конце марта – начале апреля интернет-холдинг "Рамблер" проводил отборочный тур для российских участников конкурса «Мисс Вселенная». В качестве жюри выступали обычные Интернет-пользователи. На веб-сайте проекта, в котором могла участвовать любая девушка, с многократным преимуществом по голосам лидировал «кандидат от народа» под именем А. Писклова. Ее внешние данные резко контрастировали с внешностью типичных моделей других претенденток. В поддержку А. Пискловой пользователи создали виртуальное сообщество и координировали свои действия при голосовании. Затем у сообщества появился собственный веб-сайт под лозунгом «Скажи нет куклам «Барби»». В результате скоординированных массовых действий А. Писклова дошла до полуфинала, но была снята с конкурса, получив «Приз зрительских симпатий».

2 августа 2004 г. в России (и 1 августа на Украине) прошли Акции протеста владельцев мобильных телефонов. В «час Х» с 12 до 14 участники акции в знак протеста против низкого качества связи и сервиса сотовых операторов выключили свои телефоны. Проведение акции координировалось с веб-сайта и Интернет-форума. За месяц до начала акции ее веб-сайт насчитывал свыше 156 тыс. посещений.

Основная специфика российских «умных толп», по мнению А.А. Оралова, заключается в том, что это виртуальные толпы, т.е. в данных случаях не возникали реальные митинги или демонстрации. Впрочем, это и ненужно, поскольку форма, в которой человек выражает свою позицию, изначально не предполагает выход на площадь. Однако то, что эти общности виртуальные, не значит, что они не существуют, ибо как показывают события на Филиппинах, легко становятся реальными.

В данном случае российские «умные толпы» это социальные сети, основанные на обезличенных электронных коммуникациях, в которых превалируют, по терминологии Б. Веллмана, «слабые связи» и совсем нет (или практически нет) для большинства членов сети реальных межличностных контактов. В отличие от более тесных коммуникаций «лицом-к-лицу» эти связи обеспечивают доступ к большему количеству ресурсов. Отсутствие статусных, социальных барьеров позволяет информации свободно течь между людьми. Это позволяет подобным общностям быстро расширяться за счет приращения контактов и обмена информационными ресурсами.

И веб-сайты движения «Скажи, нет «куклам Барби» и Акций протеста владельцев мобильных телефонов обмениваются баннерами с другими информационными ресурсами. Ссылки и баннеры на центральном сайте выполняют функцию рекрутирования новых членов социальной сети, а другие информационные ресурсы(на которые ссылается центральный сайт) увеличивают свой индекс цитирования. Кроме того, размещение баннера на сайте равнозначно для его хозяина или данного локального сообщества выходу на площадь в рядах демонстрантов.

На сайтах и интернет-форумах организуются специальные разделы, где размещаются ссылки на другие «сочувствующие» ресурсы, новости информационных агентств и другую информацию, относящуюся к происходящим событиям. Помимо инструментальной функции поддержки функционирования и развития сообщества эти ресурсы (также как и обмен баннерами) способствуют расширению социальной сети, присоединяя к ней в виде, например, самостоятельных региональных форумов целые подсети, образуя, таким образом, сети сетей. Естественно, что при этом обмен информационными ресурсами происходит и по другим каналам: электронной почте, SMS, по телефону или при личных встречах.

Несколько тысячелетий назад письменная форма языка возникла как способ преодолеть расстояние между говорящим и адресатом - расстояние как пространственное, так и временное. Такое преодоление стало возможно лишь при помощи особого технологического изобретения - создания физического носителя информации, средства передачи: глиняной дощечки, папируса, специально обработанной бересты и т.д. Дальнейшее развитие технологии привело к появлению более сложного репертуара средств для передачи языка и речи - таких как типографская печать, телеграф, телефон, радио, пейджер, автоответчик. Несколько десятилетий назад возникла возможность передавать языковые сообщения при посредстве компьютеров. Все эти средства коммуникации различаются на основе типа носителя информации и имеют свои особенности. Одна из таких разновидностей - электронная (виртуальная , сетевая) - в последнее время приобрела экстраординарную роль и иногда рассматривается как особый модус коммуникации, наравне с устным и письменным.

Общение по электронной почте (а также в чатах, социальных сетях и т.д.) представляет собой нечто среднее между устным и письменным общением. Подобно письменной речи, электронный модус использует графический способ фиксации информации, по, подобно устной, он отличается мимолетностью и неформальностью. Общаясь в режиме Talk или Chat, собеседники буквально "разговаривают" через компьютер: в одной части экрана участник диалога пишет свой текст, а в другой части может видеть постепенно появляющийся текст своего собеседника. Таким образом, Интернет можно считать особой коммуникационной средой, а анализ виртуального общения можно производить в терминах основных понятий, характерных для вербальной коммуникации.

Изучение роли электронной сети Интернет допускает огромное разнообразие исследовательских подходов: она может рассматриваться как информационная технология, как психосоциологический феномен, как сообщество, как фольклор, как универсальная база данных и т.д. С точки зрения коммуникативных целей общение посредством Интернета обладает

всем тем разнообразием, которое присуще другим разновидностям коммуникации, - это видно невооруженным глазом при первом же обращении к содержанию электронных сообщений. Но как эти цели воплощаются в тексты? По тем же гласным и негласным правилам, писаным и неписаным законам, что и для обычной речи, письма, статьи, или по особым, собственным законам? Виртуальная коммуникация не случайно вызывает особый интерес психологов, социологов, культурологов (а в отношении поставленного выше вопроса - лингвистов), пытающихся увидеть законы и закономерности своей дисциплины в их "электронном" исполнении.

При этом очевидно, что электронная коммуникация сама по себе неоднородна, и потому правильнее говорить о ней как о совокупности и даже множестве жанров. Среди них выделяются по крайней мере несколько, в которых зафиксированы особые правила языкового поведения, - электронная почта и чаты, блоги, социальные сети, многочисленные мобильные приложения.

Главная отличительная черта виртуальной коммуникации связана с особыми отношениями, в которых находятся получатели и отправители сообщений, - с теми ролями, которые они для себя выбирают. А те, в свою очередь, мотивируют и содержание, и языковую форму сообщений.

С точки зрения лингвистической прагматики представление говорящего о текущем состоянии знаний слушающего включает, в том числе, и суждение о том, как слушающий моделирует в данный момент состояние знаний самого говорящего. Ясно, что в условиях виртуального общения эта модель принимает весьма специфичную форму, и ярче всего это проявляется в такой области, как чат или мессенджер, то есть мгновенный обмен сообщениями в условиях реального времени. В условиях удаленности - практически отсутствия реального адресата - происходит его активное конструирование. Необычная для реального мира коммуникативная открытость людей в чаге компенсируется повышенной степенью безопасности, которую дает вымышленное имя, невидимая внешность и никому не известная личная история.

Также в чатах происходит нарушение важного правила обычного разговора или беседы. Ведь в устной диалогической коммуникации реплики следуют одна за другой, а в письменной речи это графически отражается порядком следования реплик. В традиционной беседе может участвовать несколько человек, но и тогда их соседствующие по времени произнесения реплики объединены общей темой. В чате такое требование совершенно необязательно и, более того, чаще всего не соблюдается. Рядом оказываются реплики из совершенно разных диалогов. Именно поэтому для того, чтобы не потерять "нить", в чатах используются либо графические средства различения реплик по их принадлежности тому или иному автору (например, цвет или вид экранного шрифта), либо прямое упоминание имени адресата, которому направлена данная реплика (чаще используется в комментариях блогов или социальных сетей). Тогда адресату легче вычленить среди множества реплик, доступных ему на экране, ту, на которую он отвечает в данный момент, а также восстановить предыдущие реплики, составляющие линию отношений с данным коммуникантом.

Виртуальная коммуникация - явление недавнее, она бурно развивается и опирается на динамичную технологию. Естественно было бы ожидать, что правила, регламентирующие Интернет-коммуникацию, не слишком будут зависеть от предшествующих традиций, а станут диктоваться прагматическими соображениями удобства и быстроты. В лингвистической прагматике неформальное понятие удобства уточняется как экономия усилий говорящего (в данном случае - отправителя) и слушающего (получателя). Отправитель экономит усилия, делая сообщение более кратким, максимально редуцированным; получатель же, наоборот, для экономии своих усилий по декодировке нуждается в более развернутом, максимально эксплицированном сообщении. Эффективная коммуникация достигается путем балансировки усилий обеих сторон.

Экономия усилий говорящего (пишущего) ярко выражена в разрешенном пренебрежении правилами орфографии и даже грамматики - например, в отсутствии заглавных букв, пропуске артиклей в артиклевых языках и т.п. Ясно, впрочем, что это не облетает, а затрудняет чтение и понимание сообщения. Поэтому, как только отправителю приходится соревноваться за избирательное внимание получателя, например, в ситуации коммерческого использования Интернета (почтовые рассылки, сайты организаций, новостные группы, а теперь аккаунты и страницы организаций в социальных сетях), многие из отмененных правил восстанавливаются. При этом активно используются новые возможности воздействия графических средств - в дополнение к текстовой информации.

Исследователями особенно отмечается специфика проявления в Интернете базового для вербальной коммуникации разграничения между устными и письменными модусами. Не является ли виртуальный дискурс, письменный по форме, но лишенный многих атрибутов последнего, своего рода мостиком между обоими модусами? И чего в нем больше? Ответ на этот вопрос зависит от того, какие свойства обоих модусов рассматриваются в первую очередь.

Устная речь линейно разворачивается во времени: что-то говорится раньше, что-то позже. Сказанное нельзя отменить, его можно только дезавуировать. Устная речь не имеет черновых вариантов. Все, даже неудачные, попытки равно предлагаются для интерпретации слушающему. Письменный текст разворачивается в пространстве бумажного носителя слева направо и сверху вниз (по крайней мере для языков "среднеевропейского стандарта"). При письме есть время обдумать, исправить или отменить высказывание. Это возможно благодаря временному зазору между созданием письменного текста и моментом, когда он поступит к получателю. Все другие, в том числе структурные, различия между письменной и устной формами речи вытекают из этой фундаментальной разницы. Выше было введено противопоставление интеграции , характерной для письменного использования языка, и фрагментации устной речи. В применении к виртуальному общению можно говорить об оппозиции обдуманности и спонтанности.

На поставленный выше вопрос, является ли электронное общение особым модусом коммуникации, мы не можем сегодня ответить с полной

определенностью. Время покажет, произойдет ли на этой основе становление особого модуса, наряду с устным и письменным, или же электронная коммуникация скорее сведется к образованию набора более или менее устойчивых жанров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль электронных коммуникаций в компаниях. Электронные коммуникации внутри компании, их классификация в зависимости от величины и сложности. Преимущества и недостатки электронных коммуникаций. Проблема связи между центральным офисом и филиалами.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Понятие и структура коммуникаций. Способы перемещения информации. Динамика развития средств коммуникаций за последние годы: интернет, радио, телевидение, спутниковая и сотовая связь. Состояние и перспективы развития коммуникаций Оренбургской области.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Развитие компьютерных коммуникаций. Требования к экономической информации. Особенности информационных процессов на предприятиях. Проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере. Методика информационного обследования предприятием.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Цифровые электронные устройства: история развития, классификация электронных, комбинационных и логических устройств. Классификация вентилей как энергопотребителей. Элементная база; энергетика и скорость производства и обработки цифровой информации.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2011

    реферат , добавлен 19.09.2010

    Современные информационные системы и системы международной связи. Стадии реализации коммерческой сделки. Применение современных средств электроники и электронных коммуникаций. Ценность сети Интернет. Электронный обмен данными и видеоконференции.

    реферат , добавлен 25.07.2009

    Классификация автоматических регуляторов. Законы регулирования. Источники первичной информации для электронных промышленных устройств. Виды и принцип действия тепловых, тензометрических, пьезоэлектрических, емкостных и электромагнитных преобразователей.

    методичка , добавлен 25.01.2015

    Описание работы электронных часов и микроконтроллера АТTiny2313 фирмы Atmel. Выходные буферы порта. Принципиальная схема электронных часов. Разработка печатной платы и практическое её применение. Принципы программирования и прошивки микроконтроллера.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации, возникновение и развитие которых решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объему передаваемой на большие расстояния информации.
Начало было положено созданием техники телеграфии. Еще в 1267 г. Р. Бэкон высказал мысль о том, что для связи на дальние расстояния можно использовать «симпатическую иглу» (природный магнит). В 1746 г. английский естествоиспытатель Уотсон передал
электрические сигналы по проводу длиной около двух миль. Таким образом, представление о дальней связи с помощью некой невидимой субстанции возникло уже очень давно, но реализовано оно было лишь в 19 в.
В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг (1786-1837). В 1832 г. он создал первый электромагнитный телеграфный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную передачу. Однако его аппарат имел ограниченный диапазон действия и не обеспечивал запись принимаемых сигналов. Более совершенную модель телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе (1701-1872) - американский портретист, переквалифицировавшийся в техника. Его изобретение обеспечивало дистанционную передачу сообщений с использованием специального двоичного кода - «азбуки Морзе».
Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847- 1922) - шотландец, эмигрировавший в Америку. В 1876 г. Белл и его ассистент Т.А.Уотсон получили патент США на телефонный прибор. В 1878г. первая в мире общественная телефонная линия начала функционировать в Лондоне. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. К концу 19 в. телефонная связь распространилась по всему миру.
В то же время продолжались поиски более быстрых и дешевых, чем телефонная, способов передачи сообщений на большие расстояния, который могла обеспечить только беспроводная связь. В 1894 г. итальянский радиотехник и предприниматель Г. Маркони (1874-1937) начал свои эксперименты, а в течение 1895 г. он добился успеха, посылая простейшие сигналы на расстояние более 3 км. В России работы по
созданию радиопередающего и принимающего устройства велись физиком и электротехником А.С. Поповым (1859-1906). Весной 1895 г. он продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. К лету 1897 г. Попову удалось достичь дальности радиосвязи 5 км, а в 1901г. - около 150 км. Началась эра радиосвязи на большие расстояния. Для первых радиосообщений использовалась азбука Морзе, но уже в 1906г. появилась возможность передавать человеческий голос. Человеческая речь и музыка впервые прозвучали по радио в Великобритании в 1907г.
Еще в начале 20 в. Маркони предсказал, что вскоре появится «видимый телефон». Активная работа по его созданию велась в России. Профессор Санкт-Петербургского
технологического института Б.Л. Розинг 22 мая 1911 г. произвел первый в мире опыт передачи изображения по проводам на расстояние. Им была создана электронно-лучевая трубка - прообраз современного кинескопа. В 1925 г. в Лондоне Дж. Берд осуществил беспроводную передачу изображения человека из одной комнаты в другую. Через три года из студии Борна Британская радиовещательная корпорация (Би-Би- Си) провела сеанс первого в мире публичного телевизионного вещания. В 1936 г. Би-Би-Си начала регулярное телевещание на весь мир. Новое средство коммуникации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры - экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и восприятия сообщений.
В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы - это было начало цветного телевидения. Постепенно начали формироваться межнациональный телевизионные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объединились в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спутников позволило телевещанию стать поистине всемирным явлением.
В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила волоконно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель более надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слышимость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля. В декабре 1988 г. вступил в действие первый телефонный кабель с использованием волоконной оптики, проложенный через Атлантический океан. Этот кабель позволял вести телефонные разговоры одновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 раза превышало объем трех существующих медных кабелей и спутниковой связи. Во второй половине 1990-х гг. была установлена связь с использованием волоконной оптики между всеми континентами.
Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Сегодня компьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше.
Ключевым моментом такого схождения стало превращение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последовательности двоичных чисел (по аналогии с тем, как азбука Морзе использует только точки и тире).
Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поистине глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме - звуком, текстом, цифрами или изображением - любому человеку, находящемуся в любой точке планеты.


Close