Cлайд 1

Cлайд 2

Педагогический подход: дислексия - частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология словарь Клинико-психологический подход: дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей Определение термина

Cлайд 3

История Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Речевая симптоматика дислексии Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

Cлайд 7

Неречевая симптоматика дислексии Высокий уровень интеллекта, но плохие навыки чтения Повторяющиеся ошибки при чтении и письме, например, перестановка или пропуск букв и слов Неспособность уложиться с выполнением задания в отведенное время Плохая память Трудности с письмом Затруднения с определением левого и правого, верха и низа.

Cлайд 8

Диагностика Основной метод - когнитивное тестирование. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Cлайд 9

Методы коррекции Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.Этот недуг, порой называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей. Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии. Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа. Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии. Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова. Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). 2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". 3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения. Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей: 1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта). Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию. Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами. Современная наука уже развеяла многие популярные мифы о дислексиках.Миф 1. "Все дело в каверзных буковках". Долго считалось, что все дело в каверзных буковках, которые не каждому даются. Якобы дислексики пишут их задом наперед. Неправда. Практически все дети рисуют зеркальные копии букв, хотя у страдающих дислексией это встречается чаще. Также считалось, что среди таких детей больше мальчиков, чем девочек. Снова неверно. Просто мальчиков чаще замечают, поскольку они более склонны выражать свои обиды и огорчения непослушанием. Миф 2. "Ребенок может дислексию перерасти". Это наиболее страшное заблуждение, которое до поры до времени окружало дислексию, Подобное убеждение приводит к тому, что родители обращаются за помощью, когда уже слишком поздно. Если диагноз поставлен ребенку в возрасте девяти-десяти лет, его еще можно научить читать, однако с большим трудом. Миф 3. "Дислексик - значит умственно неполноценный". На людей, страдающих дислексией, долго лепили ярлык "умственно неполноценных", однако, с развитием науки и этот миф постепенно сходит на нет, так как само явление дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха - ученых, художников, актеров, - немало дислексиков. Наверное, из-за того, что их мозг устроен иначе, дислексики, как правило, смотрят на вещи с новой, необычной точки зрения, что позволяет им выходить на принципиально новый уровень восприятия, оставляя всех стандартно мыслящих далеко позади. Они видят мир как будто в ярком трехмерном изображении, в то время как остальные смотрят плоское черно-белое кино. Однако у медали существуют две стороны. Из-за своей необычности такие люди часто страдают комплексом неполноценности и, как правило, подвержены вспышкам дурного настроения и депрессивным состояниям, порой доходящим до попыток суицида. Их реже берут на работу, поэтому у них больше шансов нарушить закон и оказаться в тюрьме. Миф 4. "Зеркальное" письмо, характерное для левшей (например, такие буквы как З, С, Р, Ч пишутся зеркально) - признак неострой формы дислексии". На самом деле, практически все дети на начальном этапе обучения рисуют зеркальные копии букв. Данное нарушение можно считать симптомом дислексии, только если оно имеет стойкий и продолжительный характер. Миф 5. "Дислексия у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек". Единого мнения на этот счет нет. Некоторые медики склонны объяснять предрасположенность мальчиков к нарушениям работы головного мозга изначальной генетической "уязвимостью" мужского набора хромосом. По статистике, девочек с диагнозом дислексия не меньше, чем мальчиков.


Приложенные файлы

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Дисграфия и дислексия. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Елена Жидкова,(детский невролог) «дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития". Передается дислексия по наследству. дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок". пропуски букв, слогов, слов, их перестановки замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков смешения букв, сходных по начертанию слияние нескольких слов в одно нарушения грамматического согласования и управления слов впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажениебуквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления,разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы,перестановки слов. Аграмматизмы на письме

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Дислексия

Термин применяется по отношению к детям, неспособным приобрести нормальные навыки чтения, а также в части случаев испытывающих значительные трудности в овладении письмом. Нарушение, выражающееся в трудностях при обучении чтению, даже несмотря на правильное объяснение, адекватный интеллектуальный уровень и отсутствие социально-культурных, средовых препятствий, оно зависит от базовых когнитивных нарушений, имеющих зачастую генетические причины. Генетические факторы – нарушения чтения у нескольких членов семьи; отсутствие культуры чтения в семье; большой состав семьи (отсутствие многообразия форм общения); Низкая способность к концентрации внимания, они более беспокойны, отвлекаемы, импульсивны В отечественной литературе количество школьников, страдающих дислексией, оценивается в пределах 3-4,8%, в зарубежных источниках – от 1 до 10%. Встречается среди мальчиков в 3-4 раза чаще, чем среди девочек. Британская ассоциация дислексии представляет данные по всей популяции: у 4% населения - дислексия в тяжелой форме, у 10% - определенные трудности в чтении.

Дислексия - частичное специфическое
нарушение процесса чтения, обусловленное
несформированностью (нарушением) ВПФ и
проявляющееся в повторяющихся ошибках
стойкого характера.
Р. И. Лалаева
Дислексия – состояние, при котором
имеетсястойкая избирательная неспособность
овладеть навыком чтения, несмотря на
достаточный уровень развития интеллекта и речи,
зрения и слуха.
А.Н. Корнев

«Список признаков дислексии»
Специфические трудности:
1. В речи детей встречаются ошибки.
2. Медленное чтение с наличием устойчивых ошибок.
3. В разных видах письменности присутствуют повторяющиеся
ошибки.
4. Невозможность безошибочного воспроизведения
последовательных рядов.
5. Присутствие серьезных пространственно-временных трудностей.
Успешные стороны:
1. Дети с дислексией отличаются нестандартным решением вопроса.
2. Дети легко справляются с проблемами не учебного характера, в
экстренных ситуациях.
3. Ребенок способен интуитивно решить возникающие проблемы.
4. Ребенок обнаруживает творческий подход в решение проблемы.
5. Ребенок обладает нестандартным решением вопроса.

Этиология дислексий
Мультифакторная этиология – на основе
экзогенных и эндогенных причин.
Имеет место генетическая предрасположенность.
Обнаружено, что 1, 2, 3, 16,15,18 гены отвечаютза
появление дислексии. Эти гены влияют на
миграцию нейронов в коре головного мозга.

Большинство авторов отмечает наличие патологических
факторов, воздействующих в перинатальный, натальный и
постнатальный периоды.
Биологические
факторы
Перинатальный период: токсикозы,
травмы живота, употребление
наркотиков и курение, резус-фактор,
прерывание беременности и т.д.
Постнатальный период: черепномозговые травмы, нейроинфекции,
цепочка детских инфекций (краснуха,
корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.),
истощающие заболевания.
Социальные
факторы
дефицит речевого
общения,
синдром
«госпитализма»,
педагогическая
запущенность,
неблагоприятное
речевое окружение,
билингвизм,
раннее начало обучения
грамоте и высокий темп
обучения.

Понятийная сторона дислексии
1. Трудности построения пересказа прочитанного текста.
2. Нарушения визуального восприятия
3. Нарушение интеграции компонентов функциональной
системы чтения→нет формирования межанализаторных
связей.

Классификация дислексий
В основе ее лежат различные критерии:
проявления;
степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер);
нарушения деятельности анализаторов, участвующих
в акте чтения (О. А Токарева);
нарушение тех или иных психических функций (М. Е.
Хватцев, Р. Е. Левина и др.);
учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).

Формы дислексии

Фонематическая форма – на фоне нарушенной
речи в результате недоразвития фонематического
восприятия.
Ошибки: замены и смешения
1.

2. Оптическая дислексия – трудности усвоения букв
во время чтения, установления их специфических
особенностей. Имеет 2 формы:
Латеральная форма, при которой ребенок не
может опознать букву;
Вербальная форма связана с невосприятием
целого слова ребенком.

3. Мнестическая дислексия – следствие дефицита
краткосрочной и долгосрочной памяти;
4. Семантическая дислексия – нарушено понимание
читаемого текста.
Два фактора:
Трудности звуко-слогового синтеза;
Несформированность грамматических
обобщений.

5. Аграмматическая дислексия – у детей с грубыми
речевыми нарушениями, лексико-грамматическое
недоразвитие. Часто встречается у детей с
моторной алалией.

Техническая сторона дислексии
1) Скорость чтения.
Ребенок с дислексией читает медленнее.У таких детей
свой темп чтения.
2) Способ чтения.
Для ребенка с дислексией характерны непродуктивное
виды чтения: побуквенное чтение и отрывистое слоговое
чтение.

3) Нарушение правильности чтения.
Ошибки чтения:
1. Ошибки прочтения окончания;
2. Замена слов по смыслу;
3. Ошибки ударения;
4. Пропуски букв
5. замена слов по оптическому сходству;
6. смешение оптически сходных букв;
7. реверсия букв и слогов;
8. смешение согласных букв;
9. смешение гласных букв;
10. аграмматизмы;
11. пропуски и повторы строк;
12. Пропуск слогов;
13. Ошибки обозначения границ предложения;
14. Пропуски слов;
15. Персеверация;
16. Добавление букв;
17. Смешение твердых и мягких согласных;
18. аграмматизмы

4) Выразительность чтения
Дети с дислексией не могут выделять ударные слоги, не
могут читать с остановками в конце предложения, не
могут интонационно передавать текст.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в
логопедии принято различать:
1. дислексию (частичное расстройство навыка);
2. алексию (полную невозможность овладеть навыком
или его утрату).
Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно,
однако чаще она сопутствует другому нарушению
письменной речи – дисграфии.

Нарушения чтения часто сопровождаются
неречевыми расстройствами.
При дислексии отмечается несформированность:
зрительного гнозиса,
пространственных ориентировок,
мнестических процессов,
фонематического восприятия,
лексико-грамматичского строя речи,
зрительно-моторной или слухо-моторной
координации,
внимания и эмоционально-волевой сферы.

Close