Госзакупки: можно одновременно предоставить преимущества организациям инвалидов и малому бизнесу. Одновременные преимущества организациям инвалидов и уис вместе с ограничениями для смп Организации инвалидов быть субъектами малого предпринимательства
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предоставление в рамках одного электронного аукциона преимуществ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также для организаций инвалидов возможно в случае совпадения условий, предусмотренных законом для предоставления тех и других преимуществ.
Обоснование позиции:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагенты), за исключением случая закупки у единственного контрагента, обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов (далее - ОИ) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг. В настоящее время действуют соответствующий перечень (далее - Перечень) и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.
Следует учитывать, что нельзя предоставить преимущество для ОИ в том случае, если объектом одной закупки выступают как включенные в Перечень, так и не включенные в него товары, работы, услуги ( письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616).
Ограничения круга участников закупки Правилами не предполагается. Равным образом не предполагается и какого-либо преимущественного права доступа ОИ к закупкам или преимуществ при оценке заявок либо при предложении ими цены.
В соответствии с п.п. 4-6 Правил преимущество предоставляется лишь в том случае, если организация инвалидов становится победителем соответствующей процедуры определения контрагента либо если с ней заключается контракт вследствие уклонения от заключения контракта победителя процедуры (если заявке ОИ присвоен второй номер или если ОИ предложила такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок цену контракта или предложение о цене контракта которого - следующее после предложения победителя аукциона, запроса котировок). В этом случае контракт заключается по цене, предложенной ОИ, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Как следует из ч. , Закона N 44-ФЗ, под ОИ в целях этого Закона понимаются следующие организации:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и отвечающие следующим признакам:
среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%;
доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Преимущества субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) согласно Закона N 44-ФЗ заключаются в обязанности заказчика обеспечить участие таких субъектов в удовлетворении государственных или муниципальных нужд в рамках осуществляемых закупок (в том числе в форме электронных аукционов) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Достижение такой доли может быть достигнуто двумя способами:
- проведение конкурентными способами закупок, участниками которых могут быть только СМП и СОНО ( , Закона N 44-ФЗ). Такое условие проведения закупки следует рассматривать как преимущество для СМП и СОНО и одновременно как ограничение для других участников (смотрите также ответ на вопрос 42 в приложении к Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, Минэкономразвития РФ от 03.10.2016 N Д28и-2584);
- осуществления закупок без ограничения круга участников, но с установлением в извещении о проведении закупки и в контракте условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме, установленном в виде процента от цены контракта (п. 2 ч. 1, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Исходя из Закона N 44-ФЗ под СОНО в данном Законе понимаются некоммерческие организации (за исключением тех, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Специальных указаний относительно СМП нормы N 44-ФЗ не содержат, поэтому следует исходить из того, что это субъекты, соответствующие признакам, данным в ч. , Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
При предоставлении преимущества СМП, СОНО первым способом необходимо учитывать, что, во-первых, согласно части шестой Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с N 7-ФЗ в части СОНО. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (часть вторая Закона N 181-ФЗ). Безусловно, они осуществляют вид деятельности, предусмотренный Закона N 7-ФЗ. Соответственно, любые общественные организации инвалидов являются СОНО.
Во-вторых, согласно части седьмой Закона N 181-ФЗ на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%, распространяется действие N 209-ФЗ при соответствии их требованиям, установленным данным Законом, за исключением Закона N 209-ФЗ. Обратим внимание, что признаки отнесения созданных общественными объединениями инвалидов организаций, указанные в самом N 181-ФЗ к СМП, совпадают с признаками ОИ, которым предоставляются преимущества в соответствии с N 44-ФЗ. Что касается прочих признаков, то полагаем, что в вышеприведенной норме допущена ошибка юридической техники - ее текст не приведен в соответствие с изменениями в N 209-ФЗ и в ней имеется в виду Закона N 209-ФЗ, ставящей статус СМП в зависимость от доли в уставном капитале СМП, в том числе, общественных организаций (объединений).
Соответственно, вышеуказанные ОИ могут быть отнесены к СМП при условии соответствия требованиям ч. , Закона N 209-ФЗ:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать 800 млн. рублей ( Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).
При этом ни одна норма закона или подзаконного акта не ставит применение преимуществ СМП и СОНО и ОИ в зависимость друг от друга.
Таким образом, заказчик при проведении закупки исключительно среди СМП и СОНО не только вправе, но и в силу Закона N 44-ФЗ обязан одновременно предоставить преимущество, установленное для ОИ, при совпадении следующих условий:
- осуществляется закупка исключительно товаров, работ или услуг, включенных в Перечень;
- в закупке участвует ОИ, обладающая признаками, необходимыми для получения преимущества, и являющаяся одновременно СОНО или СМП;
- такая ОИ становится победителем соответствующей процедуры либо контракт должен быть заключен с ней ввиду уклонения победителя от заключения контракта.
Косвенное подтверждение данного вывода можно найти в постановлении Управления ФАС по Республике Карачаево-Черкессия от 17.06.2016 N 3-192/16, в котором рассматривается закупка, проводимая среди СМП и СОНО, в документации о которой заказчик установил преимущество для ОИ. Антимонопольный орган указал на некорректность в формулировании условий предоставления данного преимущества, но не на невозможность его предоставления в данном случае.
Тем более свободно любая ОИ может участвовать в закупке, в извещении о которой установлено условие, предусмотренное Закона N 44-ФЗ, и победить в ней, что также дает право на получение преимущества, но не снимает обязанности по привлечению к исполнению контракта СМП и СОНО.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
Обязанность заказчиков предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы установлена статьей 28 Федерального закона № 44-ФЗ. Такие преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649.
Исходя из буквального толкования части 2 статьи 28 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 № Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.
Заказчики обязаны отражать информацию о преимуществах в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень. При закупке таких товаров (работ, услуг) у единственного поставщика предоставлять преимущества не требуется (ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 44-ФЗ).
В случае если победителем определения поставщика признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию последнего заключается по предложенной им цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).
Например, при закупке электромясорубки заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 30 000,00 руб. Победителем запроса котировок признано предприятие уголовно-исполнительной системы. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 27 000,00 руб. Эта цена с учетом преимущества – 31 050,00 руб. (27 000,00 руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, – 30 000,00 руб.
Указанные преимущества предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п. п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 649).
Например, по итогам электронного аукциона учреждение уголовно-исполнительной системы предложило такую же цену контракта, что и победитель. В связи с тем, что последний уклонился от заключения контракта, заказчик в соответствии с частью 14 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ принял решение заключить его с учреждением уголовно-исполнительной системы. В этом случае контракт будет заключен по цене с учетом преимущества.
Предоставляя учреждениям УИС преимущества, заказчик должен руководствоваться названием товара.
Данный вывод следует из письма Минэкономразвития от 15.03.2017 № Д28и-1330
Рекомендации Минэкономразвития касаются закупок товаров из перечня, утвержденного Постановлением N 649. При закупке таких товаров заказчик должен предоставить учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.
Такие рекомендации потребовались в связи с тем, что указанный перечень сформирован с учетом ОКПД2. В этот классификатор вносились изменения. В результате часть товаров из правительственного перечня теперь не соответствует указанным в нем кодам ОКПД2.
Например, в перечне коду 10.51.52.120 соответствует сметана. В ОКПД2 сейчас этим кодом обозначается ацидофилин.
По мнению Минэкономразвития, в подобной ситуации заказчику целесообразно руководствоваться названием товара из перечня, а не кодом ОКПД2.
Преимущества, предоставляемые при закупках организациям инвалидов
Обязанность заказчиков предоставлять преимущества организациям инвалидов предусмотрена в статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ.
Действие таких преимуществ распространяется на следующие организации:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов, в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Преимущества предоставляются организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Такие преимущества предоставляются в соответствии с перечнями товаров, работ, услуг, утвержденными Правительством РФ, и в установленном им порядке. Указанные Перечень и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.
С 29 апреля 2014 г. информация о преимуществах должна быть отражена в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень (ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 44-ФЗ).
Внимание! С 9 августа 2016 г. Перечень товаров (работ, услуг), при закупке которых заказчик обязан предоставить преимущества организациям инвалидов, действует в новой редакции, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.07.2016 N 724. В Перечень дополнительно включены товары и услуги, имеющие следующие коды по ОКПД 2: 14.12.21, 14.19.23.140, 14.19.32.120, 22.22.1, 23.6, 25.29, 25.99.2, 28.29.13, 32.40, 32.50.50, 32.91.19.110, 55.10, 74.30.12, 86.90.19.140, 93.11.10. Одна позиция расширена: вместо товаров с кодом 17.22.11 в Перечне указаны товары с кодом 17.22.
Исходя из буквального толкования части 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 5 Правил, заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 № Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.
Чтобы получить преимущества, организация инвалидов, являющаяся участником закупки, должна заявить о своем соответствии установленным в части 2 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ критериям (п. 3 Правил). Для этого достаточно представить декларацию, составленную в произвольной форме. Заказчик не вправе требовать от участника иных документов, подтверждающих соответствие указанным критериям ().
Если победителем определения поставщика признана такая организация, она представляет заказчику требование о предоставлении ей преимуществ, и в данном случае контракт заключается по предложенной ею цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта). Это предусмотрено п. п. 4, 5 Правил, частью 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ.
Например, при закупке офисной мебели заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для организаций инвалидов в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 000,00 руб. Победителем запроса котировок признана организация инвалидов. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 000,00 руб. Эта цена с учетом преимущества – 425 500,00 руб. (370 000,00 руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, по требованию победителя контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта.
Указанные преимущества предоставляются организациям инвалидов и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п.п. 6, 7 Правил).
_______________________________________________________________________
Есть ситуации, когда только часть товаров, закупаемых заказчиком в рамках одной процедуры закупки, попадает в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и тогда возникает вопрос, устанавливать преимущества или нет. На этот вопрос есть разъяснения все того же, нашего «любимого» Минэкономразвития России, которое содержится в письме от 19.08.2014 № Д28И-1616.
Позиция, изложенная в нем такая, что если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то заказчик не вправе в извещения об осуществлении закупок устанавливать преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цепы контракта.
Вместе с тем в целях надлежащей реализации Федерального закона № 44-ФЗ и обеспечения мер государственной поддержки организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона).
Конечно, когда ты закупаешь большой перечень канцелярских товаров или продукты и какой-либо товар на сумму «3 копейки» вдруг входит в Перечень, проводить отдельно для его закупки запрос котировок или аукцион не всегда уместно. Мы стараемся вычленить такие товары и закупить их у единственного поставщика по пункту 4 статьи 93 Закона. Но бывают ситуации, когда приходится проводить и процедуру на «3 копейки».
Надеюсь, что данная статья была для Вас полезна! Удачного дня и безпроблемных закупок! Не нарушайте Закон =)
Подпишитесь на обновления RSS заголовков от:
Создано FeedBurner
Может ли заказчик при закупке способом запроса котировок, одновременно установить преимущество для СМП и СОНО в соответствии с ст. 30 Закона № 44-ФЗ и установить преференции участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014 и Организациям инвалидов (в соответствии со Статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ). Код ОКПД2 31.01.11.130?
Ответ
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Да заказчик может осуществить одновременное установление преимуществ для организаций инвалидов и организаций СМП и СОНО. Преференции по Приказу № 155 также можно установить, если все товары включены в Перечень, утвержденный Приказом № 155.
Правомерно ли одновременно предоставлять преимущества для организаций инвалидов и ограничения по участию в аукционе в электронной форме субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций?
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ) установлено, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме должна содержаться, в том числе, следующая информация:
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
- преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 Закона № 44-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.
В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ установлено, что действие ст. 29 распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни (см. также п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ). В случае если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), а также Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Следовательно, в соответствии со ст. 29 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, в случае если товары, работы, услуги, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, предусмотрены в соответствующем перечне.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем:
- проведения открытых конкурсов , конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок , запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб.;
- осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Следовательно, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, исходя из вышесказанного следует, что в случае если заказчик осуществляет закупку на основании ст. 30 Закона № 44-ФЗ (закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) и товары, работы, услуги по данной закупке отнесены к Перечню (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341) при которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, то заказчик обязан установить такое преимущество для организации инвалидов.
Дополнительно сообщаем, что аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.
Что касается Приказа № 155, то код 31.01. - Мебель для офисов и предприятий торговли входит в Перечень товаров, утвержденный Приказом № 155.
Согласно п. 8 Приказа № 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения запроса котировок порядок, установленный пунктами 3-7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
а) в рамках одного запроса котировок предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.
1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства
- Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
- Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
в) до 15 человек - микропредприятия.
Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.
- Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий - 120 млн. рублей, для средних предприятий - 2 млрд. рублей.
3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.
Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- услуг по предоставлению кредитов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
- работ в области использования атомной энергии;
- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. Способы закупок у СМП
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, , , запросы предложений.
5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ
Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.
6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках
- Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
- Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение лет , следующих один за другим.
- Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации , не превышают установленных предельных значений.
- Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей .
- При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
- В совместном письме МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС № АЦ/13590/14 от 4 апреля 2014 года «О позиции МЭР и ФАС по применению норм 44-ФЗ к отношениям связанным с осуществлением закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций» сказано следующее:
Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.
Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » Вы сможете скачать на сайте в разделе пункт 5.
- Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.
7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП
Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:
Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .
Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.
На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!
P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО - что это?» Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.
Первые - это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица ( , партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».
СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) - это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.
Привилегии и способы их реализации
Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15%, также как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:
- (, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, и предложений), которых могут быть только СМП и СОНО;
- требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что должна быть не более 20 млн. рублей.
СГОЗ - что это?
Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) - это общее число денежных средств , выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.
Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:
- для принятия решения о создании контрактной службы;
- для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
- для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у;
- в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.
Закупки у СМП по 223 ФЗ
Как и Закон о контрактной системе, 223 ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:
- тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
- тендер, в котором участвуют только субъекты малого предпринимательства;
- тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.
Критерии малого и среднего бизнеса:
44-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена.
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами:
- Открытый конкурс,
- Конкурс с ограниченным участием,
- Двухэтапный конкурс,
- Запрос предложений.
Какие льготы действуют?
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ контракта.
- Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
- Заказчик имеет право не требовать обеспечение контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, если победителем стал представитель СМП (ПП РФ №182 от 11.03.2016). Правда, на практике этой возможностью заказчики почти не пользуются.
Что упростит жизнь?
Обсуждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Он запретит привлекать к исполнению контракта субподрядчика, который аффилирован с заказчиком. Это поможет избежать ситуаций, когда компания привлекает к исполнению контракта своих же «дочек». Если заказчик нарушит запрет, эту закупку нельзя будет включить в отчет о закупках у малого бизнеса.
С 2017 года в ЕИС можно будет отправлять заявки на любые процедуры в электронном виде . Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352 , которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Квоты для заказчиков
Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:
- Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
- Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.
Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.
В каких закупках могут участвовать СМП?
Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:
- «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
- Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
- С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352 .
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
- Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.
2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП - не больше 30 календарных дней со дня подписания акта приемки.
3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСП и предусмотреть льготы для ее участников.
Что упростит жизнь?
Госдума рассматривает законопроект № 821534-6, который:
- Установит исчерпывающий перечень конкурентных способов закупки и основные требования к процедуре закупки этими способами. Сейчас на ЕИС примерно 14 тысяч уникальных наименований способов закупки.
- Упорядочит количество электронных площадок по 223-ФЗ. Это сделает процесс регистрации поставщиков на площадках и подготовку к торговым процедурам проще.
Малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 пункта 1 части 1 настоящей статьи;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1 , и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном