Слайд 1

МБОУ «Гимназия №1»
Презентация на тему «Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении» Имнадзе Г.М.- преподаватели физической культуры. Новомосковск 2013

Слайд 2

Введение
Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России. Снизились показатели физического развития детей, замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма). Ухудшилась их физическая работоспособность. Наиболее серьёзные и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшемся в детском возрасте. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет некомпетентность и неопытность родителей в вопросах сохранения и защиты здоровья детей.

Слайд 3

Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывается на особую роль образовательного учреждения в формировании как непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни. Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далёк от того, чтобы оценить его как здоровый, и анализ негативных составляющих является предметом изучения специалистов в различных научных областях.

Слайд 4

Слайд 5

Здоровьесберегающий педагогический процесс образовательного учреждения
- это специально организованное, развивающееся во времени и определённо в рамках образовательной системы взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Слайд 6

Виды здоровьесберегающих технологий
Медико- профилактические Физкультурно- оздоровительные Образовательные обеспечения социально психологического благополучия ребёнка Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Слайд 7

Слайд 8

Современные подходы к сохранению и формированию здоровья обучающихся на уроке
Здоровье – это: ВОЗ – «не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия» Н.М. Амосов (1987), В.А. Лищук (1992), И.И. Брехман (1987) – реализация специфических специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию.

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии: сущность,назначение,особенность реализации
Современная система образования претерпевает целый ря изменений в содержании применения педагогических технологий. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее потенциала-здоровья. Здоровье рассматривается как важная человеческая ценность, как для общества, так и для каждого индивида. В педагогической практике сложились различные подходы к осуществлению здоровьесберегающей деятельности, реализуемые в образовательных учреждениях: гигиенический, дифференцированный, адаптивный, системный, комплексный.

Слайд 10

Таким образом, сами постагенные и патогенные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса; (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно- педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрацией, сотрудников образовательного учреждения (психолого- педагогические факторы)

Слайд 11

Гигиенические средовые факторы
Шум; Освещённость; Воздушная среда; Размер помещений (кубатура); Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы); Используемые стройматериалы, краска; Качество питьевой воды, используемой в школе; Пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания); Экологическое состояние прилегающей к школе территории; Состояние сантехнического оборудования.

Слайд 12

Слайд 13

Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)
Объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям,в учебном году; Организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); Объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц; Особенности устава школы и норм школьной жизни; Медицинское и психологическое обеспечение школы; Психологический климат педагогического коллектива; Позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Слайд 14

Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; Стиль педагогического общения учителя с обучающимися; Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; Степень реализации учителем индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска); Особенности работы с «трудными подростками» в классе; Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Слайд 15

В результате сделан вывод, что здоровьесберегающие технологии в образовании – это комплекс мер и систем мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и учителя, формирование и развитие ценности здоровья и навыков здорового образа жизни. Здоровьесберегающая педагогика – образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая ее реализацию при организации обучения.

Слайд 16

Слайд 17

Цель современной школы
- это подготовка детей к жизни. Каждый щкольник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог владея педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Здоровьесберегающие технологии
это многие из знакомых большинству педагогов психолого- педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем или постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять следующим требованиям: соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся, включая «кризисные» возрастные периоды, социально психологические этапы и особенности обучения, поступление в школу, адаптация к условиям обучения в первом классе и при переходе в среднюю школу, обучение в классах коррекции, профессиональное самоопределение обучающихся в старших классах; Опираться на современные научные знания в области здоровья, экологии, гигиены при выборе различных форм практической деятельности;

Слайд 25

учитывать регионально- климатические и экологические условия проживания и связанные с ними особенности самосохранительного поведения; учитывать условия обучения и влияние их на состояние здоровья и развитие учащихся; исходить из реального жизненного опыта учащихся; ставить разнообразные жизненные проблемы, с их постепенным усложнением и определением нравственно- этических, психологических и физиолого- гигиенических критериев для выбора самосохранительного поведения; развивать оценочные и самооценочные суждения воспитанников относительно культуры здоровья и самосохранительного поведения; максимально использовать детский потенциал и готовность детей к собственным действиям по защите здоровья,всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу в помощи здоровью.

Слайд 26

Слайд 27

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Подразделяются на три подгруппы:
организационно- педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, и способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; психолого- педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; учебно- воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению учащихся грамотной заботе о своем здоровье и формированию у них культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;

Слайд 28

Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование, а сформировать у детей компетентность самореализации, т.е. научить их управлять своим здоровьем и полноценно использовать свои личностные ресурсы. Здоровьесбережение- ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, ставя в центре внимания здоровье ребенка. Становится, очевидно, что современное образование не может готовить ребенка к выполнению, каких- либо социальных или профессиональных функций без учета его физического, психического и интеллектуального здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.

Слайд 29

Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает:
новые цели образования, в которых приоритетными являются жизнь и собственное здоровье; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет ценностный аспект, а не обезличенная информация о фактах, влияющих на здоровье; иной, по сравнению, с традиционным, характер общения, атмосфера взаимного доверия, диалог; выбор интерактивных форм и методов обучения, предполагающих самостоятельную деятельность учащихся, направленность на самосознание и самовоспитание; изменение содержания и методов управления на всех уровнях: внедрение рефлексивного мышления с целью развития способностей педагогов и школьников к саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации собственной деятельности, что создает психический комфорт для участников образовательного процесса.

Слайд 30

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школе. Исходя из вышесказанного, учителя должны уметь организовать свою педагогическую деятельность с позиции здоровьесбережения, корректировать содержание учебных программ, демонстрировать здоровьесберегающие методы, формы обучения и т.д., чтобы дети могли в течении учебного дня правильно распределять интеллектуальные и физические ресурсы организма, а по окончании занятий были бодры и веселы.

Слайд 31

Все используемые на уроках педагогические технологии, как правило, необходимо рассматривать в трех здоровьесберегающих аспекта: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса физической активности школьников; разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии, которые использует учитель непосредственно при организации учебной деятельности обучающихся, разделяют на организационно- педагогические, психолого- педагогические (связанные с воздействием педагога на обучающихся), учебно- воспитательные (включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся), социально- адаптирующие, личностно- развивающие (включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление здоровья обучающихся,повышение ресурсов психологической и социальной адаптации личности) и лечебно- оздоровительные технологии.

Слайд 32

Слайд 33

Способы преобразования наиболее существенных элементов здоровьесберегающего урока
Обстановка и гигиенические условия в классе: Учитель работает над созданием оптимальных санитарно- гигиенических условий в классе: соблюдение нормативов освещения класса и доски, осуществляет контроль за санитарно- гигиеническим состоянием кабинетов, рабочих мест обучающихся и учителя (правильное расположение парт в классной комнате), наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Слайд 34

Регламентация длительности основных видов учебной деятельности обучающихся
Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся регламентируется в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные проводятся при изучении конкретных методик преподавания: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушанье, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и др. так, для детей младшего школьного возраста существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка и т.д. учителю необходимо понимать значимость подобной регламентации, основанной на наученных физиолого- гигиенических исследований и соблюдать их постоянно. В течение количество уроков с применением ТСО не должно превышать для младших школьников 3-4 раза.

Слайд 35

Смена видов деятельности на уроке
Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания обучающихся. Однообразность урока способствует утомляемости школьников, быстро вызывают скуку. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. На начальном этапе нормой считается 4-7 видов деятельности за урок средней продолжительностью и частотой чередования различных видов учебной деятельности от 3-8 минут.

Слайд 36

Количество, чередование видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. По норме количество видов преподавания должно быть не менее трех, не позже, чем через 10-15 минут. Таким образом, выбирая адекватные младшему школьному возрасту методы ведения урока, учитель начальных классов учитывает базовые потребности обучающихся, акцентируя свое внимание на том, какие именно возрастные особенности лежат в основе того или иного метода. Эти методы, которые превышают обучающихся из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, ролевая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, соображения, самооценки и взаимооценки).

Слайд 37

Поза обучающихся,чередование позы
Наблюдение учителя за посадкой обучающихся, сменой поз в соответствии с видом работы. Смена поз каждые 10-15 минут. Так, например, работая в режиме зрительно- пространственной активности, необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения («речевой маршрут» чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту) Работая в режиме дальнего зрения (сюжетные, предметные картинки, цифровой материал от 1-3см расположены на стенках).

Слайд 38

Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляет лишь 1 классы, в которых урок должен длится 35 минут, соответственно низкой устойчивости внимания детей. Для обучающихся 2 классов рекомендуется использовать последние 10 минут для снятия утомления (чтение литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.) Рекомендуется проводить физкультминутки на 20-й и 35-й минутах урока по 1 минуте, которые состоят из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока.

Слайд 39

Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в 3 раза. С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальны, если не учитываются следующие условия: состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока(какой это предмет, в какой вид деятельности были включены обучающиеся до этого, их состояние); обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.

Слайд 40

Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке
На уроке учитель использует внешнюю мотивацию: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от адекватности, интерес к изученному материалу и т.п. Учитель констатирует учебный процесс на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности обучающихся, предоставления им инициативы.

Слайд 41

Слайд 42

Эмоциональные разрядки на уроке: используются шутка, улыбка, юмористическая или поучительная поговорка, картинка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма не менее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе. Темп и ритм урока. Завершение урока должно быть спокойным, обучающимся дается возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует заданное на дом задание. Учитель и обучающиеся прощаются. Исключается задерживание школьников в классе после звонка (на перемене).

Личностно-ориентированный подход к созданию здоровьесберегающей среды в ГБОУ СОШ №447

Современная школа выполняет множество задач, которые на нее возлагает общество. Именно здесь, в стенах каждой из многих тысяч школ России формируется будущее нашей страны.

Но какие бы глобальные задачи не ставились перед школой, школьная жизнь - это маленький, индивидуальный мир, в котором живут дети, родители и педагоги, в котором должно быть комфортно и безопасно каждому участнику образовательного процесса. Каждый день на работу приходят учителя, в школу родители приводят своих детей, они все разные: родители, педагоги, дети…Они идут сюда со своими мыслями, настроением, с разным уровнем подготовленности, с разными показателями здоровья….

Так как большую часть времени наши дети и педагоги проводят школе, то очень важно создать среду, в которой всем было комфортно, так как образовательная среда школы - это та реальная жизнь для каждого, кто в ней находится.

В настоящее время на первое место выходит проблема сохранения здоровья детей и подростков. В любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях это является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 №273 здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

В своей работе и руководстве нашей школой мы придерживаемся следующей трактовки здоровьесозидающего образования: это процесс воспитания и обучения, имеющий потенциал оздоровления и направлен на достижение уровня образованности обучающихся, не вызывающих ухудшения состояния здоровья как у самих обучающихся, так и у других участников образовательного процесса (педагогов и родителей).

Кроме того важно, в какой социально-психологической, эстетической среде, находятся наши дети. Потому что здоровый человек - всесторонне развитая личность.

Руководителем этой школы я был назначен в 2012 году. За это время нам удалось преобразить школу, как снаружи, так и внутри. Моя личная позиция в том, что основой здоровьесозидающей среды являются комфортные условия и безопасность пребывания в нашей школе. Причем в понятие "безопасность", мы вкладываем и антитеррористическую, и Интернет- безопасность, и психологическую безопасность, экологическую безопасность.

По отзывам всех участников образовательного процесса нашим детям комфортно находится в школе, родителям приятно приводить своих детей к нам, педагоги довольны своими рабочими местами.

Для того, чтобы всего этого достичь была проделана большая работа администрации ОО, а именно:

Работа с нормативными документами и локальными актами, регулирующими деятельность школы;

При планировании бюджета учитывалось необходимость финансирования мероприятий, по созданию комфортной и благоприятной образовательной среды:

А) ремонт и утепление фасада и кровли для приведения температурного режима в соответствии с СанПин, на общую сумму 5 млн. рублей;

Б) в период с 2012 по 2014 годы были проведены косметические ремонты учебных кабинетов, библиотеки, вспомогательных помещений, спортивного зала и полосы препятствий на общую сумму 4 млн. 320 тыс. рублей. Все материалы, используемые при ремонте имеют соответствующие сертификаты.

В) 13 закуплен современный компьютерный класс с пониженным электромагнитный излучением и высокочастотными экранами на общую сумму 300 тысяч рублей.

Г) (нач шк) приобретено учебно-лабораторное и компьютерное оборудование для оснащения кабинетов начальной и основной школы из средств, предусмотренных на модернизацию региональной системы общего образования для реализации ФГОС НОО на общую сумму 2508,30 тысяч рублей. Ведь правильно организованное рабочее место, как ученика, так и учителя, важно для сохранения здоровья глаз.

Д) (каб физ и хим) по адресной программе на модернизацию кабинетов физики и химии на сумму 930 тыс. рублей было закуплено современное учебно-лабораторное и компьютерное оборудование;

В ближайших планах модернизация пищеблока, установка новой системы вентиляции, современной пожарной сигнализации; (картинку проекта)ждет своей реализации новый проект центрального крыльца с пандусом.

Задача администрации и лично директора ОО не только в том, чтобы грамотно составить план финансово-хозяйственной деятельности для реализации задуманного, но и быть достаточно убедительным для того, чтобы попасть в адресные программы. Мы хотим выразить большую благодарность Комитету по образованию Санкт-Петербурга, Администрации Курортного района Санкт-Петербурга, отделу образования и молодежной политики Курортного района Санкт-Петербурга в лице Л.Б. Баркалая за поддержку.

Безусловно, комфортные условия - это одна из составляющих реализации мер по созданию здоровьесозидающей среды в школе.

Задача современного учителя - воспитать всесторонне развитую личность. Личностный подход в воспитании - это уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка. При формирование здорового образа жизни, должны преобладать порядок, позитивный настрой, внутренние ценности школы, чередование различных жизненных форм (событийность и повседневность, праздники и будни). Именно такая работа школы прописана в годовом плане, в плане воспитательной работы, плане работы социального педагога. Кроме того, с 2012 учебного года в школе функционирует Служба здоровья, реализуется план мероприятий по формированию здоровьесозидающей среды.

Позиция учителя по отношению к ребенку должна базироваться на доверии, быть направлена на формирование всесторонне развитой личности, на достижения, пусть даже незначительные, каждого конкретного ребенка.

Грамотно выстроенные взаимоотношения учитель - ученик, это одно из условий как успешной учебной деятельности, развития познавательного интереса, так и формирование основ здорового образа жизни. Современный ребенок проводит в школе большую часть своего времени. У нас небольшой педагогический коллектив и в силу географической удаленности, мы не имеем возможности привлекать многих специалистов в рамках сетевого взаимодействия. А это значит, что один и тот же педагог ведет и уроки в начальной школе, занятия по внеурочной деятельности, группы продленного дня. И получается, что ученик начальной школы с учителем проводит от 6 до 8 часов в сутки. Это примерно 35 часов в неделю, 1100 часов в год!

С каким настроением идет учитель на урок, как общается с учениками и коллегами, как он сидит за своим письменным столом, моет ли руки перед едой -все это подмечает ребенок и проецирует на себя.

Чтобы избежать переутомления, стимулировать интерес ребенка, наши педагоги активно учатся сами и осваивают новые для себя методики и технологии.

Так, на протяжении нескольких лет своими силами осваивается тренажерных комплекс «ТИСА». Под руководством инструктора наши учителя начальных классов и физической культуры прошли курс «Методики применения комплекса «ТИСА» на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

В образовательную среду все активнее проходит внедрение робототехники. И опять личная заинтересованность учителя, его готовность обучаться самому приводит к тому, что дети с удовольствием вместе со своим учителем занимаются конструированием.

Следует отметить, что и внеклассная работа предоставляет огромные возможности для формирования навыков здорового образа жизни: Дни здоровья, школьные, районные и городские конкурсы, популяризирующие здоровый образ жизни - все должно исходить от учителя. Чем больше будет задействовано разных форм, приемов и методов работы с детьми, тем больше современные дети будут слышать, видеть, читать, участвовать, а значит приобщаться к здоровому образу жизни.

Наши классы небольшие по комплектованию, у нас ребенок "не теряется" в коллективе. Хорошо налаженная работа классных руководителей через школьное методическое объединение, работа воспитательной службы позволяют педагогу в процессе выполнение своих должностных обязанностей не только обучать, но и проявлять заботу, знать индивидуальные особенности каждого подопечного.

Большое значение уделяется активному образу жизни современных школьников. Мотивация к здоровому образу жизни, занятию спортом идет через личность, прежде всего, учителя.

Несмотря на то, что в нашей школе долгие годы работает один учитель физической культуры, наши дети регулярно выезжают на различного рода спортивные соревнования и военно- спортивные игры. Это было невозможно, если бы в спортивную жизнь школы активно не включался практически весь коллектив. Ничего не стоит, своим личным примером показать, что нет ничего не возможного: участие в туристском многоборье, турнирах по шахматам, «Безопасное колесо», «Зарнице», «Лыжне России» и к другим спортивным соревнованиям идут подготовки в школе силами наших учителей.

Спортивный зал и стадион открыты практически «круглые сутки». Проходят уроки физкультуры, для занятий внеурочной деятельностью разработаны программы спортивно-оздоровительной направленности. По сетевому взаимодействию работают кружки футбола, волейбола, шисоку-карате. Традиционными стали товарищеские матчи между классами по футболу и волейболу, «Веселые старты» между классами начальной школы.

Наши учителя - не только помогают в подготовке к различным соревнованиям, но и являются самыми верными болельщиками.

Так как я сам веду здоровый образ жизни, считаю своим долгом лично активно поддерживать своих учеников и педагогов.

Считаю, очень важно, когда личный пример руководителя задает тон для занятий физической культурой, двигательной активностью, навыков здорового образа жизни. Так же, во время неофициального общения руководителя, педагогов и детей устанавливается психо - эмоциональный контакт, способствующий здоровому климату в ОО.

Качества человека, которые развиваются при занятии спортом: терпение, умение концентрироваться и бороться до конца помогли мне и в трудовой деятельности. В этом году я стал победителем конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга». Это еще раз доказывает, что инициативность и приверженность активному здоровому образу жизни помогает достичь результат.

Технологии здоровьесбережения

ВОСПИТАТЕЛИ

Мозгунова Т.А. Свет О.Н.

"Быть здоровым - здорово!"


Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса


Игротерапия

Аутотренинг

нетрадиционные виды оздоровления

Коммуникативные игры и танцы

Аромотерапия

Музыкотерапия

Биоэнергопластика

Сказкотерапия

Ритмопластика

Креативная гимнастика

Минуты тишины

Минуты

шалости


Биоэнергопластика

развивает

внимание, воображение

развивает пространст-венное мышление

стимулирует развитие речи

быстроту реакции и воспитывает эмоциональную выразительность

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела и рук.

«Чем больше уверенности в детской руке, тем ярче речь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.»

В.А.Сухомлинский



Креативная гимнастика

Развивает способности детей

Мышление, самовыражение

Креативная гимнастика это:

Музыкально-творческие игры.

Образно-игровые движения (упражнения с превращениями)

Познавательную

активность

Воображение,фантазию

Раскрепощенность


Минуты тишины

снятие эмоционального напряжения

Минуты тишины - это специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей.

Дети познают мир через услышанные звуки.

коррекция настроения и отдельных черт характера

обучение

ауторелаксации


Коммуникативные танцы

Невербальное общение-

это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание

это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой .


Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной деятельности детей и педагога, на уроках ритмики, на праздниках, в самостоятельной деятельности.

Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.


АРОМОТЕРАПИЯ

Ароматерапия - это улучшение психического и физического здоровья с помощью эфирных масел, полученных из ароматических растений. Идеально чистый, полностью натуральный метод успокоения или устранения многих заболеваний.

Практическая ценность ароматических веществ:

благотворно воздействуют на психику;

-увеличивают защитные силы организма;

-нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий мозга;

-повышают работоспособность;

-нормализуют сердечный ритм;

-улучшают обменные процессы;


ЦВЕТОТЕРАПИЯ

Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т.п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человека. Цветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия - методика улучшения здоровья человека с помощью цвета.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.

Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе мы применяем упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.


ИГРОТЕРАПИЯ

Игротерапия– процесс взаимодействия ребенка и взрослого

посредствам игры. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку

выразить свои переживания наиболее приемлемым для него

образом – через игру, а также проявить творческую активность в

разрешении сложных жизненных ситуаций, "отыгрываемых” или

моделируемых в игровом процессе. Очень хорошие результаты дает

групповая игротерапия для детей замкнутых, стеснительных,

некоммуникативных.

В работе с детьми по игротерапии используются вещи, с которыми

они любят играть, так называемые "взрослые вещи”: телефоны,

плеер с наушниками, фотоаппарат, украшения. Детям важно

пользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами

связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение.

Сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью

кукол, поможет детям осознать причины своего поведения и понять свои слабые и сильные стороны.


Минуты шалости

минуты шалости - игры для поднятия настроения, психологическая разгрузка. Очень полезно использовать в минутах шалости коммуникативные танцы и игры

Ведущий по сигналу (удар в бубен) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям.

стретчинг

Стретчинг – комплекс упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения стретчинга – как средство достижения релаксации (расслабления). Эти упражнения доступны всем. Растяжки воздействуют на все группы мышц и суставы. Повышают эластичность связок, снижается способность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функции мышц. Это позволяет без труда использовать защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывают естественную сопротивляемость организма. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряж ение.

" Стретчинг – комплекс упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения стретчинга – как средство достижения релаксации (расслабления). Эти упражнения доступны всем. Растяжки воздействуют на все группы мышц и суставы. Повышают эластичность связок, снижается способность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функции мышц. Это позволяет без труда использовать защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывают естественную сопротивляемость организма. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение.


Ритмопластика

укрепляет различные группы мышц и осанку

развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус

развивает умение чувствовать и передавать характер музыки

развивает умение правильно и красиво двигаться

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощению. Основывается на методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся детей. Здесь используются элементы движений и упражнения, выполняемые в сюжетной игровой форме с музыкой.


Музыкотерапия

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность.

«Слушать музыку- это искусство,

которому надо учиться»


Сказкотерапия

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.





Улыбкотерапия

Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

От улыбки станет всем светлей…


Результаты оздоровительной работы:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Здоровьсбережение на уроках в начальной школе Подготовила учитель начальных классов МКОУ «Очкуровская СОШ» Томиленко В. П.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский.

Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающее обучение. Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на природосообразности, преемствен-ности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры могут помочь: Подготовить руку к письму; Развить внимание, терпение; Стимулировать фантазию; Активизировать работу мозга; Научиться управлять своим телом.

Зрительная гимнастика на уроках.

Зрительная гимнастика помогает: Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость; Тренировать вестибулярный аппарат; Развить зрительную координацию; Укреплять глазные мышцы; Развить зоркость и внимательность; Улучшить зрение.

Точечный массаж. Самомассаж.

Мышцы шеи раз, два, три, Справа, слева разотри. Мышцы шеи раз, два, три, Справа, слева разотри. Где седьмой мой позвонок? Где высокий бугорок? Раз виток и два виток, Правлю нервный я поток.

Точечный массаж помогает: Проводить профилактику простудных заболеваний; Закаливание детей; Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения; Обучить навыкам проведения точечного массажа.

Физкультурные минутки.

Физкультурные минутки помогают: Снятие усталости, напряжения; Ослабить утомление на уроке; Проводить профилактику нарушения осанки; Поддержание работоспособности, активного внимания;

Релаксация на уроках. Помогает снять стресс; Расслабление мышц; Снятие усталости; Восстановлене работоспособности

Дыхательная гимнастика. Укрепление дыхательной мускулатуры; Уменьшение заболеваний дыхательной системы; Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Работа на уроке в режиме «стоя за конторкой»

Режим работы «стоя за конторкой» Чтобы осуществить более плавный переход на этот режим, за одним и тем же столом один ученик работает сидя, другой рядом – стоя. Через 15 минут ученики меняются местами. Работа за конторкой стоя – это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости.

Образовательные технологии (по их здоровьесберегательной направленности) Педагогика сотрудничества Личностно-ориентированная Технология уровневой дифференциации обучения. Технологии развивающего обучения Технологию раскрепощённого развития детей Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнен заданий, активизирующих детей. (Ищут задание глазами, а потом идут и берут это задание, выполняют)

Заключение. «Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

Литература: Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004.-138с. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская). Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Наталья Боброва
Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду что это такое ? Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников , которые направлены на сохранение, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ :

Для детей – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры.

Для взрослых – становление культуры здоровья .

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду :

Медико-профилактические;

Физкультурно-оздоровительные ;

Валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду .

Медицинские технологии - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на укрепление здоровья ребёнка , развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры детей.

Здоровьесбережение в работе с педагогами детского сада :

Семинары : «Психологическое здоровье педагогов » ;

Консультации :«Как правильно провести гимнастику с дошкольниками» , «Профилактика утомляемости детей в детском саду » и др. ;

Практикум :

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.

Взаимодействие педагогов с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :

Информационные стенды для родителей.

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях детского сада (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и др.) ;

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения .

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей . Вырастить здорового ребенка – это главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.

Публикации по теме:

Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Здоровьесберегающая технология это - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Мастер-класс по работе с родителями «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки» Добрый день, уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию небольшой мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Обобщение опыта «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Педагогический совет «Современные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Подготовила старший воспитатель Беккер Юлия Сергеевна Педагогический совет: «Современные здоровьесберегающие технологии в педагогическом.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС 1 слайд Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО 2 слайд "Забота о здоровье детей.

Сообщение «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Современные здоровьесберегающие технологии Современные здоровьесберегающие технологии Соавтор Юлия Парфенова 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика,.


Close