Пояснительная записка

к интерактивной презентации «Тренируем внимание и память»

Презентация предназначена для детей от 4 до 7 лет и для более старшего возраста, при недостаточности развития зрительного внимания и памяти, т.е. при необходимости их коррекции.

Цель использования : развитие и коррекция зрительного внимания и памяти

Форма работы : работа с презентацией проводится под руководством взрослого, индивидуально или в малых подгруппах

Описание:

Презентация состоит из 32 слайдов, двух блоков: развитие внимания и развития памяти. Всего в презентации пять видов игр, каждая игра проигрывается несколько раз (меняются иллюстрации)

В презентации использованы гиперссылки, кнопки, триггеры и иллюстрации.

1 слайд - титульный лист

2 слайд – содержание презентации, где осуществляется выбор направления работы (память или внимание) и самой игры. Для возврата на эту страницу, внизу каждого слайда нажимаем на кнопку

С 3 по 9 слайд – тренируем визуальную концентрацию, игра «Наложенные контуры»

Для проверки нажимаем кнопку «ответ» (появляются либо изображения, либо слова)

кнопку «продолжить игру».

С 10 по 13 – развиваем зрительный гнозис и языковой синтез слов. Нужно понять, какие буквы нарисованы и затем составить из них слово.

Для проверки нажимаем кнопку «ответ» (появляется слово)

Если вы хотите продолжить эту игру, нажимаем на кнопку «продолжить игру». Если вы хотите вернуться в меню, чтобы выбрать другой вид игры, нажимаем кнопку.

С 14 по 27 слайд – тренируем зрительную память и внимание. Игра « Чего не стало»

Просим ребенка назвать все картинки, которые он видит. Даем время на запоминание. Затем нажимаем кнопку «убрать одну картинку» . Спрашиваем у ребенка: «Какой картинки не хватает», или «Кто спрятался?», после ответа нажимаем на кнопку «ответ», на экране появляется «потерянный предмет»

Если вы хотите продолжить эту игру, нажимаем на кнопку «продолжить игру ».

Если вы хотите вернуться в меню, чтобы выбрать другой вид игры, нажимаем кнопку .

28 слайд – тренируем визуальную концентрацию. Среди цифр и паутины, необходимо разглядеть буквы. Чтобы буква отправилась в корзину, необходимо кликнуть по ней мышью.

С 29 по 30 слайд – тренируем память.

Необходимо запомнить продукты, которые нужно купить Буратино в магазине. На следующем слайде кликом мыши , ребенок кладет в корзину необходимые продукты.

31 слайд - список источников основного содержания

32 слайд - список источников иллюстраций.

Память и внимание Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти.

Внимание - ϶ᴛᴏ направленность и сосредоточенность сознания человека на определœенных объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Внимание

Внимание бывает 3-х видов: 1 . Непроизвольное – непреднамеренное сосредоточение сознания на объектах деятельности в силу их особенности (громкий звук, яркий свет и т.д.). 2 . Произвольное – специальное сосредоточение внимания на объектах; зависит от цели деятельности и требует постоянных волевых усилий. 3 . Послепроизвольное – сохранение произвольного внимания, для которого уже не требуется волевых усилий, они заменяются интересом, увлеченностью, навыками. Свойства внимания: 1 . Объем - ϶ᴛᴏ количество объектов, одновременно удерживаемых или осознаваемых человеком с одинаковой степенью ясности (5-7 единиц информации) 2 . Распределяемость – способность параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. 3 . Концентрация (сосредоточенность) – степень сосредоточенности внимания на объекте. 4 . Переключаемость – скорость переключения сосредоточенности сознания с одних объектов на другие (осознанность переключения). 5 . Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Если вам нужно запомнить что-то сложное и объемное, небольшой концентрации внимания будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия. Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов. Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание. В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, - с отношением к запоминаемой информации. Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По системам: Существует несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация: 1 . Сенсорная (мгновенная) – 2 . Кратковременная 3 . Оперативная 4 . Долговременная По видам анализаторов: 1 . зрительная 2 . слуховая 3 . двигательная по сигнальным системам: образная, логическая и эмоциональная. Память

Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти. Ниже приведены несколько принципов, э ти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти. Первое впечатление. Полезно создавать первое эмоциональное впечатление о запоминаемом объекте, и заносить его в память как можно точнее. Зрительный образ. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, так как оно прочнее. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Большое впечатление. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия, старайтесь получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее. Воспроизводите заново. Старайтесь чаще оживлять в своей памяти первое впечатление о запоминаемом объекте. Лучше находиться именно под первым впечатлением и не пытаться получить новое. Найти подобное. Воспроизводя про себя первое впечатление об объекте, подумайте, на что похоже это впечатление и испытывали ли вы что-то подобное раньше. Как получить яркое впечатление

Итак, правило гласит: Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.

Cлайд 1

Cлайд 2

Внимание- это направленность нашего сознания на определённый объект Свойства внимания

Cлайд 3

Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишете «1», а вслух говорите «20», «2» – «19» и т.д. Это упражнение тренирует способность распределять внимание. Задание 1. Двойной счет

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить.

Cлайд 7

Продуктивность памяти характеризуется объемом и скоростью запоминания информации, длительностью ее сохранения и точностью воспроизведения. По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память. Слуховая память важна для людей, имеющих дело со звуковой информацией, - акустиков и операторов связи, звукорежиссеров и звукооператоров, музыкантов и композиторов. Зрительная память должна быть хорошо развита у сотрудников правоохранительных органов и таможенников, художников и дизайнеров, учителей и воспитателей.

Cлайд 8

Спортсмены, каскадеры, танцоры должны обладать хорошей моторной памятью, то есть памятью на движения. Эмоциональная память позволяет актеру войти в состояние души своего персонажа и передавать это состояние зрителям. Ученых отличает развитая логическая память, благодаря которой они оперируют понятиями, формулами, схемами, гипотезами, идеями и концепциями.

Cлайд 9

Сколько чисел вы сможете запомнить за три минуты? 6680 7935 1002 1926 5432 4237 3451 2967 1684 3891 2768 5520

Cлайд 10

Как тренировать память Плохая память нередко является следствием плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию, выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей. Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидеть детали. Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное директором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик – синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь.

Процессы памяти

Память – эта наша способность запоминать то, что видим, говорим, делаем, способность сохранять всё это и в нужный момент вспомнить, то есть узнать или воспроизводить то, что знаешь

Запоминание

Сохранение

Узнавание

Воспроизведение


Индивидуальные различия памяти

Скорость запоминания

Прочности сохранения

Легкость воспроизведения


Виды памяти

Образная

Логическая

Зрительная

Слуховая

Двигательные воспоминания


Тест на слуховую память

Прослушайте и запишите то, что запомнили.

Проверка:

а) ЛИПА. НОЖНИЦЫ. ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАН­ДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.

б) СЕНО. ТЕРПЕНИЕ. ОЧКИ. РЕКА. ТЕТРАДЬ. ЗАКОН. ФАНТАЗИЯ. ЛОЖА. ПТИЦА. ОГОНЬ.

в) 43, 57, 12, 33, 96, 7, 15, 81, 74, 46.

г) 84, 72, 15, 44, 83, 6, 37, 18, 56, 47.

9– 10- отличная память,

7– 8– очень хорошая память,

5 – 6% – хорошая,

3 – 4% удовлетворительная.

Объем слуховой памяти найдите по формуле: П с = а+б+в+г


Тест на зрительную память

а) СТРЕКОЗА. ПУЛЕМЕТ. ЧАЙНИК. БАБОЧКА. ПИРОГ. ХОМУТ. СВЕЧА. ТАЧКА. ЖУРНАЛ. МАЛИНА.


Тест на зрительную память

В течении 10 секунд прочитайте и запомните слова

б) ШУТКА. ДУБ. КУРИЦА. ОКНО. ГАЗЕТА.СОЛНЦЕ. РЫБА. НОГИ. ВОДА. ГОЛОВА.


Тест на зрительную память

В течении 10 секунд прочитайте и запомните числа

в) 34, 15, 8, 52, 78, 41, 18, 63, 85, 39.


Тест на зрительную память

В течении 10 секунд запомните фигуры


Объем зрительной памяти найдите по формуле: П с = а+б+в+г

а, б, в, г - количество правильных ответов по каждому пункту

Умножьте число правильных ответов на 10

9– 10- отличная память,

7– 8– очень хорошая память,

5 – 6% – хорошая,

3 – 4% удовлетворительная.





Close