Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми дого­ворами, или препятствующие деятельности представителей ор­ганов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного кон­троля, несут ответственность в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

В зависимости от тяжести нарушений наступает дисцип­линарная, административная, материальная и уголовная ответст­венность. Дисциплинарная ответственность. Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работники обязаны соблюдать требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Статья 192 Трудового кодекса Российской Федера­ции предусматривает следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. Административная ответственность. Административ­ную ответственность устанавливает Кодекс Российской Федера­ции об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ. В статье 3.2 кодекс определяет виды административных на­ казаний , которые включают :

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;
  5. лишения специального права, предоставленного физи­ческому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация.

В зависимости от тя­жести правонарушения наказание виновных лиц штрафом до 25 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацией на срок от 6мес до 3 лет. Материальная ответственность. Материальная ответст­венность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда состоит во взыскании с них - полностью или час­тично - сумм, выплаченных предприятием работникам, пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболева­ний. Уголовная ответственность. Уголовный кодекс Россий­ской Федерации от 13.06.96, № 63-ФЗ устанавливает уголовную ответственность за преступления против конституционных прав человека и гражданина, общественной безопасности и здоровья населения. Статьями кодекса предусмотрена уголовная ответст­венность за:

  1. нарушение правил охраны труда;
  2. нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики;
  3. нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;
  4. нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;
  5. нарушение правил пожарной безопасности;
  6. нарушение санитарно-эпидемиологических правил;
  7. сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

В зависимости от характера и тяжести последствий нару­шений, допущенных гражданами, должностными и юридиче­скими лицами, их уголовная ответственность может быть опре­делена в виде:

  1. наложение штрафа в размере от 100 до 700 минималь­ных размеров оплаты труда;
  2. лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет;
  3. исправительных работ на срок 6 месяцев до 2 лет;
  4. ограничения свободы на срок от 3 до 5 лет;
  5. лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Помимо этих видов ответственности законодательство предусматривает также ответственность предприятий и организаций за выпуск и поставку продукции не соответствующей требованиям ОТ.

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае - это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.


Должностное лицо - это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».


Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.


Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.


В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее - Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:


«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».


Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.


Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:

  1. Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:


«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».


Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.


Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.


Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.


Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:

  1. угрозы жизни либо здоровью людей;
  2. возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  3. наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  4. причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  5. совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  6. в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.


В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания - дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:


Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.


Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.


Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.


Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.


Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  2. на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  3. на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.


Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей - причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.

1. ОТСУТСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
1) Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, в то время как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.
Из практики проверок
ГИТ провела плановую проверку в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) и обнаружила многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Например, работодатель допускал к исполнению трудовых обязанностей на борту судна без проведения вводного инструктажа матросов, механиков, старших мастеров добычи и даже старшего помощника капитана (нарушение требований ч. второй ст. 212 ТК РФ). Специалистов, обслуживающих судовые механизмы и оборудование (лебедчиков, сигнальщиков), не обучали правилам охраны труда и не проверяли их знания.
По итогам проверки работодателю выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Общество оштрафовали по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
2) Отсутствует Журнал регистрации вводного инструктажа.
3) Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.
Из практики проверок
ГИТ проверила общество с ограниченной ответственностью «А…» на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Нарушений оказалось много. В частности, в организации отсутствовали такие обязательные документы, как:
журнал вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»);
программа проведения вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90);
приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90).
По результатам проверки инспекторы выдали работодателю предписание устранить выявленные нарушения, а директора общества оштрафовали.
4) Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
Из практики проверок
В ходе проверки ООО «А…» выяснилось, что в организации не ведется журнал инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90), отсутствует программа проведения инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90), а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90).
Совет
Проконтролируйте, чтобы все сотрудники, прошедшие инструктаж, поставили свои подписи в соответствующем журнале, иначе у вас не будет возможности доказать, что проинструктированный сотрудник нарушил правила, осознавая последствия.
5) Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.
Из практики проверок
ГИТ проверила ООО «З…» и выявила, что работодатель не обучал сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не проводил инструктажи по охране труда, стажировки и проверки теоретических знаний и практических навыков (нарушение требований ч. второй ст. 212 и ст. 225 ТК РФ).
6) Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
Из практики проверок
Инспекторы ГИТ обнаружили нарушения законодательства по охране труда при проверке Муниципального учреждения здравоохранения (больница). В частности, в организации отсутствовал перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90). Имеющийся журнал учета и регистрации несчастных случаев не соответствовал форме, установленной приложением № 1 к Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве
7) Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.
Из практики проверок
В начале августа 2010 года в ООО «М…» поступил на работу новый плотник, а через две недели ему поручили разовую работу – погрузку на автомашину плит весом более тонны. Обучение по охране труда при погрузочных работах работодатель ограничил целевым инструктажем. Однако Межотраслевые правила по охране труда в таких случаях требуют допускать к погрузочным работам обученных работников, имеющих соответствующее удостоверение. В месте осуществления таких работ должен присутствовать старший сотрудник, назначенный приказом работодателя. Общество нарушило требования складирования стройматериалов, что не обеспечило их устойчивость при хранении. В результате одна из плит, стоявшая на ребре, при попытке плотника отогнуть металлическую петлю потеряла устойчивость и упала на работника.
Несчастный случай расследовала областная комиссия, которая установила, что причиной травмы стало небрежное отношение руководства общества к требованиям охраны труда со стороны. Работодатель не установил способы погрузки и перемещения груза, не определил меры страховки и защитные ограждения на границах опасных зон, не осуществлял контроль за охраной труда при погрузке. Материалы расследования несчастного случая на производстве комиссия направила в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя ООО «М…» (по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»).
8) Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.
Из практики проверок
ГИТ проверила индивидуального предпринимателя «Т…» и выявила, что он не проводил с водителями повторный инструктаж, не включал в рабочее время водителей время проведения медицинского осмотра перед выездом в рейс и не организовал аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предпринимателю выдали предписание устранить нарушения.
9) Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.
10) Нет инструкций по охране труда.
Из практики проверок
Проверка ГИТ в ООО «А…» показала, что работодатель не издал приказ (распоряжение) о возложении функций специалиста по охране труда в организации (нарушение ст. 217 ТК РФ), а также не разработал и не утвердил инструкции по охране труда для работников.
11) Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.
Из практики проверок
В ООО «А…» при проверке выяснилось, что руководитель и специалисты общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ).
12) Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.
Из практики проверок
Проверка МУП (больница), в частности, показала, что руководитель предприятия не прошел обучение по охране труда и проверку знаний в части требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ). Руководитель также не обеспечил работникам стажировку на рабочем месте, не проверял, знают ли они требования охраны труда, а также безопасные методы и приемы выполнения работ (нарушение требований ст. 225, ч. второй ст. 212 ТК РФ). Выяснилось, что в больнице отсутствует и перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (нарушение п. 4.2 ГОСТ 12.0.004-90).
Согласно ст. 225 и 76 ТК РФ:
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Если в ходе проверки выясняется, что работник не прошел обучение и проверку в области охраны труда, и был допущен работодателем к исполнению своих должностных обязанностей, тогда:
 Работник отстраняется от работы уже по требованию (предписанию) государственного инспектора труда;
 Решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности;
 Если работник был допущен к работе с ведома работодателя на него накладывается штраф за административное правонарушение по ст. 5.27 “Нарушение законодательства о труде и охране труда” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
 Дисквалификации работодателя случае повторного нарушения.
Если в результате проверки инспектор указал в предписании, что работник не прошел обучение в области охраны труда, то:
1. Указанные в нем руководители и специалисты должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда
2. Отчитаться государственному инспектору труда, проводившему проверку, о выполнении предписания, то есть отправить в ГИТ заверенные копии соответствующих удостоверений
Тогда такое предписание будет считаться исполненным.
2. ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ)
Работодатель обязан не просто выдать СИЗ, но и научить их применять, а так же контролировать, чтобы:
Приобретаемые СИЗ имели сертификаты соответствия требованиям охраны труда;
Был организован надлежащий учет и контроль выдачи работникам СИЗ;
Соблюдался установленный порядок их хранения;
Проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;
Производилась своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.
Пример
В летний период работница ООО “Тополь” решила сама произвести стирку своей спецодежды, а в это время поработать у станка в своей блузке. В результате руку работницы затянуло в станок, женщина получила разорванную рану подмышечной области. В данном случае работница самовольно приняла решение произвести стирку спецодежды, несмотря на закрепленную ст. 221 ТК РФ обязанность работодателя за счет своих средств обеспечивать хранение, стирку, сушку, ремонт и замену спецодежды.
В свою очередь, работодатель не проконтролировал применение спецодежды работником. Нарушения требований охраны труда с обеих сторон привели к тяжелым последствиям.
3. ОТСУТСТВИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ. Нарушения, касающиеся вопроса аттестации рабочих мест, в общем можно разделить на две группы.
1. АРМ не была проведена. Как следствие, не выявлены, например, имеющие место вредные факторы
2. АРМ была проведена, но ее результаты не доводились до сведения работников и не учитывались работодателями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Пример
По результатам проведенной 21.11.2011 проверки в ООО «Мост» ГИТ установила, что в компании не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; оформление журнала регистрации вводного инструктажа не соответствовало требованиям ГОСТа 12.0.004-90; в контингент лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не включены сотрудники офиса, работающие с ПЭВМ. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства; виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде штраф.
4. НАРУШЕНИЕ В ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
К таким нарушениям относятся:
Неизвещение или не своевременное информирование о происшедшем несчастном случае государственных органов (может быть рассмотрено как сокрытие работодателем страхового случая, что, в свою очередь, является составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.34 КоАП РФ);
Несоблюдение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве (ст. 229.1 ТК РФ).
Несоздание комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
Несоблюдение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ.
Неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом (протоколы опроса пострадавшего, должностных лиц; протоколы осмотра мест несчастных случаев; документы, подтверждающие обучение и инструктирование работников по охране труда и безопасным методам выполнения работ по профессии или виду работ; документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ);
Отсутствие в актах по форме Н-1 записи об ознакомлении с ними работников и вручении копий на руки.
Нередко подобные нарушения выявляются, только когда речь заходит о возбуждении уголовного дела по случаю смерти работника. Отличается и сумма штрафа от обычно применяемой по ст. 5.27 КоАП РФ.
Пример
Проверкой в ООО «РСУ Приморского района» был установлен факт несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего в феврале 2011 г. с гражданином Республики Украина. Несчастный случай не был расследован работодателем. По итогам проверки помощником прокуратуры направлены материалы в Приморский районный суд о приостановлении деятельности Общества. ГИТ выдала работодателю предписание, обязывающее его провести расследование в установленном порядке. ОАО «РСУ Приморского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовано на 50 000 руб. Кроме того, было установлено наличие трудовых отношений с иностранным работником, у которого не было должным образом оформлено разрешение на работу. Материалы направлены в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения работодателя к административной ответственности еще и за это нарушение.
Каким образом ГИТ может выявить сокрытые работодателями несчастные случаи на производстве? Для этого должностными лицами государственных инспекций труда используются разные методы и формы работы:
Проведение тематических проверок организаций по вопросам соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Проведение целевых проверок по обращениям граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и (или) родственников погибших;
Сверка учетных данных медицинских организаций (в том числе в органах судебно-медицинской экспертизы) с целью выявления информации о травмированных (погибших) работниках;
Сверка оперативных данных о пострадавших от несчастных случаев на производстве с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
Сверка данных о несчастных случаях на производстве с правоохранительными органами, включая органы прокуратуры;
Мониторинг средств массовой информации.

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

В этой публикации Вы узнаете, какие виды ответственности за нарушение требований охраны труда существуют для работников и лиц, ответственных за охрану труда на предприятии. В данной статье приведены ссылки на законодательные акты, на основании которых возникает та или иная ответственность.

Руководитель любой организации, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить безопасность проведения любых работ. В свою очередь, работники обязаны соблюдать требования охраны труда.

Ответственность за нарушение требований охраны труда прописана в статье 419 Трудового Кодекса РФ.

В статье 419 ТК РФ говориться, что в зависимости от характера и степени нарушений, работники организации, другие лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться к следующим видам ответственности:

1. Дисциплинарная ответственность.
2. Материальная ответственность.
3. Гражданско-правовая ответственность.
4. Административная ответственность.
5. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда.

Рассмотрим подробнее все виды ответственностей за нарушение требований охраны труда.

1. Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда - это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда.

Какова ответственность работника за нарушение требований охраны труда?

Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда в следующих случаях:

— ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда;
— нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ;
— уклонение от медицинского освидетельствования;
— отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда.

В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право:

— сделать работнику замечание;
— объявить работнику выговор;
— объявить работнику строгий выговор;
— уволить работника.

Может ли работодатель уволить работника за нарушение требований охраны труда?

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:

1. Неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — выговор, а за третье — увольнение.

2. Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю.

Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда?

Специалисты по охране труда и другие ответственные лица организации могут привлекаться к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:

— работник допущен к работе, при этом, оборудование на котором он должен работает является неисправным;
— работник допущен к работе на оборудовании с нарушением его технологического использования;
— работник допущен к работе на незащищенном оборудовании, если предусмотрена такая защита;
— работнику не выданы средства индивидуальной защиты, если такие средства защиты предусмотрены;
— работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда;
— работник не прошел медицинский осмотр;
— работника направили на работу, которая ему противопоказана по состоянию здоровья;
— работника привлекли к сверхурочной работе без его согласия, а также в случаяе, когда его нельзя привлечь к работе сверх нормы по закону.

Какой порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда?

Порядок применения дисциплинарных наказаний указан в ст. 193 ТК РФ. Установив дисциплинарное нарушение, руководитель обязан потребовать письменное объяснение с нарушителя. Отказ предоставить письменное объяснение не освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.

У дисциплинарной ответственности есть срок давности – 1 месяц. Наказание должно быть оформлено надлежащим образом, то есть о его наложении выпускается соответствующий приказ, с которым виновный знакомится под роспись в ближайшие 3-х суток с момента издания.

Дисциплинарное наказание автоматически снимается через год с момента его наложения при условии отсутствия нового наказания (ст. 194 ТК РФ). Снятие вины может быть произведено раньше по заявлению работника или его начальника и оформляется приказом.

Работник может обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в комиссии по трудовым спорам в течение 90 дней с момента привлечения к необоснованно наложенному взысканию.

2. Материальная ответственность за нарушение требований охраны труда

Материальная ответственность за нарушение требований охраны – это возмещение работником ущерба, причиненного работодателю, в результате нарушений требований охраны труда.

Например, к данному виду ответственности могут быть подвергнуты работники, если нарушенные ими инструкции по охране труда и правила безопасной эксплуатации машин, оборудования повлекло за собой порчу имущества работодателя.

Привлечь к материальной ответственности работника можно, если:

— работник совершеннолетний;
— работодатель получил явный фактический ущерб;
— работник бездействовал либо проявлял незаконные действия;
— доказана вина работника в нанесении ущерба работодателю.

Работника, допустившего причинение ущерба, могут обязать возместить материальный ущерб как в полном объеме или частично, когда от гражданина требуется компенсировать сумму, не превышающую его среднемесячной заработной платы.

Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.

Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.

3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Гражданско-правовая ответственность - это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц в случае причинения вреда или нарушения прав других субъектов. В этом случае должностные лица обязаны возместить имущественный или моральный вред пострадавшей стороне, в зависимости от вида правонарушения.

В зависимости от основания применения мер ответственности, существует:

— договорная ответственность;
— внедоговорная ответственность.

В зависимости от характера, выделяют:

— долевую ответственность;
— солидарную ответственность;
— субсидиарную ответственность.

Защита нарушенных прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими судами в особом процессуальном порядке с использованием норм Гражданского кодекса РФ.

4. Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Административная ответственность - это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.

К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.

Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?

Есть три варианта развития событий:

1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.

2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.

3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.

Смотрите видео на эту тему:

Административная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда указана в статье 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»:

— ответственность за нарушение законодательства об охране труда, в том числе ТК РФ (главы 34-37) предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей, для юр. лиц – от 50 до 80 тыс. рублей;

— за не проведение или неправильного проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах предусмотрен штраф для лиц, ответственных за охрану труда, а также для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, для юр. лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.

— за доступ работника без специального обучения и проверки знаний по охране труда, а также без прохождения медосмотров предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, для юр. лиц – от 110 до 130 тыс. рублей;

— за доступ работника без средств индивидуальной защиты (СИЗ), штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юр. лиц – от 130 до 150 тыс. рублей;

— за повторное нарушение выше указанных пунктов предусмотрен штраф для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб., либо отстранение от работы на срок от 1 до 3 лет. Для ИП – штраф от 30 до 40 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев. Для юр. лиц – штраф от 100 до 200 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев.

Решение о наложении взыскания в виде штрафов принимают инспекторы или руководители органов Государственного надзора. Дела об административных нарушениях рассматриваются судами и уполномоченными органами государственной власти. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения своих обязанностей в деятельности при которой было совершено нарушение.

5. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда - это вид ответственности должностных лиц за нарушение Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) в части охраны труда и производственной безопасности. По этой ответственности предусмотрена самая строгая мера наказания.

Уголовная ответственность может наступить в случае неумышленного причинения вреда здоровью человека, либо его смерти при чрезвычайной ситуации на конкретном объекте (столкновение, авария, пожар, катастрофа).

В каких случаях может наступить уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда ?

Уголовная ответственность может наступить, если совпадают сразу два основания:

1. Если травма будет смертельной или травма отнесена к категории тяжелых. Если же травма будет легкой, то никакой уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда не будет. Следственный комитет конечно приедет к Вам на предприятие, запросит соответствующие документы, но уголовного дела заводить не будет.

2. Если Вы свою фамилию и должность увидите в акте расследования в разделе «Лица которые допустили нарушение государственных требований по охране труда. Смотрите видео с ответом на этот вопрос (с 1-ой минуты ролика):

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда прописана в ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда» и в ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».

В статье 143 «Нарушение правил охраны труда» предусмотрена ответственность в зависимости от тяжести происшествия:

— причинение по неосторожности;
— смерь 1 человека по неосторожности;
— смерь 2-х и более человек по неосторожности.

Так, уголовная ответственность наступает за несоблюдение требований охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по их исполнению, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью. В этом случае лицо может понести один из видов наказания:

— штраф до 400 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев, или
— исправительные работы сроком до 2 лет, или
— принудительные работы сроком до 1 года, или
— лишение свободы на срок до 1 года, с возможностью (не обязательно) лишения права заниматься деятельностью сроком до 1 года.

Если происходит смерть 1 человека по неосторожности, то предусмотрен один из следующие виды наказания:

— принудительные работы сроком до 4 лет, или
— лишение свободы на срок до 4 года, с возможностью лишения права заниматься деятельностью сроком до 3 лет.

Если происходит смерть 2 человек и более по неосторожности:

— принудительные работы сроком до 5 лет, или
— лишение свободы на срок до 5 года, с возможностью лишения права заниматься деятельностью сроком до 3 лет.

Советуем также ознакомиться со ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности». По этой статье также предусмотрена достаточно серьезная ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Согласно Уголовному кодексу РФ работник должен знать, за что и на основании чего он наказан. Наказание должно быть: объективным, адекватным проступку; по возможности, оперативным (по истечению 45 дней после проступка эффективность наказания практически становится равна нулю).

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда характеризуется неоднозначной правоприменительной практикой. Но у провинившегося работодателя всегда есть шансы на вынесение судом оправдательного решения — изучим возможные условия такого исхода судебного процесса, а также то, какие процедуры могут этому предшествовать.

Когда наступает уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда?

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства в части исполнения требований по охране труда наступает, если (ст. 143 УК РФ):

1. Работодателем нарушены именно требования охраны труда.

Такие требования могут быть установлены как федеральными, так и региональными нормативными актами в разном статусе (закона, подзаконного акта, отраслевого норматива).

2. Требования по охране труда нарушены лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению.

3. Нарушение требований по охране труда привело:

  • к нанесению тяжкого вреда здоровью человека (в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 17.08.2007 № 522);
  • гибели человека.

Если нарушение норм охраны труда привело к нанесению тяжкого вреда здоровью человека, то виновное лицо наказывается (конкретная мера наказания устанавливается судом):

  • штрафом до 400 тыс. руб. либо до величины, соответствующей зарплате за 18 месяцев;
  • обязательными работами длительностью 180-240 часов;
  • исправительными работами сроком до 2 лет;
  • принудительными работами сроком до 1 года;
  • лишением свободы сроком до 1 года с дисквалификацией до 1 года или без нее.

Если нарушение привело к гибели человека, то виновное лицо наказывается принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее.

Если нарушение привело к гибели 2 и более человек, то виновное лицо наказывается лишением свободы сроком до 4 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее.

Каков общий порядок применения статьи 143 УК РФ?

Применение правоохранительными и судебными органами норм ст. 143 УК РФ на практике предполагает проведение следующих процедур:

  • квалификации правонарушения (обособления от других преступлений либо принятия решения об оценке действий подозреваемого лица по совокупности правонарушений);
  • установления потерпевших;
  • установления подозреваемых;
  • определения состава преступления;
  • определения меры наказания либо установления оснований об освобождении обвиняемого от уголовной ответственности.

При этом в правоприменительной практике с трудом обнаруживаются общепринятые и универсальные подходы и принципы проведения 5 указанных процедур. Во многом это связано с тем, что нормы ст. 143 УК РФ носят фактически поверхностный характер. Их применение требует параллельного рассмотрения положений других статей УК РФ, федеральных законов, а также фактов из правоприменительной практики.

Попробуем, опираясь на различные корреспондирующие нормы и прецеденты, установить, какой логикой может руководствоваться правоохранительный орган, суд или иное заинтересованное лицо при ведении уголовных дел, связанных с нарушениями охраны труда.

Прежде всего, для того чтобы дать адекватную оценку деянию подозреваемого лица по ст. 143 УК РФ, правоохранительный орган должен корректно квалифицировать данное деяние.

Как осуществляется квалификация нарушения трудового законодательства по статье 143 УК РФ?

Один из распространенных в среде юристов способов квалификации преступлений — метод исключения. В данном случае такой метод предполагает, что деяние может быть квалифицировано по ст. 143 УК РФ, если оно не соответствует признакам, характеризующим, в частности:

  • халатность (признаки и меры наказания по ней определены ст. 293 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • нарушение безопасности на предприятии (ст. 216 УК РФ);
  • причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
  • лишение человека жизни по неосторожности (ст. 109 УК РФ).

Квалификация деяния по ст. 143 УК РФ и любой другой (одной или нескольким) одновременно, если они конкурируют между собой, недопустима (постановление Кировского районного суда Иркутска от 14.07.2011 по делу № 1-266/2011).

При этом если выбор стоит между общей и специальной нормой УК РФ, то при квалификации деяний следует выбирать вторую (п. 3 ст. 17 УК РФ). Так, нарушение норм охраны труда может быть результатом злоупотребления полномочиями. Поэтому при конкуренции норм по ст. 285 и 143 УК РФ квалификация деяния будет осуществляться по ст. 143 УК РФ.

Правонарушения в сфере охраны труда следует принципиально разграничивать с иными уголовными деяниями работодателя, которые могут проявляться в ходе трудовых правоотношений. В их числе, к примеру, незаконный оборот персональных данных работника.

Смежные нарушения в трудовых правоотношениях: разглашение персональных данных

В УК РФ содержится сразу несколько статей, устанавливающих уголовную ответственность за разглашение персональных данных сотрудников работодателями. В их числе:

1. Ст. 137, устанавливающая наказание за вмешательство в частную жизнь.

За несанкционированные сбор и распространение любых данных о сотруднике должностное лицо работодателя может быть (если будет доказано использование им служебного положения):

  • оштрафовано на 100-300 тыс. рублей (либо на сумму дохода за 1-2 года);
  • дисквалифицировано на 2-5 лет;
  • принуждено к работам на срок до 4 лет (возможно, с дисквалификацией до 5 лет);
  • арестовано на 6 месяцев;
  • лишено свободы на срок до 4 лет с дисквалификацией до 5 лет.

2. Ст. 272 УК РФ, устанавливающая наказания за незаконный доступ к файлам.

В их числе те, что содержат персональные данные работника. Если работодатель получил доступ к ним с использованием служебного положения и это привело к блокированию, удалению, копированию либо изменению сведений, то по решению суда он может быть:

  • оштрафован на сумму до 500 тыс. руб. (либо зарплаты за 3 года) и дисквалифицирован на срок до 3 лет;
  • ограничен в свободе на срок до 4 лет;
  • принужден к работам либо лишен свободы на срок до 5 лет.

Правоохранительный орган вправе предъявить работодателю обвинение за действия, квалифицированные по совокупности деяний, которые предусмотрены указанными нормами УК РФ и ст. 143 УК РФ.

Однако во многих случаях вопрос заключается в обнаружении признаков правонарушения, характерных исключительно для деяний, предусмотренных ст. 143 УК РФ. Изучим их.

Каковы признаки деяния по статье 143 УК РФ?

К типичным признакам деяния, которое правомерно квалифицировать строго по ст. 143 УК РФ, можно отнести:

1. Совершение деяния субъектом, обязанным лишь выполнять требования по охране труда, а не разрабатывать и внедрять их на предприятии.

Если наоборот, то может устанавливаться факт халатности по ст. 293 УК РФ. Например, в случае если начальник отдела обязан был проинструктировать подчиненного по технике безопасности, но не сделал этого, после чего подчиненный получил травму.

2. Нахождение пострадавшего лица на территории работодателя либо выполнение данным лицом трудовых функций в момент инцидента.

Если пострадавшее лицо — не работник, то деяние подозреваемого лица может быть квалифицировано как нарушение безопасности на предприятии по ст. 216 УК РФ.

3. Наличие у субъекта, совершившего деяние, которое привело к инциденту, обязанностей по выполнению норм охраны труда.

Если таких обязанностей нет, то деяние лица, подозреваемого в совершении действий, которые привели к инциденту, может быть квалифицировано по ст. 109 и 118 УК РФ.

Кто признается потерпевшим по статье 143 УК РФ?

Во всех случаях — лицо, исполняющее на момент инцидента трудовую функцию. Факт выполнения пострадавшим лицом трудовой функции устанавливается:

1. Всегда, когда пострадавшее лицо в момент инцидента выполняло трудовую функцию по действующему трудовому договору.

Здесь всё очевидно и неоспоримо: ответственное лицо, допустившее деяние, вследствие которого пострадал человек, наказывается (при отсутствии прочих оснований полагать иное) по ст. 143 УК РФ, поскольку пострадавший являлся его коллегой по работе.

2. В случае если в момент инцидента пострадавший (определение Конституционного суда РФ от 19.05.2009 № 597-О-О):

  • выполнял работу по гражданско-правовому договору;
  • выполнял работу без заключения какого-либо договора.

Однако в обоих случаях требуется соблюдение условия: действия пострадавшего лица на момент инцидента должны обладать признаками, характеризующими трудовые отношения. К таким признакам можно отнести, к примеру:

  • договоренность между пострадавшим лицом и работодателем о согласии первого выполнять распоряжения второго в определенное время и месте (то есть в часы работы на территории предприятия);
  • согласие пострадавшего лица выполнять правила внутреннего распорядка работодателя;
  • получение пострадавшим лицом выплат на регулярной основе.

В свою очередь, при квалификации деяния по ст. 143 УК РФ имеет значение и статус подозреваемого лица.

Кто признается подозреваемым в нарушении норм охраны труда?

Таковым признается:

1. Лицо, имеющее трудовой договор с работодателем, с которым, в свою очередь, пострадавший на момент инцидента находился в трудовых отношениях (либо приравненных к трудовым в соответствии с рассмотренными нами выше критериями).

Подозреваемое лицо может занимать должность (п. 3 постановления пленума ВС РФ от 23.04.1991 № 1):

  • руководителя фирмы, заместителя;
  • главного инженера;
  • главного специалиста.

Кроме того, подозреваемым может быть признан любой сотрудник, на которого в связи со служебным положением возложена (договором либо в силу локального норматива работодателя) обязанность по обеспечению требований в сфере охраны труда на конкретном участке работ.

Статус подозреваемого за деяние по ст. 143 УК РФ лицо, соответствующее какому-либо из указанных критериев, может получить, если оно:

  • не приняло мер, необходимых для устранения известного им нарушения требований по охране труда;
  • дало указания, выполнение которых предполагает нарушение требований по охране труда;
  • руководило работами, не обеспечивая при этом соблюдение требований по охране труда.

2. Лицо, ответственное за охрану труда и работающее на ИП, который имеет штат более 50 человек (и в соответствии со ст. 417 ТК РФ обязан учредить в фирме службу охраны труда).

3. ИП со штатом не более 50 человек, обязанный самостоятельно обеспечивать безопасность труда (ст. 22 ТК РФ).

Кроме того, любое подозреваемое лицо должно быть вменяемым и достигшим возраста, при котором возможно его уголовное преследование (ст. 19 УК РФ).

Юридический статус подозреваемого лица: установление и значимость при квалификации деяния

Следующий важный момент правоприменительной практики по ст. 143 УК РФ — определение юридического статуса подозреваемого лица.

Мы выяснили, что при квалификации деяния по ст. 143 УК РФ не имеет значения то, какой договор действовал на момент инцидента между пострадавшим и его работодателем (как и то, действовал ли такой договор вообще). Правомерно говорить и о том, что не имеют значения характеристики организационно-правовой формы работодателя. Он может быть ИП, юрлицом или даже физлицом, не зарегистрированным как ИП. Деяние работодателя (в лице ответственного сотрудника или работодателя-физлица при штате менее 50 человек как априори ответственного) квалифицируется по ст. 143 УК РФ.

Однако если правоохранительные органы установят, что по тем или иным причинам не могло сложиться таких условий, при которых на подозреваемого могли бы быть возложены обязанности по соблюдению норм охраны труда, то квалификация его деяния будет иной.

Например, если выяснится, что работодатель вел незаконную предпринимательскую деятельность (как физлицо, нанимающее людей неофициально и не уплачивающие налоги), то в этом случае, очевидно, обязанности по соблюдению норм охраны труда ни на кого не могут быть возложены. Действия подозреваемого, которые привели к инцидентам, могут быть квалифицированы уже по ст. 109 и 118 УК РФ. Кроме того, в отношении работодателя пострадавшего лица будут приняты санкции по ст. 171 УК РФ.

При установлении всех указанных признаков преступления правоохранительному органу нужно определить, имеет ли место его состав.

Как устанавливается состав преступления по статье 143 УК РФ?

Факт совершения деяния по ст. 143 УК РФ устанавливается, если:

1. Есть доказанная причинная связь между действиями подозреваемого лица и возникновением обстоятельств, которые привели к инциденту.

Факт отсутствия такой связи может устанавливаться, если, например, выяснилось, что инцидент связан с техническим сбоем оборудования, а не с отсутствием инструктажа по его безопасному использованию.

2. Нет оснований полагать, что инцидент, несмотря на исполнение подозреваемым лицом требований по охране труда, всё равно наступил бы.

Так, может оказаться, что ответственный сотрудник полностью обеспечил коллег средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и провел инструктаж по пользованию ими, но коллеги в силу собственной халатности пренебрегли использованием СИЗ, вследствие чего получили травмы.

3. Нет оснований полагать, что инцидент не связан с тем, что подозреваемое лицо нарушило правила безопасности.

Пример: сотруднику на химическом производстве не были выданы СИЗ от опасных веществ, а он получил травму вследствие падения с высоты из-за собственной неосторожности.

4. Нет оснований полагать, что подозреваемое лицо по объективным причинам не смогло выполнить требования по охране труда.

Пример: ответственное лицо договаривается с новым работником о необходимости явки на инструктаж, но тот не приходит туда, а направляется сразу на рабочее место и получает там травму.

5. Нет оснований полагать, что подозреваемое лицо предприняло всё зависящее от него для избежания инцидента.

Пример: начальник отстраняет от работы нетрезвого подчиненного, но тот, не послушавшись приказа, выходит на работу и получает там травму.

Как назначается наказание по статье 143 УК РФ?

И еще один важный момент правоприменительной практики — определение меры наказания виновной стороны по ст. 143 УК РФ.

Данная процедура характеризуется крайне низкой унификацией на всех уровнях судебной системы РФ. Но если рассматривать отдельные прецеденты, то можно обнаружить, что:

1. Самое, вероятно, мягкое наказание из тех, что предусмотрены ст. 143 УК РФ — в виде обязательных работ, — может быть применено к виновному лицу, если оно содействует раскрытию преступления (постановление президиума Тульского областного суда от 29.04.2014 по делу № 44у-70/14).

2. При установлении 2 и более виновных лиц в одном и том же преступлении возможно применение раздельных мер наказания, существенно различающихся по строгости, к каждому из них (приговор Рудничного районного суда города Кемерово от 10.05.2012 по делу № 10-3/2012).

3. Вполне возможно применение — на основании ст. 64 УК РФ — более мягкого наказания в сравнении с прописанным в ст. 143 УК РФ. Например, исходя из характеристик личности подсудимого, степени общественной опасности его деяния (приговор Старооскольского городского суда Белгородской области от 11.07.2014 по делу № 1-199/2014).

Совершенно не исключено обнаружение судом или правоохранительными органами оснований для освобождения обвиняемого лица по ст. 143 УК РФ от наказания.

В каких случаях осуществляется освобождение от наказания?

Как правило, это связано:

1. С инициативой потерпевшего о примирении (в соответствии со ст. 76 УК РФ).

Обстоятельства здесь могут быть самыми разными: дружба между пострадавшим и потерпевшим, наличие у второго выгоды от неосуществления уголовного преследования первого (например, в виде возможности работать у данного работодателя на высокооплачиваемом рабочем месте), прочие личные причины.

2. По причине деятельного раскаяния потерпевшего (на основании ст. 75 УК РФ).

Применение такого основания возможно, если работодатель совершил преступление по ст. 143 УК РФ впервые. При этом ущерб, нанесенный потерпевшей стороне, должен быть компенсирован либо возмещен иным способом, который признан судом достаточным.

3. Иногда — с истечением срока давности правонарушения (в соответствии со ст. 78 УК РФ).

Такие факты могут быть связаны с необходимостью проведения ресурсоемкого расследования (например, требующего от правоохранительных органов длительных поездок на вертолете в отдаленный населенный пункт) по инцидентам с неинформативной доказательной базой.

Судом могут учитываться характеристики личности обвиняемого лица, его социальная роль. Например, если виновное лицо выполняет функции руководителя крупного предприятия, то в целях поддержания стабильности работы фирмы, создающей большое количество рабочих мест в регионе, ее директор (при наличии законных оснований) может быть оправдан.

Итоги

Уголовная ответственность за нарушения норм охраны труда установлена положениями ст. 143 УК РФ. Правоприменительная практика по данной статье неоднозначна. Ключевые задачи правоохранительных органов и судов при ведении дел по ней — это корректная квалификация преступления (с учетом наличия в УК РФ статей по схожим правонарушениям), установление статуса пострадавших и круга подозреваемых исходя из их трудовых обязанностей, определение состава преступления. Суды могут смягчать наказание за нарушения в сфере охраны труда либо оправдывать обвиняемых за помощь следствию и с учетом характеристик личностей подсудимых.

Узнать больше о применении уголовного законодательства в корпоративных правоотношениях вы можете в статьях:

  • ;
  • .

Close