Квалификация - это подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации.
В ТК понятие «квалификация» определено как уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.).
Квалификация является составляющей стандарта профессионального образования и характеризуется ступенью и уровнем.
Ступень квалификации - это этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионально! о образования и завершаемый получением соответствующего доку мента (свидетельства, сертификата, диплома).
Уровень квалификации - это степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются: объем знаний и умений; качество знаний и умений; способность рационально организовать и планировать работу; способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.
Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностям устанавливаются соответствующими локальными (местными) документами в системе тарификации и аттестации.
Определение квалификации кадров регламентируется административным, аграрным и трудовым законодательством. С помощью административного права устанавливается квалификация выпускников специальных учебных заведений и ряда других лиц. Аграрное право закрепляет правила определения квалификации членов сельскохозяйственных организаций. Трудовое право регулирует правила определения квалификации работников, условия возникновения трудовых отношений.
При определении квалификации работников руководствуются системой обобщенных показателей, наибольшее значение среди которых имеют разряды, классы и категории.
При помощи тарифных разрядов определяется квалификация большинства работников промышленных, строительных и других организаций. Классные звания присваиваются водителям транспорта, специалистам сельского хозяйства и др. Уровень квалификации специалистов ряда отраслей промышленности фиксируется с помощью категорий Количественные и качественные результаты трудовой деятельности, уровень профессиональной подготовленности работников отражают следующие показатели:
продолжительность стажа по данной работе (специальнос-
ТИ);
наличие общего и специального образования;
меру ответственности за порученное цело и так далее.
Эти показатели имеют большое теоретическое и практиче-
ское значение при согласовании содержания трудового договору ра, решении вопросов о рабочем месте, адаптированных мерах, аттестации и других. Так, трудовая функция устанавливается в \соответствии с квалификацией работника, которая, в свою оче- редь, выражается в разрядах, классах, категориях. Правовые нормы закрепляют юридическую обязанность нанимателя своевременно и объективно фиксировать такие показатели, т.е. пра- вильно определять квалификацию работников, гарантируя им работу в соответствии с призванием, способностями, образова- тем и с учетом общественных потребностей.
Определение квалификации - это установление уровня знаНий и мастерства работника, соответствие этого уровня определенным требованиям, обусловленным той или иной сложностью ТРУД соответствующей специальности.
Щ. Квалификация работника определяется на основе определен- ных квалификационных признаков, производных от входящих в содержание понятия квалификации компонентов сложности ра- боты, совокупности знаний, производственного опыта, степени Ч способности и навыков работника. К таким признакам могут быть отнесены; объем специального и общего образования, стаж У работы по данной профессии, умение выполни ьgt; определенные операции, управлять механизмами, агрегатами и приборами, со- ответствие личностных данных работника профессиональным Ц требованиям, мера огветственности за порученну ю работу и т д Потребность в определении квалификации во шикает у на- ннмателя в первую очередь при заключении 1 рядового договора. Определение квалификации работника при приеме на рабо ту необходимо для правильною и оперативного установления соответствия его данных требованиям его будмцей работы Качественное определение квалификации уточняет содер жание письменного трудового договора трудовую функцию, трудовые права и обязанности, размер оплаты труда и другие элементы трудового правоотношения. Определение квалификации при приеме на работу показывает возможность или невозможность допуска работника к выполнению определенной работы. Напротив, несвоевременно выявленное несоответствие будущей работе повышает вероятность разочарования в ней или других нежелательных явлений.
Трудовое право закрепляет обязанность нанимателя устанавливать квалификацию принимаемых на работу работников. Однако эта обязанность касается не всех случаев поступления на работу. Например, лица, принимаемые учениками, не имеют профессиональной подготовки, и в силу этого их квалификация не устанавливается.
Трудовое право предусматривает следующие формы установления квалификации при приеме на работу: документальное установление, испытание, медицинское обследование, стажирование, собеседование, тестовые испытания и сдача специально го экзамена.
Документальное установление квалификации при поступлении на работу производится на основании различных документов, обладающих юридической силой.
Квалификация выпускников специальных учебных заведений определяется дипломом, аттестатом, свидетельством, справкой.
Квалификация рабочих может быть установлена по записи в трудовой книжке на основании присвоенного им квалификационного разряда, класса.
Изучение документов помогает устанавливать деловые, моральные и иные характеристики работников, уровень их профессиональной подготовленности. Определенный перечень документов, предъявляемых поступающими при заключении трудового договора, установлен в ТК. Прием на работу без указанных документов не допускается. Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством. Значение документов состоит в том, что они подтверждают возраст, уровень профессиональной подготовленности, которые необходимы для согласования трудовой функции и других условий трудового договора, уточнения служебных обязанностей.
Законодательство предусматривает и иные формы ознакомления с данными поступающего лица. При приеме на работу со глашением сторон может быть обусловлено испытание с целью проверки соответствия работника порученной работе. Это условие предусмотрено ТК. но его включение в письменный трудовой договор допускается только по взаимному соглашению сторон. При возражении со стороны работника договор либо отвергается, либо заключается без данного условия.
Срок испытания определяется ТК. причем регламентируется лишь максимальная его продолжительность (не более трех месяцев). По взаимному соглашению сторон испытательный срок может быть назначен, например, и на один, два месяца Установление испытания не является обязательным условием трудового договора, но если по нему достигт і о соглашение, оно должно быть указано в тексте трудового договора и приказе (распоряжении) о приеме на работу Испытательный срок исчисляется только рабочими днями. Так, в испытательный срок не засчитывается период временной нет рудоспособности и другие периоды, когда работник отсутствовал на работе по уважительным причинам.
Испытание не устанавливается при приеме на работу работникам, не достигшим 18 лет; молодым рабочим по окончании профессионально-технических учебных заведений; молодым специалистам по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидам; временным и сезонным работникам; при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю; при приеме на работу по конкурсу; в других случаях, предусмотренных законодательством (например, при переводе работника, состоящего в трудовых отношениях с нанимателем, с одной должности на другую или из одного подразделения в другое).
Каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием;
  • до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;
  • в день истечения срока предварительного испытания.
Неудовлетворительный результат испытания дает право нанимателю расторгнуть трудовой договор с работником. При этом наниматель обязан указать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытание.
Решение нанимателя работник вправе обжаловать в суд. Если до истечения срока предварительного испытания трудовой договор с работником не расторгнут в соответствии с частью первой ст. 29 ТК, то работник считается выдержавшим испытание и расторжение с ним трудового договора допускается только на общих основаниях.
Испытание при приеме на работу представляет собой факультативное условие трудового договора, проверку профессиональной подготовленности при выполнении в установленные сроки заданий, относящихся к трудовой функции поступающего работника. Испытание помогает определить уровень его квалификации, соответствие выполняемой работе и изменить меры адаптации и охраны труда.
Работник вправе обжаловать результаты испытания в общем порядке: в комиссии по трудовым спорам (КТС), суде. Если неудовлетворительные результаты испытания сопровождаются освобождением его от работы, то жалоба подается в районный суд
В ряде случаев трудовое законодательство устанавливает обязательное медицинское освидетельствование при приеме на работу.
Например, предварительному врачебному осмотру подвергаются несовершеннолетние, не достигшие 18-летнего возраста, работники, занятые на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда, а также на работах по обслуживанию транспортных средств, работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактических учреждений и некоторых других организаций. Указанные меры направлены исключительно на охрану жизни и здоровья как самих работников, так и лиц, соприкасающихся с их трудовой деятельностью.
Результаты медосмотра оформляются специальным документом.
Стажировка является одной из форм установления квалификации при приеме на работу молодых специалистов. Стажировка имеет многоцелевое назначение. Она помогает уточнить квалификацию кадров, оперативно разрабатывать адаптационные меры, повышать уровень профессиональной подготовленности работников, и в этом качестве является гарантией права на труд. Стажировка применяется для водителей транспорта, сотрудников правоохранительных органов и других категорий работников.
Положением о распределении выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений Республики Беларусь, утвержденным Минобразования, Минэкономики, Минюстом, Минтруда и Минфином, не предусмотрена обязательная стажировка молодых специалистов в течение первого года работы.
На практике стажировка молодых специалистов, как правило, предусматривается в локальных актах предприятий (организаций).
В период стажировки молодые специалисты овладевают соответствующей квалификацией. Поэтому от стажировки освобождаются работники, получившие высшее образование в системе вечернего или заочного образования, имеющие стаж работы по соответствующей специальности не менее одного года, в процессе которой они уже приобрели начальную квалификацию.
Полученная в период стажировки квалификация устанавливается коллегиальным органом (комиссией) в соответствующем порядке
Согласование трудовой функции и других условий трудового договора начинается с собеседования с поступающим работ ником
Проведение собеседования - одна из важнейших форм определения квалификации при приеме на работу Назначение на должность после предварительного отбора и собеседования - это ситуация, когда организация в лице работника кадровой службы и кандидат на эту должность пытаются определить, в какой степени их собственные интересы могут быть удовлетво- ~рены в результате данного назначения.
Предварительное собеседование при приеме на работу направлено на выяснение образования претендента, оценку его личных качеств и т п.
На этой стадии определения квалификации до вступления трудового договора в силу работник может изменить свое первоначальное намерение поступить на работу. Организация также вправе отказаться от услуг работника, но в случаях и по основаниям, указанным в законодательстве
Существует различие в положении сторон Работник, изменяя первоначальное намерение, может и не указывать мотивов своего решения, во всяком случае, закон не обязывает делать это. Организация же обязана объяснить причину отказа, допустимого лишь по деловым соображениям, уважительной причине.

СТ 195.1 ТК РФ .

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Комментарий к СТ 195.1 ТК РФ

1. В ст. 2 Закона об образовании в РФ квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.

3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.

Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.

6. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.

Комментарий к Ст. 195.1 Трудового кодекса РФ

1. Понятия "квалификация работника" и "профессиональный стандарт" закреплены в ТК РФ впервые.

Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.

Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).

Указанные Правила в п. п. 9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

3. Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

На сегодняшний день ТК РФ предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК РФ и комментарии к ним).

Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. "а" п. 25 Правил).

Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы. Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.

Уровень компетентности работника все чаще выходит на первый план, ведь каждая компания желает видеть в своих рядах профессионалов. Квалификация работника – это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы. Расскажем, какие есть формы повышения квалификации работников, об организации обучения за счет работодателя.

Работодатели, заинтересованные в развитии своей сферы деятельности, нуждаются в . Наличие профессионального персонала является залогом успешной деятельности любой организации. Поэтому одна из основных задач работодателя сегодня – это поддержание соответствия профессионального уровня работников динамично повышающимся квалификационным требованиям. В соответствии с от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК), выделяют следующие формы профессионального обучения :

  • повышение квалификации – форма профессионального обучения, позволяющая поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретённые профессиональные знания, умения и навыки;
  • профессиональная подготовка – , направленного на развитие личности для приобретения новых или изменённых профессиональных навыков, необходимых для выполнения определённого вида работ;
  • переподготовка – форма профессионального обучения, позволяющего освоить другую профессию или специальность;
  • дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами обучения и практики на предприятии и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося.

ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС

Нужно ли издавать приказ о повышении квалификационного разряда работнику?

Светлана Сергеенко эксперт электронной системы «ACTUALIS: Кадровое дело», руководитель тематического направления «Охрана труда, кадры и делопроизводство» цифрового издательства «МЦФЭР–Казахстан», юрист-правовед

Организация обучения работодателем работника

В соответствии с указанными требованиями, каждая организация должна иметь:

1) в Уставе (Положении) организации нормы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для организаций, которые непосредственно , переподготовку и повышение квалификации работников;

2) рабочие учебные планы и программы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;

3) учебники и учебно-методические комплексы по соответствующим профессиям (специальностям);

4) договор обучения (письменное соглашение между работодателем и обучаемым) либо договор об оказании образовательных услуг (письменное соглашение между работодателем и организацией, проводящей обучение).

Типовая форма договора на оказание образовательных услуг утверждена «Об утверждении форм типового договора оказания образовательных услуг и типового договора на проведение профессиональной практики».

Договор на обучение

Обучаемых по направлению работодателя осуществляются за счёт средств работодателя или иных средств , не запрещённых законодательством Республики Казахстан, в соответствии с договором на обучение (п. 3 ст. 118 ТК РК).

Квалификация работника — это уровень его подготовленности к профессиональной деятельности. Трудовой кодекс определяет термин «квалификация работника» как уровень профессиональных знаний, навыков и умений работника, подтвержденный документами об образовании.

Основная цель мероприятий по профессиональной подготовке сотрудников — улучшение теоретических знаний и практических умений в рамках профессии.

Повышение квалификации персонала имеет следующие преимущества:

  1. Применение новейших технологий. Многие организации имеют возможность внедрить в производство новую технику. Но она часто не используется, так как в компании нет сотрудников, способных работать с ней (см. ).
  2. Квалификация работника характеризуется продуктивностью его работы. Ее повышение позволит удовлетворить потребности клиентов и повысить конкурентоспособность организации.
  3. Выявление профессионалов, которые могут занять руководящую должность. В ходе обучения наилучшим образом проявляют себя люди, имеющие лидерские качества и способности к руководству.
  4. Способность быстро реагировать на изменение рынка. Высококвалифицированные сотрудники могут быстро реагировать на изменение потребностей клиентов.
  5. Опытные специалисты могут выполнять различные задачи и улучшить производительность организации (см. ).
  6. Гарантированная занятость сотрудников.
  7. Забота руководства о сотрудниках стимулирует их к улучшению производительности.

Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:

  • Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
  • Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
  • Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
  • Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.

Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.

  • Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
  • Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
  • Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
  • Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.

Интересный факт: Оценка профессиональных качеств работников осуществляется с учётом их вклада в развитие организации при выполнении должностных обязанностей.

Профессиональная подготовка подразумевает не только обучение на рабочем месте или в учебном заведении, но и обмен знаниями, самообразование, чтение специализированной литературы.

Цели повышения квалификации:

  • улучшение конкурентоспособности организации;
  • повышение способностей сотрудников адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка;
  • улучшение профессиональных навыков работников, их компетентности;
  • возможность для сотрудника построить карьеру;
  • улучшение взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации;
  • повышение приверженности сотрудников своей компании, что позволяет снизить текучесть кадров.

Обязательное повышение квалификации согласно закону

Для некоторых профессий законодательством предусмотрено обязательное повышение квалификации. Организация повышения квалификации работников возлагается на работодателя. Отправляя работника на обучение, он обязан сохранить его рабочее место, освободить от должностных обязанностей на период подготовки и выплатить среднюю заработную плату за этот период.

Обязательное повышение квалификации проходят:

  • медицинские работники;
  • педагоги;
  • работники железнодорожного транспорта, если их деятельность связана с движением поездов;
  • водители автомобильного и городского электрического транспорта;
  • охранники.

Виды повышения квалификации работников, их особенности

В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.

  1. Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
  2. Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
  3. Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.

Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.

Интересный факт: Как показывает практика, среди сотрудников, занимающих руководящие должности, не все имеют необходимую квалификацию для выполнения поставленных требований.

Где можно пройти профессиональную подготовку?

Согласно трудовому законодательству сотрудники могут обучаться в организации или в образовательном учреждении, прошедшем государственную аккредитацию. К таким учреждениям относят академии, курсы, институты, учебные центры.

Если можно пройти без отрыва от производства, оно проводится на предприятии. Может проходить индивидуально или в группе.

Интересный факт: Если лицензия образовательного учреждения приостановлена после вступления в силу договора об оказании образовательных услуг, организация пострадает только в случае, если ей было известно об отсутствии лицензии.

  1. Ученический договор, который является дополнением к трудовому. Он может заключаться как с действующим работником организации, так и с потенциальным.
  2. Программа подготовки и переподготовки кадров с указанием образовательного уровня и учреждения, в котором проводится подготовка.
  3. В соответствии с программой издаётся приказ о направлении сотрудника на обучение.
  4. Между организацией и учреждением, осуществляющим подготовку кадров, заключается договор.
  5. Документы, подтверждающие прохождение обучения: свидетельство, сертификат, диплом. Выдаются образовательным учреждением.
  6. Счёт фактура от учреждения, предоставляющего услугу.
  7. Документы, которые подтверждают оплату предоставленных услуг.

Как ТК определяет понятие «квалификация»

Понятие квалификации используют в трудовом законодательстве как критерий, по которому оценивают наличие у работника необходимых:

  • знаний и умений;
  • профессиональных навыков;
  • опыта работы по специальности.

Квалификация работников - это совокупность перечисленных качеств, которая позволяет объективно ценить профессионализм, то есть, способность выполнять трудовую функцию по конкретной профессии, специальности. Характеристикой квалификации является профессиональный стандарт, в котором устанавливают конкретные требования к наличию и уровню профессиональных качеств (ст. 195.1 ТК РФ).

Уровни квалификации, установленные профстандартами

В настоящее время разработано и утверждено более 1200 профессиональных стандартов, в каждом из которых для определения способности работника к трудовой деятельности по данной профессии используют уровень квалификации.

На сегодняшний день существует 9 уровней квалификации (приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148н (далее – Приказ № 148н)). Каждый из них - это описание таких показателей, как:

  • Полномочия и ответственность. Они определяют способность работника к самостоятельной профессиональной деятельности и умению принять управленческих решений, а также зону его ответственности.
  • Характер умений . Определяющий уровень сложности выполняемых заданий - от стандартных, связанных с физическим трудом, до решения проектных и исследовательских задач, связанных с повышением производительности и эффективности туда.
  • Характер знаний. Определяет наличие и уровень специального образования.
  • Основные пути достижения уровня квалификации. Рекомендуемые для достижения конкретного уровня квалификации опыт, программы обучения и инструктажей, основные и дополнительные программы профессиональной подготовки.

Таблица. Уровни квалификации работников

Как проверить квалификацию соискателя

Квалификация работника - это один из важнейших показателей, который необходимо учитывать при кадровом планировании. Грамотное планирование потребности в кадрах позволяет получить четкие ответы на вопросы, сколько и какой квалификации работников потребуется компании в определенный момент времени и как подобрать нужных и наиболее квалифицированных специалистов, отвечающих всем требованиям вакансий.

При подборе на вакансию, к которой предъявляют профессиональные требования, используют описание квалификации, установленной соответствующим профстандартом. Чтобы адаптировать эти требования к конкретным условиям производства, на предприятии разрабатывают должностные инструкции. Это существенно облегчает задачу, стоящую перед менеджером по подбору - основной его функцией становится проверка соответствия квалификации потенциального работника требованиям инструкции.

Должностная инструкция бухгалтера с учетом требований профстандарта «Бухгалтер»

Эксперты советуют: на позиции, для которых установлен невысокий уровень квалификации, целесообразно привлекать молодежь, готовую к дальнейшему обучению, а вот на позиции руководителей - кандидатов, обладающих необходимой квалификацией.

Вопросы для оценки уровня квалификации специалиста по продажам

Как повысить квалификацию сотрудников компании

В условиях существующей на рынке труда конкуренции, работники сами заинтересованы в том, чтобы как можно выгоднее продать свой труд. Это касается и тех специалистов, которые уже трудоустроены. Если на предприятии, где существует внутренний рынок труда, разработана эффективная система мотивации, сотрудники не откажутся повышать квалификацию. Они видят прямую зависимость оплаты труда от уровня профессионализма. Повышая свою квалификацию они, тем самым, повышают производительность труда и прибыльность предприятия.

Повышение квалификации новых сотрудников

Новички - та часть коллектива, для которой повышение квалификации является насущной необходимостью, особенно, если это молодые специалисты. Да и те новобранцы, которые уже имеют опыт практической работы по профессии, должны адаптироваться и привести в соответствие имеющиеся знания и навыки с теми требованиями, которые установлены на предприятии.

Повышение квалификации этой категории работников компания может обеспечить своими силами, с помощью наставников или мастеров производственного обучения.

Повышение квалификации действующих сотрудников

На предприятии где соответствующая профстандарту квалификация работника - это гарантия достойной оплаты и получения иных, нематериальных благ, основной задачей HR-службы становится правильный подбор программ обучения. Для этого нужно провести аттестацию сотрудников и определить текущий уровень их квалификации.

При выборе программ обучения и повышения квалификации работников следует учитывать:

  • стратегические цели компании;
  • развитие техники и технологий;
  • будущую потребность компании в специалистах определенной квалификации;
  • существующий уровень профессионализма сотрудников;
  • финансовые возможности предприятия.

Большинство российских организаций по-прежнему вкладывают средства в обучение персонала. По данным исследования, шансы пройти профподготовку, курсы повышения квалификации или получить стажировку выше у работников промышленных предприятий (74%), транспортных и коммуникационных компаний (65%), строительных фирм (64%). Наименее охотно занимаются повышением квалификации персонала торговые организации (49%).

В 40 процентах случаев в России обучают сотрудников с помощью внешних организаций, например, тренинговых. На них компании тратят до 30 процентов всего бюджета на обучение, еще 17 процентов приходится на курсы повышения квалификации внутри фирмы.

Дополнительное соглашение о повышении квалификации


Close