Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме: «Городецкая роспись»

Цели урока: 1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г.Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

Для учителя: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

плакат «Городецкая роспись»

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.

План урока:

    Актуализация - 10 мин.

Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Работа со словарем.

    Постановка художественной задачи - 2 мин.

    Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой

декоративной композиции - 10 мин.

    Выполнение практической работы: выполнение росписи– 15 мин.

    Анализ детских работ - 3 мин.

    Рефлексия - 3 мин.

    Заключительное слово - 2 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте.

Ребята! Обратите внимание, как красиво оформлен наш класс. Какие интересные предметы мы здесь видим! Посмотрите!

Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

Мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.

Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.

Но для начала я предлагаю вспомнить о тех народных промыслах, которые мы уже изучили.

Учитель: Ребята скажите.

Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются?

Хохлома́ - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)

Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики – это район, состоящий из 27 деревень, расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.

(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике)

А вот такие прекрасные вещи (показ разделочная доска, коробочка ), делают мастера ещё одного промысла - Городца.


Это один из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан

Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.

    Постановка художественной задачи.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи купавку и розан так, как это делают народные мастера.

купавка
розан

Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок . Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок

Следующий этап – определение центра цветка . У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

Поэтапный показ на доске учителя.


3. Практическая работа.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.

4. Анализ детских работ, оценивание.

Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита.

Учитель : Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы.

Учитель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Учитель: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Учитель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

5.Рефлексия.

Ребята вам понравился сегодня урок?

Что нового для себя вы открыли на уроке?

Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

Кто считает, что работу не успел завершить?

Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

6. Заключительное слово учителя.

Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.


В окрестных селах этого края (Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. В окрестных селах этого края (Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки.




На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами:яркими розанами, купавками, зелеными веточками. На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами:яркими розанами, купавками, зелеными веточками.


В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой.


Вот этими цветами и украшены все предметы. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.












В чем же волшебство городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя,зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета. В чем же волшебство городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя,зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.






ЗАДАНИЕ Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки- каталки. Укрась его по мотивам Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки- каталки. Укрась его по мотивам


ЗАДАНИЕ Городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами. Городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами.


ЗАДАНИЕ Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов (красные, розовые, голубые) и птиц (черные). Листочки пиши сразу в один мазок Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов (красные, розовые, голубые) и птиц (черные). Листочки пиши сразу в один мазок


Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Городецкая роспись»

Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме: «Городецкая роспись»

Цель: Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

Учебная - формирование системы знаний, необходимых для развития

художественной культуры.

Развивающая - развитие умения самостоятельно и мотивировано организвать свою познавательную деятельность.

Воспитательные - формирование у обучающихся духовности и культуры,

самостоятельности, инициативности.

Задачи: - Способствовать приобретению опыта разнообразной деятельности;

Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Установление связи между целью учебной деятельности и жизненными ситуациями;

Регуляторные:

Постановка учебной задачи;

Планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений в план и способ действия;

Предвосхищение результата;

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

Рефлексия, воспитание волевой саморегуляции

Познавательные:

Общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания; преобразование объекта из чувственной формы в модель.

Логические - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей.

Постановка и решение проблем - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные: социальная компетентность, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: презентация городецкой росписи.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь,набор элементов городецкой росписи

Тип урока: урок-практикум.

План урока:

    Актуализация - 10 мин.

Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Работа со словарем.

    Постановка художественной задачи - 2 мин.

    Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой

декоративной композиции - 10 мин.

    Выполнение практической работы: аппликация – 15 мин.

    Анализ детских работ - 3 мин.

    Рефлексия - 3 мин.

    Заключительное слово - 2 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент .

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.

Сначала давайте вспомним, что такое орнамент, ведь именно его мы можем видеть на предметах нашего быта.

Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.

Мы познакомимся с еще одним из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».

Но для начала я предлагаю вспомнить о тех видах декоративно-прикладного искусства, которые мы уже изучили.

(слайд хохлома)

Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются?

(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)

(слайд гжель)

Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.

(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике) (слайд с городецкой росписью)

А вот такие прекрасные вещи делают мастера ещё одного промысла - Городца.

Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии.

Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные маслеными красками по чистой доске или по фону, и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных.

Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.


А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера (ученики выполняют работу в альбоме, учитель на доске)

Сегодня мы постараемся научиться писать купавку и розан способом примакивания кистью.

Объяснение учителя. «Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура. Сначала мастер крупной кистью делает замалевок – цветное пятно круглой формы. Из него и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкой кистью, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.

Ученики тренируются в своих альбомах рисовать купавку.

А сейчас попробуйте самостоятельно нарисовать розан.

Ученики выполняют задание в альбоме.

3. Практическая работа.

На ваших партах находятся шаблоны элементы городецкой росписи, краски,палитра и подготовленный лист.Ваша задача «расписать» «под Городец».

Дети выполняют работу.

    Анализ детских работ.

Ученики, выполнившие работу, проходят по классу просматриваю работы остальных художников

5. Рефлексия.

.











1 из 10

Презентация на тему: Городецкая роспись

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

История городецкой росписи. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

№ слайда 4

Описание слайда:

Традиции Городца. Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

№ слайда 5

Описание слайда:

Городецкий орнамент В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

№ слайда 6

Описание слайда:

Техника исполнение Городецкого орнамента Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

№ слайда 7

Описание слайда:

Техника изображения основных растительных элементов. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

№ слайда 8

Описание слайда:

Техника изображения птиц. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Практическое задание. Роспись закладки для книг. Последовательность выполнения работы: Продумаем композицию, определим размеры основных элементов. После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, определяем пропорции частей, находим цветовое решение композиции. После уточнения композиции приступаем к работе красками, точно соблюдая последовательность этапов росписи. Заканчивается работа над композиции детальной прорисовкой деталей.


Close