Николай Семёнович Лесков

ЛЕВША

Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Урок-обобщение материала (игра на звание лучшего знатока сказа о Левше).

    Назовите свою команду так, чтобы название было связано со сказом. Определите тему и идею произведения.(1балл-за название, 1-за тему, 1-за идею)

ТЕМА: искусство русских мастеров

ИДЕЯ: гордость за Россию, в которой вопреки всему живут искусные мастера и патриоты своей Родины

Составные части идеи (идейные мотивы):

    Искусство русского народа

    Искренний патриотизм простого человека

    Невежество и неграмотность, ограничивающие возможности человека

    Преступно равнодушное отношение властей к простому человеку и его мастерству

    Жанр этого произведения – сказ. Запишем определение сказа в тетрадь и найдём сказовые черты в тексте.(1балл за каждую черту)

Сказ - эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды. Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира.

В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события. Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.

    Объясните, что обозначают эти слова(1 балл за объяснение слова):

Кунсткамера кислярка бюстры

буреметры морские мерблюзьи мантоны смолевые непромокабли

нимфозория керамида дансе

мелкоскоп преламут тугамент

    Перед вами портреты реальных людей, действующих в сказе. Догадайтесь, кто это(1балл), расскажите, какую роль играет он в повествовании(1балл)

Граф Нессельроде – (Кисельвроде) – велел левшу обмыть и в кафтан нарядить, словно чин есть

Князь Чернышёв – пригрозил Мартын-Сольскому, что отопрётся от того, что знал про секрет левши о чистке ружей

Граф Клейнмихель – за слова о душе человечкиной выгнал английского полушкипера вон

Александр Павлович – русский царь, ценивший европейцев вместо русских

Николай Павлович – русский царь, доверявший русским, по мнению рассказчика

Матвей Иванович Платов – участник войны 1812 года, ездивший с Александром за границу

    Перед вами три героя сказа:

Александр Павлович Николай Павлович Платов

Назовите по три черты, характеризующие их, и докажите текстом

(1 – назвать + 1 – доказать):

Равнодушие к русским талантам патриотизм патриотизм

Интерес к иностранному настойчивость прямота и честность

Мотовство, трата казны справедливость(?) грубость

Пьянство

    Кому принадлежат слова?

1. "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми"(Александр Павлович - АП)

2. "Государь на все это радуется"(АП)

3. "Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают"(Николай Павлович - НП)

4. "Мы, русские, со своим значением никуда не годимся"(АП)

5. "Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано"(НП)

6. "Государь и тут своей веры не потерял, а только сказал:"Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника"(НП)

7. "Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может"(АП)

8. "Зачем ты их очень скофузил, мне их теперь очень жалко"(АП)

9. "Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве"(АП)

10. "Государь был в своих людях очень уверенный"(НП)

11. "Пожалуйста, не порть мне политики"(АП)

12. "Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они,шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали"(НП)

    В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются?

Общее:

У обоих имени нет

Оба бесправные мелкие существа

Обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия

Оба представляют национальное мастерство (английское и русское)

Каждый приобретает за границей свой секрет (подковки и тайна чистки ружей)

Оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)

Разное:

Левша –живой человек, блоха –вещь

Блоху сделали, левша сам мастер

Левша живёт чувством, блоха –продукт точного расчёта

Они представляют разные культуры(европейской и русской)

Отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр за пять

Тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя везли)

    В современном мире тоже встречаются левши – искусные мастера, которые могут делать чудесные вещи. Давайте с ними познакомимся.

Юрий Деулин

Из Екатеринбурга с детства мечтал заняться микроминиатюрой, прочитав рассказ Лескова о Левше. Еще учась в школе, он выточил из кости балалайку, прикрепил к ней струны и поместил ее внутрь маковой крошки.

Художник и архитектор Анатолий Коненко из Омска тоже увлекся микроминиатюрой с детства. Первой его работой стала подкованная блоха. Коненко имеет в своем арсенале кузнечика, играющего на скрипке. Длина скрипки – 12 миллиметров. Детали все настоящие. Он создал на человеческом волосе железную дорогу, по которой движется поезд. Книга сделана из лепестков роз. Омский художник Анатолий Кононенко разместил свои любимые произведения Александра Сергеевича Пушкина на 37-ти страницах-лепестках...

Московский умелец Николай Алдонин решил пойти дальше героя Лескова, подковавшего блоху. Он смастерил для блохи удобное транспортное средство. Двухмиллиметровый велосипед умещается на кончике иглы. Танк Т-34 по праву можно назвать чудом микротехники. Для его создания понадобилось около 250 деталей.

Удивительные изделия создает Владимир Анискин из Сибири, который занимается микроминиатюрой всего 10 лет, но уже вошел в десятку лучших микроминиатюристов России. Он трижды подковывал настоящих блох.

В обычной жизни он занимается научной работой.

Сегодня в его коллекции можно увидеть аэродром из 20 самолетов, которые расположены на срезе макового зернышка.

Мастеру удалось перенести фрагмент рассказа писателя Лескова о Левше на рисовое зернышко. Всего 2027 букв.

Итоги урока

    О чём повествует сказ Лескова?

    Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью?

    Кто такой левша для русского человека?

    Что приобрели вы, прочитав сказ Лескова?

Левша - это символ русского народа

Домашнее задание : составить сочинение-рассуждение на тему « Левша - это символ русского народа».

http :// www ikt oblcit ru /68/ jiriakova project p

Слайд 1

Николай Семёнович

Лесков 1839- 1895 г.г.

Слайд 2

Орёл - родина Н.С.Лескова

Город Орел - город детства и юности

Н.С.Лескова, его малая родина, которую он

называл "микроскопом всей земли русской".

Орел, отмечал Н.С.Лесков,"вспоил на своих

мелких водах столько русских

литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой

русский город".

Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были

источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор

"расселил" именно на орловской земле.

Слайд 3

Слайд 4

Вот рабочий кабинет. В нем отражены вкусы, пристрастия и характер хозяина:

многочисленные старинные часы перекликаются каждые четверть часа, бесчисленные портреты,

картины, на столе множество разноцветных ламп, масса безделушек.

Слайд 5

За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова.

Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в

Третьяковской галерее в Москве. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза

Глазами жадными лицо Лескова,

Как затаенная гроза,

В изображенье умного Серова.

С портрета В.А.Серова. 1894 г.

Слайд 6

Орел. Памятник Н.С.Лескову

В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.

В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена

на постаменте из полированного гранита.

Слайд 7

Фрагменты памятника.

Герои произведений Н.С.Лескова.

А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.

Слайд 8

Здание мужской гимназии

Рядом с памятником – здание бывшей мужской гимназии, в которой в свое время учился Н.С. Лесков.

Слайд 9

Слайд 10

С именем Лескова связаны многие места России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».

Слайд 11

“Умный, темпераментный,

с колючими чёрными глазами,

с душою сложной и причудливой,

полной бунтующих страстей” -

таким виделся Лесков современникам.

Слайд 12

«Очарованный странник»,

«Тупейный художник»,

«Леди Макбет Мценского уезда,

«Соборяне» - эти книги Николая

Семеновича Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы.

В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека,

его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.

Слайд 14

Слайд 16

ВИКТОРИНА

Кому принадлежат следующие слова и как вы их понимаете? 1 гр. «Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал». 2 гр. «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». 3 гр. «Это, - говорит, - против нашего не в пример превосходнейше». 4 гр. «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Слайд 17

Языковые особенности сказа Н.С.Лескова «Левша»

бюстры мерблюзьи мантоны непромокабль пистоля двухсестная карета аглицкая сталь мелкоскоп пубель тугамент постыждение

студинг публицейские ведомости твердиземное море долбица умножения стирабельная дощечка аболон полведерский буреметр клеветон

Слайд 18

1 гр. Почему Платов обращается за помощью именно к тулякам? Чем знаменита Тула? 2 гр. Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы? 3 гр. Как представлен левша? Найдите детали описания внешности, отметьте особен-ности поведения. 4 гр. Как ведется работа по созда-нию диковинки?

И. Глазунов. Иллюстрация к сказу Н.С.Лескова «Левша»

Слайд 19

Современные Левши Подкованная блоха

КУКРЫНИКСЫ "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе". 1974

Слайд 20

Современные Левши Верблюды

Верблюды выполнены из платины. Их высота 80-100 микрон, что не на много больше диаметра человеческого волоса. В иголке размещены семь верблюдов. Еще около 10 было безвозвратно потеряно при изготовлении. Потеря или поломка работы на последней стадии завершения - это та плата которой приходится расплачиваться микроминиатюристам.

Семь верблюдов расположены в игольном ушке. Высота верблюдов 80-100 мкм (0,08-0,1 мм). Материал - платина. Верблюды в игольном ушке относятся к классическим работам искусства микроминиатюры.

Слайд 21

Современные Левши Гена и Чебурашка

Крокодил Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка. Высота Чебурашки - 0,6 мм, Гены - 1,4 мм. Выполнить эту работу было черезвычай-но трудно. Эти фигурки трехмерные, а обработать трехмерный маленький объект очень и очень сложно. Ведь плоский объект можно приклеить и затем обрабатывать, а трехмерный объект приклеить довольно сложно. Обратите внимание на пуговички и бабочку у Гены. У крокодила Гены есть даже зубы! Они сделаны из платины. Труднее всего было придать лицам героев выражение. Сложность создания проявляется и в том, что детали изготавливаются отдельно и собираются лишь на последней стадии.

Слайд 22

Современные Левши Буратино

На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из «воды». К сожалению, зрители редко замечают лягушонка, сидящего рядом с Буратинно. Черепаха протягивает Буратино именно золотой ключик.

Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не удалось сделать воду настолько прозрачной чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Слайд 23

Современные Левши Авианосцы

На спинке колорадского жука размещены американские самолеты, на спинке божьей коровки - наши. В этой работе показана не столько техника, сколько преподносится идея. На колорадском жуке размещены американские самолеты, на божьей коровке - наши. Почему американские самолеты на колора-дском жуке - потому, что жук этот родом из Америки и очень прожор-лив. А почему наши самолеты на божьей коровке - потому, что она Божья.

Слайд 24

Современные Левши Рисовое зернышко

На срезе написан фраг-мент из рассказа Лес-кова Н. С. «Сказ о туль-ском Левше и о сталь-ной блохе». На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки. Рисовое зернышко было разрезано и отполиро-вано. Текст выгравиро-ван.

Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской. Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.

Слайд 25

Слайд 26

Кроссворд По сказу «Левша»

1. Как звали писателя, который написал произведение «Левша»?

2. Город Мценск находился в Орловской … .

3. У собачки на сугробе сделана русская надпись: «Иван … во граде Туле».

4. В 1 –ой главе есть предложение: Платов ничего Государю не ответил, только свой горбоватый нос в лохматую … спустил.

5. Кем был Платов по отношению к родине?

6. Отчество Лескова?

Ответив на вопросы узнаешь писателя который написал произведение «Левша»

Слайд 27

Викторина По сказу «Левша»

1. Почему героя назвали Левшой?

2. Кто написал произведение «Левша»?

3. Чему удивился Александр I, когда они с Платовым приехали в Англию?

4. Кем был Матвей Иванович Платов? Как он относился к родине, к русскому народу?

5. Когда Александр I умер, кто занял его престол?

Слайд 28

учитель русского языка и литературы

Презентацию составили:

Политаева Татьяна Васильевна

библиотекарь Мухин Леонид

Сотник Людмила Валентиновна

ученица 6 в класса

Кроссворд по сказу «Левша» составила

Викторину по сказу «Левша» составил

Ждановских Элина ученик 6 в класса

Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»

  • Дом, в котором родился Н.С.Лесков
  • Панин хутор
  • «Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»
  • Н.С.Лесков
  • 1841г. Орловская гимназия
  • «В науках далеко не зашелся», - скажет о себе Лесков и назовет себя «малообученным» для литературного дела.
  • Орловская гимназия, в которой учился Н.С.Лесков
  • Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».
  • Н.С.Лесков
  • Тургеневский бережок
  • Лесков первый указал своим землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».
  • Памятные места
  • ул.Болховская,
  • Карачевская,
  • мост через речку Олик,
  • церковь Михаила Архангела
  • Дом-музей Н.С.Лескова
  • ул.Октябрьская
  • Дом-музей Н.С.Лескова
  • Кабинет
  • Дом-музей Н.С.Лескова
(1831 – 1895)
  • (1831 – 1895)
  • В своих книгах Лесков воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.
В Орле есть очень интересный памятник Н.С.Лескову на фоне храма Михаила Архангела: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: Левша; Тупейный художник; Соборяне; Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник. Левша – это символ русского народа
  • Тула - старинный русский город,
  • прославившийся своими оружейниками и самоварами
  • Тульское оружие
  • Тульские самовары
  • Тульские пряники
Сказ «Левша» (1881г)
  • Сказ - эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды.
  • Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира.
  • В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события.
  • Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.
  • Найдите приметы сказового жанра в тексте.
Идея сказа:
  • показать, что наши, русские, не хуже заморских мастеров
  • вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев
Николай I
  • Александр I
Атаман Платов
  • Платов Матвей Иванович
  • (1751-1818)
  • –граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном.
  • Объясните, что означают слова…
  • тугамент бюстры буреметры морские
  • мелкоскоп преламут смолевые непромокабли
  • нимфозория керамида мерблюзьи мантоны
Значения выражений
  • Значения выражений
  • Буреметры морские – барометры морские
  • Нимфозории – инфузории
  • Мелкоско п – микроскоп Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
  • Преламут – перламутр Огромные бюстры – огромные бюсты Верояции – вариации Египетская керамида – египетская пирамида
  • Долбица- таблица
  • Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
  • Платов и император Николай Павлович
  • Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
«Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
  • «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
  • «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
  • «Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал».
  • «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
  • «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».
Император Николай Павлович верил в свой народ
  • Государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Император Александр Павлович
  • «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
  • «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
  • «Государь на все это радуется».
  • «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
  • «Пожалуйста, не порть мне политики».
  • «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
  • «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
  • Государь и англичане
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Платов на досадной «укушетке»
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Платов и тульские оружейники
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Герой войны казак Платов
  • Храбрость на войне и уважение к простому человеку – разные вещи. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа, но только на словах.
  • Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного,
  • некрасивого мастера Левшу. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол.
  • Тульские мастера за работой
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Мастера несут Платову царскую шкатулку
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша в государевом дворце
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша и император возле мелкоскопа
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша среди англичан
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Русское оружие
  • Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри.
  • А внутри-то - резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
  • Смерть Левши
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Главный герой рассказа – тульский умелец Левша
  • В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
  • Общее:
  • -у обоих имени нет
  • оба бесправные мелкие существа
  • обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия
  • оба представляют национальное мастерство (английское и русское)
  • каждый приобретает за границей свой секрет(подковки и тайна чистки ружей)
  • оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)
  • Разное:
  • -левша –живой человек, блоха –вещь
  • блоху сделали, левша - сам мастер
  • левша живёт чувством, блоха –продукт точного расчёта
  • они представляют разные культуры(европейскую и русскую)
  • отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр
  • за пять тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя, везли)
Левша – это …
  • главный герой
  • талантливый мастер
  • герой с "человечкиной душой"
  • душа народа, его совесть
  • рыцарь добра
  • олицетворение народного таланта
  • собирательный образ народа
  • выразитель русского народа
  • талантливый мастер
  • безымянный мастер
  • на нем держится Россия
  • носитель трудовой доблести
  • носитель всемирной славы России
  • символ русского народа
  • Качества главного героя
  • - патриотизм
  • - талант
  • - усердие
  • - настойчивость
  • - целеустремлённость
  • - неприхотливость
  • - скромность
  • - трудолюбие
  • Главная идея
  • произведения
  • Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.

1 слайд

Н.Лесков «Левша» Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ» Степанова О.А.

2 слайд

«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») - повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники»

3 слайд

Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

4 слайд

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.

5 слайд

6 слайд

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

7 слайд

Повесть «Левша» - это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения - это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др

8 слайд

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.

9 слайд

Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? Что такое сказ? Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

10 слайд

Работа над первой главой Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа?

11 слайд

Характеристика героев Найдите и прочитайте цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова. Обратите внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Какова роль подобных слов?

12 слайд

Характеристика персонажей Как автор изображает Александра Павловича и Платова? Найдите в сносках годы жизни Платова. Найдите несоответствие в тексте 4 главы. Как вы считаете, на стороне какого из героев – Александра Павловича и Платова – находится симпатия автора? Как изображается жизнь царской семьи?

13 слайд

Характеристики героев Зачитайте цитаты – характеристики Николая Первого и Платова. Зачитайте историческую справку о Платове в учебнике. Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе?


Close