Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

На портале Psy.Firmika.ru собраны службы психологической помощи, предлагающие услуги профориентации в Москве и области. В удобных для сравнения таблицах представлены цены на услугу - можно сравнить предложения компаний и подобрать оптимальный по стоимости вариант. Отдельного внимания заслуживают отзывы о психологах, оставленные реальными клиентами компаний.

Как проходит профориентация учащихся и взрослых?

Беседы по профориентации призваны для того, чтобы определить наиболее подходящий для человека род занятий. Обычно такие консультации проводятся со школьниками, однако и взрослые люди могут обратиться к психологу за помощью. Профессиональная профориентация начинается с объяснения типов профессии. Если для взрослых этот вопрос еще более понятен, то к детям нужен индивидуальный подход и тщательное разъяснение видов деятельности. В зависимости от возраста клиента могут быть использованы разные методики:

  • Профориентация для учеников 6, 7 или 8 класса, а также классов старше, зачастую включает викторину с отгадыванием профессий, когда дети уже ознакомлены с типами деятельности. Это помогает пройти профориентацию наиболее успешно и найти подходящую отрасль для конкретного ребенка.
  • Занятия по профориентации для подростков основаны на том, что ребенком получены основные знания о видах профессиональной деятельности. В этом возрасте ребенок уже превращается во взрослого человека, у него появляются свои предпочтения и цели.
  • Профориентация подростков должна начинаться с постановки целей, чего хочет добиться ребенок. Необходимо помочь ему добиться желаемого.

В ходе работы психолог освещает ряд вопросов: Как достичь цели? Что человек делает сейчас для этого? Сколько потребуется времени для достижения результатов? Стоит ли потраченное время поставленных целей? Занятия по профориентации должны проводиться в комфортной и доверительной обстановке. Специалист начинает консультацию с изучения личности клиента, его истории, предпочтений. Нередко занятия превращаются в интересный творческий процесс – моделирование ситуаций, рисование, лепка.

Когда стоит пройти профориентацию?

Тестирование и беседы по профориентации рекомендуется всем детям и подросткам еще до сдачи экзаменов для поступления. Заранее определившись с видом деятельности, можно продуктивно подойти к подготовке к ЕГЭ. Что касается взрослых людей, то консультация необходима в следующих случаях:

  • Профессия не приносит эмоционального и духовного удовлетворения, возникает чувство ненужности.
  • Достижения науки в сфере деятельности человека не вызывают никакого интереса, чтение профильной литературы становится неинтересным.
  • Каждый выход на работу приносит негативные эмоции, раздражение и уныние преследуют в течение всего рабочего дня.

По результатам беседы со специалистом вырисовывается единственно-верное решение: сменить профессию или просто уйти в другую компанию. Когда речь встает об изменении рода деятельности, то общение с психологом позволяет сузить круг выбора до 2-3 профессий.

Подготовка к консультации

Перед обращением к психологу важно четко сформулировать проблему, чтобы суметь донести ее суть до специалиста. Отталкиваясь от целей клиента, можно будет составить план общения с выбором соответствующих методик работы.

Выбирая специалиста, рекомендуется проверить наличие сертификата и лицензии на деятельность. Изучение отзывов поможет определиться с психологическим центром и специалистом. Следует созвониться с психологом, договориться о времени сеанса. В ходе беседы можно сформировать представление о специалисте, а также получить от него рекомендации по прохождению предварительных тестов и анкетирования.

Истоки профориентации нередко относят к 1908 году - моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на них.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится, в первую очередь, к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

Профессия психолога сформировалась гораздо позже, и только в наше время она полностью оформилась и приобрела широкую известность и популярность. Как же психолог, профессионал своего дела, может применить свои знания и умения в сфере профориентации?

Существует мнение, что искусство психологии – это искусство задавать верные вопросы. Каждый из нас на определённом жизненном этапе задаётся вопросом: «Кем я хочу быть?». Но, как оказывается, этого вопроса мало, для того чтобы найти своё место в жизни.

Психолог-профконсультант сайта PsiMaster.ru задаст Вам ещё множество вопросов: На что Вы ориентируетесь при выборе профессии? Что Вы более всего цените в жизни? Комфорт? Успех? Стабильность или риск? Что Вы умеете, и что Вам легко даётся изучать? Чего Вы боитесь? Каким Вас видят близкие? И каким Вы видите себя сами? О каком будущем Вы мечтаете?

Всё это поможет клиенту как можно точнее дать ответ на первый, самый главный вопрос: «Кем я хочу быть?». Рассмотрим подробнее, в чём заключается работа психолога-профконсультанта. В профориентации школьников психолог может и должен принимать участие во всех этапах работы: начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного плана.

Во-первых, при работе со старшеклассниками психологам важно замотивировать школьников к активному построению своего профессионального будущего , помочь осознать важность и ответственность этого выбора. Ведь верный выбор профессии – это залог будущего успеха, а главное, удовлетворения тем делом, которым будет заниматься человек. Как писал Э. Севрус: «Трудно вложить душу в дело, к которому она не лежит ».

В задачи психолога также входит ориентация клиента в критериях выбора профессии . Ведущих критериев и их сочетаний может быть множество: от уровня заработной платы до скорости карьерного роста, от стабильности до комфортных условий работы, от престижности до лёгкости трудоустройства. В сегодняшнем мире многие при выборе профессии ориентируются на «доходность» профессии, но ведь хороший, высокоэффективный специалист в любой области будет получать заработную плату выше, чем человек, окончивший юридический или экономический факультеты (наиболее популярные сейчас), но ни в кой мере не представляющие себя в данных профессиях.

Выбирая профессию, не стоит также ориентироваться только на то, что популярно в данный момент на рынке труда. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны, так как стать по настоящему эффективным можно только в той сфере деятельности, к которой у Вас лежит душа, к которой у Вас есть предрасположенность. Отсюда вытекает следующее направление деятельности психолога-профконсультанта - психодиагностика .

Несмотря на то, что никто не знает нас лучше, чем мы сами, помощь психолога в познании себя – огромна. В арсенале психолога есть большой выбор психодиагностических методик, главное достоинство которых в их способности структурировать знания клиента о самом себе.

Задайте себе вопрос: «Кто Я? ». Если Вы постараетесь, то сможете назвать за короткое время и 20, и 30, и даже 50 ответов на этот вопрос, но это будет хаос, состоящий из ваших качеств, устремлений, социальных положений, отношений и многого другого. Потратив столько же времени на заполнение качественного психологического теста, и при участии психолога, вы получите более конкретизированные, обобщённые ответы. Например, Вы узнаете о вашей склонности к сфере «человек-человек», и это сразу определит круг профессий, которые могут стать Вашим будущим. Кроме непосредственно профориентационных тестов, психолог также использует множество других психодиагностических методик, которые позволяют определить уровень выраженности определённых профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств профессионально важные качества могут включать и некоторые внепсихические свойства субъекта – например, физическую силу и выносливость.

Результаты психодиагностического исследования – это не приговор, а ориентир . Это тот уровень развития качеств, склонностей и способностей, который объективно есть сейчас, и от которого нужно будет отталкиваться. Знание своих слабых сторон может помочь либо избежать неудачного выбора, либо, напротив, станет стимулом развивать в себе эти стороны и самосовершенствоваться. Объяснить это, подготовить клиента к осмысленному и позитивному восприятию результатов также входит в задачи психолога.

Психолог не должен навязывать клиенту своё видение его профессионального пути, а напротив – должен повышать уровень личной ответственности клиента за сделанный им самостоятельный выбор. Исходя из этого, особенно важна работа психолога в рамках активизирующих методов профориентации. Психолог школьнику должен быть не только доступен для общения и консультаций, но также и сам специалист по профориентации должен инициировать общение со старшеклассниками. Эффективными являются методы тренинговой работы, в ходе которой идёт взаимодействие между учащимися с активной обратной связью.

Психолог должен быть хорошо осведомлён о мире профессий, чтобы ввести клиента в этот разнообразнейший и богатейший профессиональный мир.

Задумайтесь, сколько профессий вы можете назвать, не прибегая к помощи дополнительных источников информации? А знаете, сколько всего на свете профессий? По приблизительным подсчётам общее количество профессий превышает 20 000, а специальностей 40 000. Мало кто сталкивается с такими профессиями, как, например:

Актуарий — специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни.

Титестер – дегустатор чая, чайный сомелье. Специалист этой редкой профессии определяет сорт, качество чая, место, где он был выращен, составляет чайные купажи.

В последнее время появляется множество новых профессий со звучными, часто иностранными названиями. Появление некоторых из них связано с новыми жизненными реалиями, например, всеобщей информатизацией, технологизацией и компьютеризацией. Прогноз на будущее ещё более оптимистичный. В перспективе, возможно, будут популярны такие профессии, как наномедик, менеджер по продлению жизни, специалист по увеличению памяти, космический гид, климатический полицейский, телегид и другие.

Ряд других, на первый взгляд, новых профессий, на самом деле лишь новая маска старых, издавна существующих занятий. Вот, несколько примеров этого.

Менеджер (англ. – manager – управляющий). Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала низшего звена организаций. Распределяет объем работ между сотрудниками, обучает, объясняет, передает распоряжения руководства, осуществляет связь между правлением и работниками. Менеджер высшего звена ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, проводит деятельность по повышению эффективности сбыта продукции, руководит реализацией бизнес-плана организации.

Рецепшонист (англ. – reception - прием) – сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов по телефону или лично; встречает и приветствует клиентов, адресует их к соответствующим сотрудникам фирмы; занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.

Офис-менеджер – человек, основной задачей которого является обеспечение работы офиса. Это включает в себя руководство секретарями на телефоне и на приеме, водителями, курьерами, вызов специалистов для ремонта оргтехники, закупку расходных материалов и пр.

Даже, если после всего перечисленного выше, клиент уже твёрдо уверен в своём профессиональном выборе, работа психолога не завершена. Выбор профессии – это лишь первый шаг на пути к личному успеху . Чтобы уверенно шагать вперёд навстречу будущему, нужно разработать пути получения необходимого и качественного образования, опыта работы, спроектировать свой карьерный рост. При этом желательно, чтобы план профессионального становления был не абстрактным, а конкретным, привязанным ко времени, что поможет человеку оптимально распределить временные ресурсы, активизироваться и достичь желаемого.

Также ошибочно думать, что профориентация полезна только для школьников и студентов. Пробовать себя в новых профессиях – никогда не поздно . И при этом, психологические трудности при выборе и смене профессии гораздо больше во взрослом возрасте, а значит и помощь психолога тогда более актуальна.

Психолог (древнегреч. psycho – душа и logos – знание) – специалист в области психологии, занимающийся изучением проявления, способы и формы организации психических явлений личности в самых разных областях деятельности человека. Психолог оказывает психологическую помощь и поддержку, а также занимается исследованиями для решения сугубо прикладных и научно-исследовательских задач.

Работа психолога похожа на такие профессии как психиатр и психотерапевт. Важным отличием является то, что психотерапевт и психиатр получают высшее образование в медицинских вузах и по статусу являются врачами. Психолог же учится в обычных вузах по специальности «Психология». Психологи больше работают с душевным состоянием и внутренним миром человека, а не патологическими изменениями, особенностями и нарушениями психики.

Стоит отметить, что психолог не может дать универсальный подход к решению любых проблем. Поиск пути к решению всегда осуществляется совместно с клиентом и только при его желании помочь себе возможен положительный результат. Отыскать внутренние резервы организма может только сам клиент, а грамотный психолог мягко укажет направление движения, поможет сделать первые шаги и будет ненавязчиво сопровождать пока проблема не решится.

Не стоит выбирать профессию психолога с надеждой решить свои внутренние проблемы и наладить свою жизнь. Для этого лучше обратиться к уже действующим профессионалам.

Если же Вы чувствуете желание помогать другим людям, то, возможно, профессия психолога это именно то, что Вам нужно.

Возможные места работы

В своей работе психолог может заниматься такими видами деятельности, как:

Профилактическая – работа по предотвращению или уменьшения негативных последствий от девиантного (отклоняющего от нормы) поведения, социальной дезадаптации. Снижение уровня и количества нервно-психологических заболеваний у населения.

Диагностическая – изучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей. Выявление закономерностей и постановка диагноза.

Коррекционная – комплексная работа по аккуратной корректировке поведения, восприятия самого себя или окружающих человека или групп людей.


Экспертная
– выражение профессионального, аргументированного мнения на основе личных исследований и наблюдений или подтверждённых известными исследованиями. Постановка выводов, заключений и рекомендаций к действию по запрошенной теме.

Консультативная – обеспечение важной, необходимой информацией других людей или организаций. Создание условий для продуктивного существования и преодоления жизненных трудностей.

Научно-исследовательская – проведение научных исследований для выявления, обоснования, подтверждения или опровержения каких-либо теорий, гипотез. Развитие психологической науки в целом или отдельных психологических школ или направлений в частности.

Культурно-просветительская – повышение психологической культуры населения, распространение психологических знаний и формирование к ним интереса, потребности и желания их использовать в практической деятельности. Развенчивание мифов о психологии и её возможностях, формирование правильного и адекватного восприятия психологии как науки.

Психолог может заниматься частной консультативной практикой, выполнять разовые заказы, заниматься научными исследованиями или состоять в штате таких учреждений, как:

  • Частные компании с услугами психологического консультирования
  • Образовательные учреждения
  • Медицинские учреждения
  • Психологические центры
  • Организации помощи нуждающимся, телефоны доверия
  • Любы коммерческие предприятия


История профессии

Появившись не так давно, профессия психолога прочно вошла в нашу жизнь и применяется в самых разнообразных сферах: начиная от консультирования людей и заканчивая фундаментальными исследованиями в различных направлениях. Можно сказать, что во всех отраслях, где, так или иначе, имеется взаимодействия между людьми или между человеком и инструментом/сервисом (машина, станок, дизайн сайта, дизайн программ и т.д.) задействованы психологические знания и приёмы.

Изначально психология формировалась на стыке философии и астрономии с небольшими вкраплениями оккультных наук. Долгое время представителями «психологии» являлись разнообразные шаманы, знахари, колдуны и им подобные. Понятно, что если положительный эффект от их деятельности и был, то его основой были лишь личные базовые наблюдения и эффект от силы внушения.

Долгое время психология пребывала уделом шарлатанов и только к 17 веку начали появляться систематизировать эту область знаний и превратить её в настоящую науку. Официальной датой такого превращения можно назвать 1879 год, когда открывается первая психологическая лаборатория в мире. Открыта она была Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в одноимённом университете, где Министерством королевского двора Вундту была предоставлена аудитория для проведения экспериментов.

В последующие годы на волне интереса к новой науке подобные лаборатории начали открываться по всему миру, в том числе и России, постепенно разделяясь на разные направления, основными из которых были психоанализ, гештальтпсихология и бихевиоризм.

В настоящее время практически любое направление деятельности немыслимо без психологии и результатов её исследований. Полученный опыт используется повсеместно: медицина, искусство, политика, семейная жизнь, общение, экономика, производство. Эти и многие другие направления опираются на результаты психологических исследований для повышения эффективности.

Необходимые качества

Для успешной работы и профессионального развития психолог должен обладать хорошим интеллектом, развитой наблюдательностью и логикой, быть эмоционально устойчивым. Ещё одним важным и необходимым качеством выступает способность к анализу.

Естественно, что помимо всего прочего, необходимо уметь не только слушать, но и слышать других людей, быть тактичным и ответственным. Только при сочетании всех этих качеств психолог может быть успешным и уважаемым человеком в своей сфере деятельности.


Обязанности психолога

В зависимости от сферы деятельности и направления работы организации к психологу могут предъявляться заметно отличающие требования и обязанности. Среди них наиболее общими можно назвать:

  • Проведение психологической диагностики различных форм и назначений
  • Осуществление коррекционной работы в индивидуальном или групповом порядке
  • Психологическая помощь и поддержка
  • Изучение влияния психологических факторов на трудовую или учебную деятельность, её результат
  • Выявление наиболее актуальных проблем и вопросов, пути их решения и устранение вызывающих их причин
  • Разработка психологических карт и профилей
  • Рекомендации относительно дальнейших действий на пути к решению проблемы или оптимального пути развития и повышения эффективности человека
  • Проведение исследований по совершенствованию своей работы
  • Внедрять новые мировые разработки в свою деятельность
  • Постоянно заниматься повышением своей квалификации и следить за развитием психологической науки, новых методик и методов деятельности

Психологи должны соблюдать профессионально-этические нормы, сохранять полученную от клиентов информацию о личной жизни и её тайнах.

Требования к психологу

Для занятий психологией необходимо наличие завершённого высшего образования по специальности «Психология» или профессиональная переподготовка на основе уже имеющегося высшего образования.

В нашей стране имеются три возможных квалификации психолога:

Бакалавр – срок обучения 4 года.

Специалист – срок обучения 5 лет. Больше не используется.

Магистр – срок обучения 6 лет.

Направление подготовки «Психология» существует во многих высших учебных заведениях и можно выбрать любой подходящий на свой вкус. Рекомендуем выбирать крупные, хорошо зарекомендовавшие себя университеты или давно практикующие преподавание этой программы вузы. В таком случае Вы действительно станете специалистом с хорошей теоретической и практической подготовкой, который будет востребован на рынке труда.

Познавательные видео о психологах

Зарплата

Указан приблизительный уровень заработной платы. В зависимости от региона и работодателя он может существенно отличаться.

Интересные факты о профессии психолога

В России деятельность психолога и частная практика не требует лицензирования.

По мнению психологов, окружающие воспринимают человека умнее, чем он есть на самом деле, если он носит очки.

Часть людей считает, что психологи занимаются, в том числе и кодировкой от употребления алкоголя. На самом деле это не так.


Самые известные психологи в мире

Зигмунд Фрейд – обычно приходит на ум первым при упоминании психологии. Его работы развили понимание личности, патопсихологию, клиническую психологию и психологию личности.

Лев Выготский – советский психолог, основные труды которого легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. Его культурно-историческая теория породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли наиболее значимые отечественные специалисты по психологии.

Жан Пиаже – особое внимание уделял детскому интеллектуальному развитию. Его работами в этой сфере восхищался даже Альберт Энштейн.

Александр Лурия – советский психолог, создавший новое направление – нейропсихологию, выделившуюся затем в специальную отрасль и получившую международное призвание. Являлся почётным членом многих научных академий и психологических обществ по всему миру.

Уильям Джеймс – практически отец американской психологии, а его труды стали классикой для многих поколений.

Иван Павлов – российский физиолог, значительно повлиявший на развитие направления бихевиоризма. Сделал значительные шаги к объективному измерению поведения от субъективных оценок.

Курт Левин – оказал большое влияние на социальную психологию и технологию разрешения конфликтов. Один из самых выдающихся психологов ХХ века.


Close