Творчество - сложная форма трудовой деятельности, требующая от человека определенных способностей, многолетней предварительной подготовки,высокой профессиональной квалификации и особых условий.

К представителям творческих профессий относятся: ученые, архитекторы, писатели, композиторы, конструкторы, артисты, художники и многие другие работники интеллектуальных форм деятельности. Для любой творческой работы характерно создание некоего качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Но это не всегда какое-либо значительное для всего человечества открытие (закон, принцип, правило) или шедевр искусства. Творчеством является так же новая цель или алгоритм деятельности, ее новые способы и средства, новые методические подходы к той или иной проблеме.
И с такой точки зрения элементы творчества включены практически в каждую существующую сферу деятельности людей, преобразующих окружающую природную и социальную действительность соответственно своим потребностям.

Всегда предполагает известную степень неопределенности, которая возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми, отличающимися от обычных ситуациями, требующими от него принятия нестандартных решений.
Частным примером таких форм творческой деятельности может служить труд судоводителя-штурмана , управляющего движением судна в условиях неожиданных воздействий природной стихии, для которых характерна недостаточность информации о предстоящих изменениях метеорологической обстановки.

Возникающая ситуация неопределенности, активируя процессы внимания, восприятия, памяти, предъявляет повышенные требования к функциям творческого воображения.
На основе последнего, окружающая человека реальная действительность отражается в сознании человека в виде чувственных образов, в оригинальных, неординарных сочетаниях и связях. Мысленное оперирование ими способствует нахождению наиболее верного пути решения той или иной производственной задачи.

В рассматриваемом нами примере судоводитель , выполняя трудовую операцию швартовки судна, каждый раз в виде определенных образных картин идеально представляет все возможные варианты последствий своих решений и действий, выбирая наиболее оптимальные. При этом важнейшим механизмом творчества является интуиция - знания, условия получения которых человеком не осознаются.

В таких случаях люди обычно говорят: "Чувствую, что нужно действовать именно так, но объяснить, доказать этого не могу" .

Интуиция - это один из видов мышления, для которого характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения при недостаточной осознанности его обоснования. Однако неверно противопоставлять интуицию логике, так как в процессе решения задачи эти стороны интеллекта образуют единое целое.
Прежде чем счастливая мысль "озарит" ученого, изобретателя, поэта и любого другого представителя творческих профессий, человек, как правило, затрачивает немало трудов на поиск решения, на рассмотрение различных его вариантов.
На пути к верному интуитивному решению проблемы происходит предварительное, порой длительное, сознательное её изучение, а так же неосознанное накопление связанных с ней образных представлений, которое осуществляется в процессе практической деятельности и специального обучения. Любое открытие, любая творческая мысль возникают не на пустом месте, а имеют своей основой профессиональный опыт индивида, общий уровень его развития, его способности, знания.

Современная наука признает , что любой человек в той или иной мере способен к творческой деятельности, но степень ее индивидуальной успешности во многом определяется такими личностными качествами как любознательность, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию. Даже наделенные от природы какой-либо специальной способностью (к музыке, математике и т.д.) люди достигали значительных творческих успехов лишь благодаря длительному упорному труду.

Известно, что Т. Эдисон работал ежедневно по 19-20 часов в сутки. В. Гёте, которого считали баловнем судьбы, писал "... я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырёх недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я всё время тащил в гору камень, который снова и снова скатывался, а нужно было снова тащить его вверх". Человек рождается не со способностями, а с наследственными их предпосылками - задатками, которые развиваются лишь в процессе практической деятельности (учебной, игровой, трудовой). Это относится к любому виду творчества. По словам русского композитора П. И. Чайковского: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".

Элементы творчества как компоненты многих форм человеческой деятельности характерны, в частности, для управленческого труда, связанного с необходимостью принимать нестандартные решения.

В презентации отражены вопросы: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.

Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.

Презентация разбита на 2 части из-за веса файла, их можно соединить или использовать автономно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Труд и творчество Урок 22

Трудовая деятельность человека. Чем труд челове -ка отличается от деятельности жи-вотных?

Ж ивотное выполняет всегда одни и те же дей-ствия. Это условные и безусловные рефлек-сы, данные природой. Подробнее о них ты уз-наешь на уроках биологии. Н и одно животное не создаёт чего-то нового. Н и одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско-лько времени на это понадобится. Т о есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.

Ч еловек учится трудиться. Ч еловек исполь-зует природные материалы, умеет созда-вать для своей деятельности различные ма -шины и ин- струменты. Л юди постоян -но изменяют то, что создано.

Мастер и ремесленник Ремесленником назы-вают человека, владе-ющего ремеслом. Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б ыть ремесленником – значит заниматься ка-ким-то ремеслом.

Г лавное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч -но ручной. С реди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер – человек достигший высокого мас-терства (искусства) в своём деле. Он вкла-дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Труд и творчество Урок 22

План урока: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.

Что такое творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове -ка, но и для других. В ыдумка, фантазия, воо-бражение неотделимы от творчества. Т ворчество отличает дея-тельность очень многих лю-дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.

Творчество в искусстве. У меешь ли ты не только смотреть, но и ви -деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос -кое? У меешь ли ты не только слушать, но и слы-шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П ро людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув-ства красоты».

У чись удивляться красоте и наслаждаться красотой. Е сли ты ещё не умеешь этого, не мешай другим наслаждаться произведениями ис-кусства. И скусство требует от человека умения тво-рить, создавать прекрасное.

З аполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ец Ш катулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ец С оздатель, автор. _ _ _ _ ец П остройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ец П охвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л а р Т в о р Д в о р М о л о д

Домашнее задание: § 10, сс. 81-89, З адания в рабочей тетради: №№ 1-3, сс. 51-53.

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp


Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество».

Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности;

объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;

раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы;

метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;

личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.

Оборудование : проектор, презентация, корзина с цветами, рабочие листы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока: (Заставка (СЛАЙД 1)

    Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1 минута)

    Проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадки?

Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.

II .Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. (4 минуты)

Учитель: (СЛАЙД 2.)

1. Что же такое труд?

2. Чем деятельность человека отличается от животных?

2. Составить синквейн со словом «труд».

III . Мотивационно-целевой этап

Давайте подумаем, какие качества необходимы для составления синквейна?

(ответы детей) (СЛАЙД 3)

Вы называли слова выдумка, фантазия, воображение . А каким одним словом можно назвать эти понятия?

(ответы детей предполагают «творчество»)

Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?

«ТУРД И ЧЕСТВОТВОР» (СЛАЙД 4)

«ТРУД И ТВОРЧЕСТВО» (СЛАЙД 5)

Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Как вы думаете на какие вопросы нам предстоит ответить?

(ответы детей)

План урока: (СЛАЙД 6)

1.Мастер и ремесленник

2. Что такое творчество?

3.Взаимосвязь труда и творчества

Что же нам важно выяснить на сегодняшнем уроке? Чему будем учиться?

(ответы детей)

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

Учитель: Правильно. Труд и творчество неразделимы. Каждое дело надо делать с любовью и творчеством.

IV . Работа по теме урока

Дети, издревле существовала такая группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью - ремеслом. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

Кузнечное

Гончарное

Плотницкое

Столярное

Портняжное.

Людей, которые занимались ремеслом называли ремесленниками.

Найдите, пожалуйста, на с.83 в разделе «Мастер и ремесленник» ответ на вопросы:

1.Какого человека в настоящее время мы можем назвать ремесленником?

2. Какое еще значение имеет слово «ремесленник»? (СЛАЙД 7)

Учитель: А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?

Это слово у нас зашифровано на доске:

М_ _ _ _Р. (МАСТЕР)

Ученик: Это слово «МАСТЕР».

Учитель : Кто же такой мастер?

(Ответ ученика)

Учитель: Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР». (Читаем определение) (СЛАЙД 8)

Учитель: Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.

Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.

Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?

Объясните, почему вы так думаете?

А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (СЛАЙД 9)

Содержание легенды: Жил когда-то мастер Нестор, построивший без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XVIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвел праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцатидвухглавую церковь. Она так естественно вписывалась в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» А вот имя свое запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своем творении.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:

Чему учит эта древняя легенда?

ОТВЕТ УЧЕНИКА:

Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации.

VI . Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».

Давайте попробуем сейчас найти разные определения понятия «творчество »:

- Ксюша будет корреспондентом и проведет опрос среди наших гостей на тему «Что такое творчество?» - Рома найдет это понятие в Интернете.

- Арина поработает с толковым словарем и найдет это определение.

Всем остальным ребятам я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала несколько определений творчества. Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему.

Творчество –

- создание новых ценностей;

- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;

- это особый взгляд на мир.

(Поводим итоги)

Давайте на с.78 прочитаем определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».

Обсуждение с учащимися притчи:

Что ты делаешь?

Деньги зарабатываю.

Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Предполагаемый ответ : каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)

Учитель: Какие творческие профессии знаете вы?

(ответы учащихся) (СЛАЙД 10)

Учитель: Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.

Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?

Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.

1 и 2 группы подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;

3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;

Учитель: Подведем итоги:

- 1 и 2 группы:

1) смелость, независимость, свобода

2) терпение и трудолюбие

3) любопытство, тяга к новому

4) самообразование

5) врожденный талант.

-3 и 4 группы:

1) неуверенность в себе и своих способностях

2) страх критики

3) привычка делать как все.

Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.

Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?

Какие чувства вы испытывали?

(ответы учащихся)

Учитель: А сейчас немного отдохнем.

V. Физкультминутка.

Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)

От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)

А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)

Золотые руки растят! (движение кисти)

Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»? (СЛАЙД 11)

Предполагаемый ответ: Золотые руки у того, кто умело, профессионально выполняет ту работу, за которую берется. Первоначально золотые руки – это руки, которым нет цены, настолько они искусны в каком-либо деле.

А знаете ли вы, чем в свободное время занимаются ваши учителя, мамы, папы? Есть ли у них какие-то увлечения? Вот у Ксюши мама – парикмахер.

Выступление Ксюши о профессии мамы.

А у Оли вся семья творческая

Выступление Оли о своей семье

Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)

(ответы учащихся)

VII Домашнее задание

Подготовить сообщение «Я и мое увлечение». Расскажите о той работе, которую вы делаете с удовольствием, творчески.

А теперь мы с вами немного поработаем.

У вас на столе цветная бумага, из которой нужно сделать цветы.

Практическая работа.

Учитель: У нас получился замечательный букет, который вы можете подарить и себе за творческую работу, и гостям и на 23 февраля, и на 8 марта.

Ребята, вы сегодня работали хорошо. Оля, Ксюша, …… у вас сегодня «5». Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.

VII Рефлексия

Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.

Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист урока.

Задание 1 . Составить синквейн со словом «ТРУД».

1. ТРУД

2._____________, _____________

3. _____________, _____________, _____________

4. ________________________________

5. ____________.

Задание 2 . Тема урока:________________________

Задание 3 . Записать слово зашифрованное на доске.

М___ ___ ___ ___ Р.

Задание 4 . Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.

Творчество –

Это создание новых ценностей;

Это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;

Это создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;

Это особый взгляд на мир.

Задание 5 . Прочитать притчу:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

Что ты делаешь?

Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?

Задание 6 . Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.

1 и 2 группы подберут и запишут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей:

__________________________________________________________________ .

3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей:

__________________________________________________________________




Ж Животное выполняет всегда одни и те же дей- ствия. Это условные и безусловные рефлек- сы, данные природой. Подробнее о них ты уз- наешь на уроках биологии. Н Ни одно животное не создаёт чего-то нового. Н Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско- лько времени на это понадобится. Т Планирование – То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.




Мастер и ремесленник Ремесленником Ремесленником назы- вают человека, владе- ющего ремеслом. Ремесло Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б Быть ремесленником – значит заниматься ка- ким-то ремеслом.


Г Главное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч- но ручной. С Среди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер Мастер – человек достигший высокого мас- терства (искусства) в своём деле. Он вкла- дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.


Что такое творчество Творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове- ка, но и для других. В Выдумка, фантазия, воо- бражение неотделимы от творчества. Т Творчество отличает дея- тельность очень многих лю- дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.


Творчество в искусстве. У ви- деть Умеешь ли ты не только смотреть, но и ви- деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос- кое? У слы- шать Умеешь ли ты не только слушать, но и слы- шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П Про людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув- ства красоты».


З Заполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ЕЦ Ш Шкатулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ЕЦ С Создатель, автор. _ _ _ _ ЕЦ П Постройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ЕЦ П Похвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л А Р Т В О Р Д В О Р М О Л О Д


Домашнее задание: § §10, сс, З Задания в рабочей тетради: 1-3, сс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

5 класс А

ТЕМА:

«Труд и творчество-основа жизни»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Румянцева Ираида Алексеевна.

2016-2017 учебный

Содержание проекта

    Введение.

    Основная часть проекта:

1.Теоретическая часть.

2. Практическая часть. Работа творческих групп.

III . Заключение.

    Подведение итогов работы.

    Выставление оценок.

IV . Список используемой литературы.

V. Приложение.

    Введение.

1.Актуализация проекта.

Проект «Труд и творчество – основа жизни» направлен на изучение роли трудовой деятельности и творчества в жизни каждого человека и общества в целом.

В процессе поисковой и творческой работы ребята находят информацию о роли труда в разные периоды жизни человеческого общества, своей семьи, изучают профессии родителей, рассказывают о своем участии в ведении домашнего хозяйства. Также работают с текстом учебника, анализируют таблицы, схемы, решают логические задачи, составляют свои мини проекты.

2.Цели проекта :

1.Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, формировать представления о сущности человеческой деятельности в процессе творчества, воспитывать культуру труда и уважительного отношения к нему.

2. Прививать интерес к науке обществознанию.

3. Пополнить активный словарный запас детей при подборе информации.

4. Составить продукт проектной деятельности –справочник к теме «Труд и творчество- основа жизни».

    Задачи проекта:

1.Изучить литературу по истории труда, профессий, о важности трудовой деятельности в жизни каждого человека.

2. Составить подборку рисунков, фотографий о профессиях, в том числе о профессиях родителей.

3. Сделать выводы.

    Планируемые результаты:

После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

Применяют правила делового сотрудничества;

Сравнивают разные точки зрения;

Оценивают собственную учебную деятельность;

Выражают положительное отношение к процессу познания;

Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Оценивают жизненные ситуации

Регулятивные:

Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;

Принимают и сохраняют учебную задачу;

Самостоятельно выделяют и формулируют цель;

Составляют план и последовательность действий;

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации;

Распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию;

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, из рассказа учителя, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные:

Высказывают собственное мнение;

Слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания;

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Ставят вопросы, обращаются за помощью;

Формулируют свои затруднения;

Предлагают помощь и сотрудничество.

5.Вид проекта : исследовательский.

6. Тип проекта : краткосрочный, монопредметный, групповой.

7. Сроки реализации проекта: 2 недели

    Основная часть проекта.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

Этап 2. Актуализация знаний.

1.Обсуждение эпиграфа к уроку. (Приложение 1)

2. Беседа по вопросам.

Этап 3. Практически-деятельностный

1.Призентация «Труд и творчество».

2. Знакомство с притчей «Два богача»И.С.Тургенева (Приложение2)

3. Беседа «Труд и творчество- основа жизни».

4. Работа со схемой «Биографии и творчество великих художников» (Приложение3)

5. Работа с учебником,с.26-29.

6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое».

7. Знакомство с разными видами труда и интересными профессиями великих людей.

Этап 4. Оформление проекта.

    Систематизация подобранного материала

    Создание справочника «Труд и творчество- основа жизни»

    Консультация по оформлению генеалогического древа и написанию сочинения.

Этап 5.Защита проекта. Оценка результатов.

Наши проекты

«Труд и творчество-основа жизни».

Трудом принято называть не всякое дело. Труд-это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату. Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище и т.д.

Для добросовестного работника важно не только то, что он делает, но и как он это делает. Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Здесь требуются определенные знания и умения. Такой труд называется сложным, к примеру, инженер. Он имеет дело со сложной техникой, приборами.

Человек учится трудиться. Он может делать только то, чему научился, и настолько хорошо, насколько овладел своим делом. Поэтому необходимо много учиться, овладевать знаниями, добиваться все нового и нового. А это и есть творчество.

Творчество отличает деятельность очень многих людей – ученых, писателей, художников, музыкантов и многих- многих других.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРОЕКТА

МБОУ СОШ №7 5КЛАСС «А»

Название проекта « Труд и творчество- основа жизни»

Критерии:1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решения проблем.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

3. Сформированность регулятивных действий

4. Сформированность коммуникативных действий

IV . Используемая литература.

1.БоголюбовЛ.Н. , Иванова Л.Ф. Обществознание., М., «Просвещение», 2013.

2Домашек Е.В. ,Школьный справочник по обществознанию (Текст).- Ростов н\Д.: Фоникс, 2010

3. Электронный ресурс. Презентация «Труд и творчество».- Режим доступа: http // www . ru / detail _1761. html ;

III. Заключение.

Этап 6. Контрольный.

    Анализ результатов выполнения проекта.

    Оценка качества выполнения проекта.

Приложение

Приложение1.

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колосья шелестят:

Золотые руки нас растят!

Е. Серова

О каком человеке можно сказать, что у него руки золотые?

Приложение 2.

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку,- говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, и не на что будет соли добыть, похлебку посолить.

А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика.

И.С.Тургенев.

Приложение 3.

Биографии и творчество великих художников

В. М. Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ. Его называли “истинным богатырем русской живописи”.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизни многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано появившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать “типа”, изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для “Собрания русских пословиц” этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Хотя и книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. В 1912 они были изданы в роскошном альбоме под названием “Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова”.

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению: после сдачи экзаменов он не понял, что был принят. Зиму 1867-1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской, ставший впоследствии его другом и советчиком. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника.

У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном “Богатыри”, которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной “Иван-Царевич на Сером Волке”, которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы “сидения в Киеве”.

Изумительный труженик”, “большой умник и разумник”, Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой “символ веры” через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли “первопроходцев”. И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки – недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. “Ваше творчество, -писал ему известный деятель “Мира искусства”Сергей Дягилев, - и оценка его уже много лет – самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка”. И он же говорил художнику: “Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные…”

Работу выполнила ученица 5А класса

Петрова Эльвира.

М.А.Врубель.

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 годы. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н. В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился: он был расположен на перекрестке улиц Новой (ул.Чкалова) и пр-та К. Маркса (ул.Артиллерийская). В 1859 году отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 году Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении. Осенью 1880 года Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И. Е. Репина.

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры “целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей”. Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц.

В 80-х годах XIX века происходит приобщения Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 году по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых “Сошествие святого духа” и “Надгробный плач”. В 1887 году ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве. Представленные Врубелем эскизы “Надгробный плач” и “Воскресенье”, “Ангел с кадилом и свечой” (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности.

В 1889 году Врубель переехал в Москву, познакомился с С. И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Серов, И. И. Левитан, К.А. Коровин, В. М. Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

Все отступления в мир реалий, в которых жил и творил Михаил Александрович Врубель, помогают нам объемнее и точнее осмыслить судьбу этого удивительного художника, понять всю глубину его самых прекрасных произведений.

Царевна-Лебедь”. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину!

Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать только великий художник, постигший прелесть Руси.

Крылья – это родная почва и жизнь”, -писал Михаил Врубель, а в другом обращении к близкому товарищу он восклицал: “Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты – форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою”.

Так осознать глубину самого сокровенного в искусстве дано очень немногим, и Врубель потому-то и смог написать шедевр нашей школы, ибо любил Отчизну, народ, красоту.

Царевна-Лебедь”. В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями. Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари…

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте. Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

Художник пленил нас магией своей волшебной музы. И мы, жители XXI века, на миг оказываемся в неведомом царстве грез. Живописец-чародей заставляет нас забыть о скепсисе, свойственном нашему отношению к чудесам, и властною рукою гения усиливает в сердцах наших чувство веры в добро, прекрасное.

Врубель ушел из жизни 1 апреля 1910 года в С.-Петербурге. Его торжественно хоронила Академия художеств, речь над могилой произнес Александр Блок: “…У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение”. Этими вещими словами Россия прощалась с Врубелем, а вместе – с уходящей эпохой XIX столетия.

Врубель оставил более 200 произведений. Среди них – портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает “будить душу о мелочей будничного величавыми образами”.

Работу выполнил ученик 5А класса

Васильев Александр.


Close