Справка о профессии специалиста по бережливому производству

Многие мировые компании рассматривают концепцию менеджмента бережливого производства как основной принцип работы. Специалисты по бережливому производству в настоящее время считаются редкими, поэтому их востребованность на рынке довольно высока.

Менеджер по бережливому производству, прежде всего, это сотрудник, который запускает процессы внедрения концепции бережливого производства, помогает в этом процессе всем работникам, координирует работу по совершенствованию в рамках всего предприятии или какого-то одного отдела. Этот сотрудник должен отвечать за обучение персонала деталям, инструментам и основам бережливого производства, стимулировать обмен опытом между целыми отделами и разными специалистами, проводить аудит системы управления качеством.

Специалист по бережливому производству должен обладать знаниями в соответствующей сфере и опытом их применения на практике. Данный сотрудник должен уметь довести идеи бережливого производства до линейных менеджеров. Если специалист по бережливому производству не обладает достаточной квалификацией, это может привести к дискредитации всех инициатив по повышению эффективности и «убить» желание устранять любые потери в работниках предприятия.

Должностные обязанности специалиста по бережливому производству

Замечание 1

Конкретный функционал специалиста по бережливому производству часто определяется спецификой работы компании и теми задачами, которые высший менеджмент прикрепляет к данной функции.

Основные обязанности специалиста по бережливому производству:

  • координация работы проектной команды по разработке методологии и внедрению философии бережливого производства;
  • сбор информации для разработки проекта совершенствования процессов;
  • планирование и согласование календарного плана и бюджета проекта по установленной методике;
  • координация проведения мероприятий и встреч, организация взаимодействия проектной команды с подразделениями и клиентами компании в рамках проекта;
  • разработка документации в части проектных решений;
  • подготовка отчетности по результатам реализации проекта;
  • разработка нормативных документов по управлению проектами компании.

В рамках развития эффективной производственной системы бережливое производство не является функцией отдельного сотрудника или отдела. В этом процессе должны принимать участие все сотрудники предприятия: начиная от рядового рабочего до директора. Иными словами, каждый из менеджеров компании должен в той или иной степени стать менеджером по бережливому производству.

Требования к квалификации и образованию специалиста по бережливому производству

Замечание 2

Следует отметить, что в российских высших учебных заведениях преподавание технологии и методики «бережливого производства » пока не так распространено, в западных странах. На сегодняшний день наша страна не может похвастаться специализированными учебными заведения и программами по бережливому производству в силу относительной «молодости» данной области. Вместе рынок образования предлагает большое разнообразие курсов и программ обучения, однако на рынке есть только единицы специалистов-практиков, являющихся носителями знаний и технологии, а также имеющих практический опыт внедрения бережливого производства.

Как правило, специалист по бережливому производству должен иметь высшее техническое образование. Преимуществом для соискателей может стать наличие сертификата об окончании различных тренингов и обучающих курсов в области lean-менеджмента. На данный момент наилучшим вариантов получения необходимых знаний является внутрикорпоративное образование. В крупнейших транснациональных корпорациях заведена практика по передаче данного опыта и знаний своему персоналу. Обучение производится в практических условиях в рамках совместных проектов по внедрению LEAN- технологий с консалтинговыми компаниями. Специалисты, получившие необходимое образование и опыт, могут стать наставниками для своих же коллег.

Мы давно привыкли к мысли о том, что если где-то заболело - придется потратиться на лечение. Поэтому нам кажется, что и бизнес устроен так же: раз мы инвестируем деньги в инфраструктуру, новое оборудование, автоматизацию или диджитилизацию, то обязательно добьемся высокой эффективности и отличных результатов. Это не совсем так.

Что такое lean-философия?

Бережливое производство, или lean-менеджмент, - инструмент управления, суть которого заключается в том, чтобы вовремя заметить скрытые потери и искоренить их. Это повышает эффективность команды и существенно сокращает издержки. Поэтому освоить принципы традиционного lean будет полезно любой компании.

Родоначальницей lean-принципов, которые мы знаем сегодня, еще в 1950-х стала Toyota. Ее инженер, а потом и руководитель Тайити Оно, выявил семь видов потерь на производстве. А именно:

  • лишняя транспортировка;
  • избыточные запасы;
  • ненужные перемещения;
  • ожидания и простои;
  • перепроизводство;
  • лишние этапы обработки;
  • брак и переделка.

Если проанализировать все процессы своего бизнеса, можно выявить эти потери. Причина может быть в сотрудниках, оборудовании, распределении материалов и использовании площадей.

В 2000-х годах волна бережливого производства, которая к тому времени давно накрыла Европу и США, наконец докатилась и до России, - считается, что философию lean привез к нам Олег Дерипаска. Позже, увидев его успех, Росатом, Сбербанк и руководители других крупных компаний тоже присмотрелись к этой концепции. Волна пошла дальше, и теперь бережливое производство внедряют все, кто понимает его пользу и кому это по силам.

Важно понимать, что lean - вовсе не философия крупных корпораций и гигантов рынка. Любая небольшая компания или стартап могут провести анализ и улучшить свою эффективность.

Как внедрить lean в своей компании?

Главный вопрос, который вы должны задавать себе каждый день, глядя на тот или иной процесс в компании: «Добавляет ли это ценности моему продукту?». Если действие совершается только потому, что «мы так привыкли», думайте, как его исключить. Эта тактика - ключевой принцип lean-менеджмента.

Если вы решили уменьшить свои издержки и одновременно повысить качество, то есть постепенно внедрять принципы lean, вот инструкция для начала.

  • Объясните сотрудникам, что такое семь видов потерь: как руководителям, так и их подчиненным. Неважно, чем вы занимаетесь - создаете , строите дома, производите мебель, готовите еду или оказываете услуги. Везде есть то ценное, за что покупатели платят. Все остальное - потери.
  • Выделите команде один день в неделю - «банный день» - на усовершенствование работы конкретного участка. Вам понадобится четыре часа в неделю, то есть всего 10% рабочего времени.
  • Выберете отдел, участок или процесс, который считаете самым проблемным.
  • Попросите всех руководителей понаблюдать за этим процессом и отметить самые заметные потери. Потратьте на это первые два часа.
  • Сделайте перерыв и обсудите ваши наблюдения. Самое яркое и очевидное поставьте наверх списка.
  • В оставшиеся два часа обсудите вопросы: 1) в чем причина потерь (ничего в этом мире не бывает просто так); 2) каким может быть решение; 3) что изменится после внедрения этого решения.
  • Если ответов нет - оставьте эти вопросы на следующий «банный день»: наблюдайте, ищите ответы, внедряйте и проверяйте решения; переходите к следующему рабочему центру.

Важно: не пытайтесь вовлечь в «бережливое производство всех и мотивируйте людей через их личный интерес.

Шаги, которые помогут укрепить идеи lean

  • Изменив какую-либо рабочую практику, стандартизируйте ее и продолжайте обучать других сотрудников.
  • Анализируйте, как маленькие трансформации могут привести к улучшению общих показателей эффективности, и держите фокус на проблеме.
  • Найдите толкового коуча для правки ваших действий, если почувствуете, что сами не справляетесь.

И главное: не забывайте четыре часа в неделю посвящать внедрению lean.

Как lean выглядит на практике?

Чтобы дать большее представление о том, как работает lean-менеджмент на деле, приведу несколько из практики.


Кейс первый

К нам обратилось руководство крупного аэропорта. Они приобрели новые мощные машины для обслуживания перрона, но несмотря на преимущество новой техники общая скорость работ и производительность оказались ниже ожиданий.

Что показали наблюдения?

«Брак» в работе водителей: выяснилось, что одна часть возможностей автоматики новых машин использовалась неправильно, а другая вовсе не была задействована.

Причина?

Водители элементарно не смогли до конца разобраться, как работать с новой автоматикой.

Почему?

Обучение персонала и контроль операционной эффективности в компании были выстроены плохо. Пройдя инструктаж и сдав экзамен, водители быстро забыли важные элементы управления. Мониторинг эффективности не проводился, и поэтому проблема была обнаружена поздно.

Решение

Сначала мы «остановили» проблему: заново обучили персонал работе с автоматикой. Затем перешли к исключению проблем: усовершенствовали мониторинг операционной эффективности и перестроили стандартные методики обучения. В итоге скорость и качество операций возросли, а на некоторых участках даже обнаружился простой, который означал избыток техники.

Кейс второй

Крупный промышленный холдинг закупил новые производственные линии для увеличения эффективности на участке упаковки. Это должно было улучшить выполнимость заказов и увеличить выручку. Специалисты прогнозировали рост выручки на 110%, но по факту получили только 50%.

Что показали наблюдения?

Выяснилось, что операторы тратят время на поиск и ожидание вспомогательных материалов: им не хватает тары, они не успевают за машиной, ошибаются и начинают ее тормозить. Получается, что машины - новые, а скорости - старые.

Причина?

Несмотря на новое оборудование организация рабочих мест и процессов остается старая - нерациональная.

Почему?

Руководство вовремя не позаботилось об этом. Предполагалось, что машины новые, а значит, мощности производства точно должны вырасти. О том, что за машинами стоят люди, никто не подумал.

Решение

В ходе работ мы выявили шесть видов потерь из семи.

  • Сперва рассчитали время выполнения операций для каждого работника «без потерь» и «с потерями» (поняли цену потерь).
  • После этого изменили состав операций между работниками линии. Убрали у одних перепроизводство, у других простой, уменьшили объемы незавершенного производства.
  • Изменили схему расстановки пустой тары, паллет с готовой продукцией, расположения вспомогательных материалов на участке. Исключили все «перекрестные» перемещения, выстроив поток в одном направлении.
  • Рассчитали и уменьшили объемы вспомогательных материалов на участке. С помощью технической службы научили операторов элементам автономного обслуживания линий, уменьшив простои в ожидании наладчика по простым вопросам.
  • Высвободили время инженерно-технической службы для плановых и профилактических работ. Все измененные операции стандартизировали.
  • Визуализировали стандарты, чтобы любой новый работник мог легко и быстро разобраться «как правильно» и как «не правильно» выполнять операцию.

В итоге возникли избыточные мощности. Встал вопрос: а нужны ли были инвестиции в таком размере?

Что мы поняли?

  • Неэффективные операции нивелируют эффект инвестиций, а эффективные операции уменьшают оценку необходимых инвестиций - например, в новое оборудование.
  • Сначала ищите резервы внутреннего роста и только потом оценивайте инвестиции.
  • Когда вы сталкиваетесь с проблемой, идите туда, где она зафиксирована. Наблюдайте за рабочим процессом: собирайте факты, говорите с людьми, ищите потери и логически двигайтесь по «цепочке» причин.

Какие выводы можно сделать?

Первый - не торопитесь с инвестициями, пока твердо не убедитесь, что достигли потолка за счет роста эффективности организации труда и устранения потерь. По крайней мере, вы будете иметь верную точку отсчета для оценки инвестиций.

Второй - когда вы вводите новый процесс или оптимизируете существующий, обращайте внимание на то, как новые правила стандартизируются, чтобы сохранить устойчивость позитивного эффекта во времени.

Третий - через практику lean, то есть рационализации и оптимизации, вы увидите лучших среди своих коллег: поднимайте их в должностях и не бойтесь отодвигать худших.

Четвертый - думайте, как частные эффекты могут улучшить общую эффективность.

Пятый - начните с малого: уделяя всего четыре часа в неделю практике lean и ориентируясь на семь видов потерь, вы получите колоссальный резерв внутреннего роста эффективности без каких-либо капитальных вложений.

Основные принципы бережливого производства

Традиционно, к основным принципам бережливого производства относят:

  • Выявление потоков создания ценности для конкретного продукта;
  • Снабжение бесперебойного потока изготовления ценности продукта;
  • Предоставление потребителю доступа к продуктам.
  • Стремление к усовершенствованию.
  • Помимо данных принципов, выделяют и следующие:
  • Получение превосходного качества;
  • Гибкость;
  • Установление длительных отношений с потребителями. Это достигается при помощи разделения рисков, затрат, а также информации.

Замечание 1

Основной бережливого производства является работа по устранению потерь. Потери включают в себя определенное действие, которое направлено на потребление ресурсов. Важно отметить, что потери не создают ни какой ценности для потребителя.

Главными задачами бережливого производства являются:

  • Снижение затрат, к которым относятся и трудовые;
  • Уменьшение сроков создания продукции;
  • Уменьшение производственных и складских площадей;
  • Обеспечение поставки продукции заказчику;
  • Наибольшее качество при конкретной стоимости или наивысшая цена при конкретном качестве.

Инструкция специалиста по бережливому производству

Инструкция специалиста по бережливому производству включает в себя следующие основные положения:

  • Разработка и исполнение планов по введение системы бережливого производства на предприятии. Важно отметить, что начинать необходимо с нуля. Необходимо контролировать работу на каждом этапе работы. Основное требование для исполнения данной работы является проявление лидерских качеств. Мало верить, что включение бережливого производства на конкретном предприятии включает в себя огромный потенциал эффективности, нужно уметь убедить в этом каждого сотрудника, донести свои идеи до каждого, отстоять свою точку зрения, мотивировать работников;
  • Введение инструментов бережливого производства в производственной области;
  • Организация включения и обучения работников, нахождение обучающих программ и проведение обучения всех работников по инструментам бережливого производства. Помимо этого, сюда относится обучение теории и практики, мотивирование обмена опытом между каждыми сотрудниками и различными отделами. Все это порождает необходимость определенных знаний в сфере производственной педагогики;
  • Контроль над проектными рабочими группами в проектах по увеличению эффективности производства. В данной сфере специалисту необходимо обладать знаниями, которыми обладает менеджер проектов. Руководитель проекта занимается обеспечением того, чтобы каждый сотрудник проектной группы в своей работе работал согласно разработанной схеме действий;
  • Проведение консультаций для руководителей организаций, структурных подразделений, а также среди работников, которые занимаются исполнением проектов в своих подразделениях или применяющих Lean-инструменты. Знания, которые нужны для того, чтобы устранить ошибки в данной сфере, важны для эффективного решения различных проблем, а также отрицательных последствий;
  • Построение процессов, направленных на постоянные улучшения в производственной организации, нахождение наилучших практик в сфере внедрения различных проектов. Для этого основным является коммуникативность, поскольку тому, кто является ответственным за включение бережливого производства приходится довольно часто общаться;
  • Знания и навыки способов нахождения и отбора новых идей. Основные требования в данной сфере нужны для проведения обсуждений, в которых специалиста без применения способов модерации не смогут достичь определенных задач.

Большое число мировых компаний рассматривают в качестве основного принципа работы концепцию бережливого производства, при этом профессия специалиста по бережливому производству на сегодняшний день считается редкой и высоко востребованной на рынке.

Специалист бережливого производства является сотрудником, запускающим процесс внедрения концепций бережливого производства, помогая в этих процессах всем сотрудникам и координируя работу в сфере совершенствования всей компании или ее отдельного подразделения.

Должностная инструкция по бережливому производству требует от сотрудника отвечать за вопросы обучения работников деталям, инструментам и основе бережливого производства, стимулируя обмен опытом целых отделов и различных специалистов. По должностной инструкции по бережливому производству такие сотрудники проводят аудит всей системы управления качеством.

Должностная инструкция по бережливому производству

Специалист бережливого производства работает в соответствии с должностной инструкцией по бережливому производству. Он должен иметь знания в соответствующих областях и опыт применения их в практической деятельности.

Должностная инструкция по бережливому производству гласит, что данный сотрудник должен доводить идеи бережливого производства до всех линейных менеджеров. В случае если специалисты бережливого производства не обладают необходимой квалификацией, может наступить дискредитация всех инициатив в сфере роста эффективности.

Должностная инструкция по бережливому производству состоит из должностных обязанностей специалистов бережливого производства, которые чаще всего определяются спецификой работы предприятия и соответствующими задачами, прикрепленными высшим менеджментом к этой функции.

Должностные обязанности специалиста по бережливому производству

В число основных обязанностей специалиста по бережливому производству включены следующие действия:

  1. Координировать работу проектной команды в процессе разработки методологии и внедрения философии бережливого производства;
  2. Собирать информацию для разработки проекта совершенствования процесса;
  3. Осуществлять планирование и согласование календарных планов и бюджетов проекта в соответствии с установленной методикой;
  4. Координировать проведение мероприятий и встреч, организовывать взаимодействие проектной команды и подразделений с клиентами предприятия в рамках проекта;
  5. Разрабатывать документацию по проектным решениям;
  6. Подготовить отчетность по результатам реализации проектов;
  7. Разрабатывать нормативные документы в сфере управления проектами предприятия.

В процессе развития эффективной производственной системы бережливое производство не может быть функцией определенного работника или подразделения. Участие в данном процессе должны принимать все сотрудники компании, начиная от рядовых рабочих до директора. Каждый менеджер организации должен в определенной мере становиться менеджером бережливого производства.

На сегодняшний день в российских высших учебных заведениях изучение технологии и методик «бережливого производства» пока не нашло широкого распространения. Наша страна на современном этапе не имеет специализированных учебных заведений или программ по бережливому производству по причине относительной «молодости».

На данный момент оптимальным вариантом получения знаний в области бережливого производства может стать внутрикорпоративное образование. Крупнейшие транснациональные корпорации стали вводить в практику передачу данного опыта и знаний своим работникам. Обучение в этой сфере ведется в практических условиях на базе совместных проектов внедрения LEAN технологий с консалтинговыми компаниями. Специалисты, получающие необходимое образование и опыт, могут становиться наставниками для своих коллег.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Должностная инструкция по бережливому производству:

1.) В нашей стране появилась недавно, после того, как ее стали использовать зарубежные страны,

2.) Характерна только для зарубежных стран, в России не применяется,

Надеюсь, мой личный опыт будет вам полезен.

История случилась около года тому назад. Ввиду структурных изменений в корпорации и непрерывно повышающейся энтропии во всех сферах и процессах, я решил сменить работу. За плечами накопился некий опыт работы в сфере обеспечения качества, производственном отделе и отделе совершенствования процессов (Lean Six Sigma и все, что с этим связано). В принципе достаточно, чтобы найти желаемую должность в любом из этих направлений.

Мне сразу приглянулась вакансия лин-менеджера на заводе, производящем комплектующие для авто. Сектор перспективный, возможность карьерного роста просматривается, завод наращивает производственные мощности… Не работа, а удовольствие.

Собеседование с директором оставило хорошее впечатление, после чего я действительно настроился принять предложение этой компании. Оставалась одна формальная деталь – еще одно собеседование. В матричной структуре у каждого сотрудника есть 2 начальника: непосредственный руководитель (директор завода) и функциональный – лин-менеджер из штаб-квартиры. Вот с ним-то и предстояло пройти второе собеседование.

На втором собеседовании меня спросили, в чем заключается основная роль лин-менеджера?

Когда вам задают столь спорные вопросы при приеме на работу, которую вы готовы принять, которую вы уже хотите, отвечать страшно. А что, если наши мнения или взгляды не совпадут? А что, если я неправильно отвечу? Работу-то я хочу, а правильного ответа нет.

Существуют уловки и приемы, помогающие “сгладить шероховатости” при ответе на подобные вопросы. Я не люблю, когда в разговоре со мной их применяют. И не люблю увиливать от ответа сам, а потому вначале сообщил, что ответ зависит от текущих и долгосрочных целей организации. После такого вступительного слова я открыто поделился своим видением задач, которые решает менеджер по бережливому производству.

Если дать человеку рыбу – он будет сыт один день. А если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь. Можно решить проблему или внедрить проект на отдельном участке, и рабочие этого участка будут какое-то время работать с повышенной эффективностью. Можно научить рабочих решать проблемы или внедрять проекты, и они будут повышать эффективность всю жизнь.

Лин-менеджер может расклеивать напольную разметку, наводить порядок, сокращать время переналадки и разбираться в причинах низкого качества продукции. Этих задач хватит, чтобы трудоустроить одного человека. Лин-менеджер может сделать так, чтобы каждый сотрудник организации внедрял систему 5S на своем участке, сокращал время переналадки в своем процессе и разбирался в причинах низкого качества продукции. И этого хватит, чтобы продолжать трудоустраивать и нанимать новых сотрудников организации.

Уже после интервью я узнал, что мой оппонент придерживался другого мнения. Из письма-отказа следовало, что менеджер по бережливому производству должен фокусироваться только на процессах и внедрении изменений. Сроки, числа, рутина, выполнение...

Я действительно считаю, что следует фокусироваться на людях, и готов отстаивать свою точку зрения, но, поверьте, получить отказ с таким пояснением было обидно. Хотелку отобрали, невеждой обозвали… осадок остался надолго, но сейчас я понимаю, что это был, вероятно, лучший урок в моей жизни.

Что я ответил на этот вопрос на следующем собеседовании? О, нет. Я больше не дожидался этого вопроса – я задал его сам. Это позволяет мне понять, подходит ли мне предлагаемая работа? Соответствует ли моим ожиданиям?

Мой совет лин-менеджерам: не бойтесь спорных и неоднозначных вопросов на собеседованиях. Ваши ответы лучше собеседуют потенциального работодателя, чем вас. Вы можете не получить желаемую работу, зато сможете избежать нежелаемой – работы, которая не даст вам реализовать себя.


PS: не согласны с тем, что основная роль лин-менеджера в развитии людей? Что ж, дело хозяйское. Я и не утверждаю, что прав на 100%, но ничего более эффективного не вижу.

PPS: а какие у вас были интересные собеседования?


Close