Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС) (далее в тексте “пошлина” и “ТП”).

Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности . Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.

Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными платежами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).

На территории Таможенного союза ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (со вставками ввозных пошлин). Согласно этим документам, объектом обложения пошлиной являются товары, которые перемещаются через таможенную границу. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед., шт., кг., литры, объем и т.д.).

Мы подберем код ТН ВЭД на Ваш товар и сообщим таможенные платежи и пошлины

Как мы уже сообщали, пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:

  • Таможенные сборы или сбор за таможенное оформление.
    Рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается! Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей. "Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).
    Начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
  • Акцизы.
    Начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.

Виды таможенных пошлин

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 года) “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины . Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.

Виды таможенных ставок

Единый Таможенный Тариф позволяет применять к одним и тем же товарам разные виды таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Зная виды таможенных ставок, можно произвести расчет ставки таможенной пошлины.

Адвалорная ставка не имеет фиксированной суммы и представляет процент от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы). Например, при ввозе партии вешалок для одежды оплате на таможне подлежит сумма равная 9% от таможенной стоимости партии.

Формула расчета пошлины по адвалорной ставке:



Сп – сумма пошлины
Стов – таможенная стоимость ввозимого/вывозимого товара
Ст(П) – ставка ввозной/вывозной пошлины в процентах

Специфическая ставка имеет фиксированную сумму, которая накладывается на каждую отдельную единицу товара (масса, кол-во, объем и т.д.). Например, при ввозе партии кроссовок будет начислена пошлина в размере 0,47 евро за пару.

Формула расчета пошлины по специфической ставке:


Сп – сумма пошлины
Ст(Е) – ставка ввозной/вывозной пошлины в долларах или евро за единицу товара
Ктов – количество ввозимого/вывозимого товара в определенных единицах измерения

Комбинированная ставка представляет собой комбинацию из адвалорной и специфической ставок. ЕТТ ТС предусматривает два способа подсчета пошлины: либо исходя из количественных характеристик или массы товара (специфическая ставка), либо исходя из его стоимости (адвалорная ставка). Оплате на таможне подлежит наибольшая из полученных сумм. Например, ввозится партия свежих экзотических фруктов: бананов (код ТНВЭД 0803901000), лимонов (код ТН ВЭД 0805501000) или помело (код ТН ВЭД 0805400000). По отношению к данной товарной позиции применяется комбинированная ставка, которая гласит, что ТП должна составить 4% от таможенной стоимости партии (адвалорная ставка), но она должна быть меньше суммы, если бы расчеты проводились по формуле 0,015 евро/кг (специфическая ставка).

Размер пошлины на импортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза “О едином таможенно-тарифном регулировании” от 27 ноября 2009 года. Размер пошлины на экспортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года №754.

Плательщиками таможенных пошлин , налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате ТП и налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Мы рассчитаем Вам таможенные платежи и пошлины

Льготы по уплате таможенных пошлин

Льготы по уплате ТП распространяются на товары, произведенные в странах, с которыми у Российской Федерации действует международный договор о предоставлении взаимных преференций в области внешней торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган Сертификат о происхождении товара (Общей формы , Form A , СТ-1 или СТ-2).

Льготы по уплате ТП бывают следующих видов:

  • Тарифные преференции;
  • Тарифные льготы;
  • Льготы по уплате налогов;
  • Льготы по уплате таможенных сборов.

Перечень льгот, действующих на территории РФ, представлен в Приказе ФТС России от 26 мая 2010 года №1022 (ред. От 20 декабря 2012 года).

Таможенное оформление товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году

Особенности таможенного оформления при ввозе товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году участниками ВЭД:

Физическим лицом: от уплаты таможенных пошлин освобождаются грузы и товары перевозимых для личного пользования, при условии что:

  • Их вес не превышает 50 кг, а общая стоимость не превышает 10000 евро (для воздушного транспорта - сопровождаемым багажом);
  • Их вес не превышает 25 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (исключая воздушный транспорт - сопроводаемым багажом);
  • Их вес не превышает 31 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (для почтовых отправлений и товаров доставляемых перевозчиком - несопровождаемым багажом).

При превышении любого из данных показателей гражданин должен оплатить таможенные платежи из расчета 30% от суммы превышающей допустимую стоимость, либо 4 евро за каждый килограмм перевеса.

Также гражданин вправе провозить через таможенную границу без уплаты пошлин:

  • До 50 сигар, или 200 сигарет, или 250 г табака;
  • До 3 литров алкогольной продукции.

Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: грузы и товары без уплаты таможенных пошлин и налогов могут ввозиться стоимостью не превышающей 200 евро. Но при этом таможенная декларация подается таможенному органу в любом случае.

Уплата таможенных пошлин

Срок оплаты таможенных пошлин начинается с момента регистрации таможенной декларации до выпуска товаров под заявленной таможенной процедурой . Иными словами все таможенные платежи должны быть внесены в срок до того момента, когда таможня завершит таможенное оформление груза. Однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 10 дней (например, когда инспектору и декларанту необходимо провести корректировку таможенной стоимости товара).

Порядок оплаты таможенной пошлины

Согласно ст. 61 ТК ЕАЭС, платежи уплачиваются в том таможенном органе, где происходит процедура выпуска товара (за исключением случаев, когда товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита). Способы уплаты таможенных пошлин : оплата может вноситься в кассу таможенного органа (срок зачисления на счет – от одного до нескольких дней), или перечисляться электронным способом с помощью платежной системы “Раунд” или таможенной карты (срок зачисления на счет – до нескольких часов). Платежи выплачиваются в валюте государства, в котором производится таможенное оформление товара по курсу, зафиксированному на день подачи декларации. Оплата, как правило, производится двумя платежными поручениями: первое платежное направляется на оплату пошлины, второе – НДС, акциза (при необходимости) и таможенного сбора. Правила заполнения платежного поручения определены в Приказе Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года №107н “Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации”.

Услуги и помощь в расчете стоимости таможенных пошлин

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги и оформлению товаров, подбору кодов ТНВЭД, производит расчет необходимых к уплате на таможне: таможенных платежей, пошлин, налогов (НДС), сборов и акцизов. И при этом стоимость и сроки оформления в нашей компании – минимальны, а консультации бесплатны!

Подберем код ТН ВЭД и сообщим таможенные платежи!

Мы уверены, что станем Вам надежным партнером на таможне!

Когда таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены?

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ обязанность по возникает с момента пересечения таможенной границы и прекращается в связи с их уплатой в полном объеме (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 319 ТК РФ). Конкретные сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. 329 ТК РФ. В общем случае при ввозе товаров на таможенную территорию РФ крайний срок уплаты таможенных пошлин, налогов - день . Таможенная декларация в соответствии с п. 1 ст. 129 ТК РФ должна быть представлена не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением отдельных случаев. Причем срок подачи декларации может быть продлен, если декларант не успевает собрать необходимые документы и сведения.

В случае предварительного декларирования ввозимых товаров таможенные пошлины, налоги подлежат уплате не позднее дня выпуска таких товаров. Из ст. 152 ТК РФ следует, что выпуск товаров при применении предварительного декларирования осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня предъявления каждой товарной партии товаров таможенному органу. С этим согласны и судьи (см., например, Постановления ФАС ПО от 20.05.2008 N А12-12956/2007, ФАС ВВО от 13.07.2005 N А82-14488/2004-31).

Предварительная неполная периодическая таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита в том случае, если поставка товаров будет производиться несколькими товарными партиями. Учтите, предварительное декларирование может применяться при соблюдении следующих условий, перечисленных в п. 16 Порядка применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления:

Имеются в наличии копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, оформленных на первую товарную партию. Копии транспортных (перевозочных) документов, которые оформляются на вторую и последующие товарные партии, представлять необязательно, поскольку сведения из них могут не указываться в предварительной таможенной декларации;

Таможенные пошлины и налоги уплачены в сроки, определенные ст. 329 ТК РФ;

После ввоза и (или) завершения процедуры внутреннего таможенного транзита товары будут предъявлены тому таможенному органу, который принял таможенную декларацию на эти товары.

Учтите, если товары в течение 15 дней со дня принятия предварительной неполной периодической таможенной декларации не предъявлены в таможенный орган, указанная декларация считается неподанной (п. 4 ст. 130 ТК РФ). Декларирование этих товаров следует производить в общеустановленном порядке.

Торговой организации в связи с регулярным перемещением через таможенную границу товаров может быть разрешена подача одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени (речь идет о периодической таможенной декларации). В этом случае таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Добавим, до внесения в Таможенный кодекс изменений Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2009, был установлен единый срок уплаты таможенных пошлин, налогов - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производилось не в месте их прибытия.

В каких случаях таможенные пошлины, налоги платить не надо?

В ряде случаев, которые перечислены в п. 2 ст. 319 ТК РФ, таможенные пошлины, налоги уплачивать не надо. Так, не нужно производить указанные платежи, если в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов (в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми оно предоставлено).

Не надо уплачивать таможенные пошлины, налоги и в случае, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб. Это относится и к иностранным товарам, которые оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения до их выпуска для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом.

Каков порядок исчисления таможенных пошлин, налогов?

Согласно ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно, за исключением отдельных случаев (п. 1 ст. 324 ТК РФ). Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, согласно п. 1 ст. 320 ТК РФ является декларант. В то же время для совершения таможенных операций декларант вправе нанять посредника - таможенного брокера (представителя), который будет действовать от имени и по поручению декларанта. Тогда именно таможенный брокер должен будет уплатить таможенные пошлины, налоги (п. 2 ст. 144 ТК РФ). Однако это не означает, что декларант сможет избежать ответственности за неуплату таможенных пошлин, налогов. Правда, в такой ситуации таможенный брокер несет солидарную с декларантом ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов, причем в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей. До внесения в Таможенный кодекс изменений Федеральным законом N 207-ФЗ п. 1 ст. 320 ТК РФ было предусмотрено: если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ, в том числе и в случаях неправильного , возникшего в результате недостоверного декларирования (Постановление ФАС ВВО от 17.02.2010 N А11-4187/2009). Таможенный брокер (представитель) нес такую же ответственность, как декларант (п. 2 ст. 144 ТК РФ). В связи с этим именно таможенному брокеру выставлялось требование об уплате таможенных платежей в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки.

С 01.10.2009 при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об уплате таможенных платежей выставляются и декларанту, и таможенному брокеру с указанием на это в данных требованиях (новый п. 4.1 ст. 348 ТК РФ).

Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Налоговая база по НДС определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ и таможенным законодательством РФ (п. 1 ст. 153 НК РФ). Пунктом 1 ст. 160 НК РФ определено, что в общем случае при ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база по НДС определяется как сумма:

Таможенной стоимости этих товаров;

Подлежащих уплате таможенных пошлин;

Подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

В рамках данной статьи мы не будем рассматривать порядок определения налоговой базы по акцизам при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ (установлен ст. 191 НК РФ).

Таким образом, размер таможенных пошлин и таможенного НДС зависит в первую очередь от таможенной стоимости импортируемых товаров. Таможенная стоимость этих товаров определяется одним из методов, описанных в разд. IV Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. При этом на основании п. 2 ст. 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. В связи с этим в силу требований п. 4 ст. 131 ТК РФ декларант обязан вместе с таможенной декларацией представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, приведен в Приложении к Приказу ФТС России от 25.04.2007 N 536. Если у декларанта возникнут трудности с представлением соответствующих документов одновременно с таможенной декларацией, он вправе обратиться за письменным разрешением на представление этих документов в срок, необходимый для их получения. Этот срок не может превышать 45 дней после принятия таможенной декларации, если только иной срок не установлен Таможенным кодексом. При этом декларант должен представить в таможенный орган в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок (приведено в Приложении к Приказу ФТС России от 05.09.2006 N 842).

Учтите, непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, - административно наказуемое деяние. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 2000 до 5000 руб., юридические - от 50 000 до 100 000 руб. (п. 3 ст. 16.12 КоАП РФ).

Выбираем метод определения таможенной стоимости

Как указано в п. 1 ст. 12 Закона РФ N 5003-1, определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой. В Законе РФ N 5003-1 предложено шесть методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ:

1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) по стоимости сделки с однородными товарами;

4) вычитания;

5) сложения;

6) резервный.

Если есть такая возможность, применяется первый метод - по стоимости сделки с ввозимыми товарами (это первооснова). В противном случае переходят к следующему методу (методы применяются последовательно, за исключением метода вычитания и метода сложения, очередность применения которых оставлена на откуп декларанту), каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего. Подчеркнем: методы применяются последовательно, за исключением методов вычитания и сложения, которые на усмотрение декларанта могут применяться в любой последовательности. Таможенный орган при самостоятельном определении таможенной стоимости такой свободой не обладает и должен применять все методы без исключения в последовательном порядке. Исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в случае выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ (п. 2 ст. 324 ТК РФ).

В случае применения основного метода - по стоимости сделки с ввозимыми товарами - таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и увеличенная на дополнительные начисления, обозначенные в ст. 19.1 Закона РФ N 5003-1. Под ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, подразумевается общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом не включаются в таможенную стоимость товаров следующие расходы, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:

Расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

Расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ;

Пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.

Обратите внимание: заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров недостоверных сведений о них, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, чревато административным наказанием. В отношении должностных лиц может быть применен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. Юридические лица рискуют быть оштрафованными в размере от одной второй до удвоенной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, либо у них конфискуют предметы административного правонарушения. Данная ответственность установлена п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Подчеркнем, к сведениям, недостоверное заявление которых образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения, относятся качественные характеристики товара. Так, за указание в таможенной декларации недостоверных сведений о курсе иностранной валюты, что повлекло указание в ГТД недостоверных сведений о стоимости товара, организация не может быть привлечена к ответственности по п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, что подтверждает и сложившаяся арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС ЦО от 29.12.2009 N А08-5428/2009-17).

Производим расчет

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ (п. 3 ст. 324 ТК РФ). В случае необходимости для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, производится пересчет иностранной валюты. Для этого в соответствии со ст. 326 ТК РФ используется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Что касается ставок, используются те, которые действовали на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением отдельных случаев. Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ N 5003-1 ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Торговая организация при ввозе товаров должна ориентироваться на ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом РФ и Налоговым кодексом. Например, при ввозе на таможенную территорию РФ томатов свежих в период с 1 по 14 мая размер таможенной пошлины определяется исходя из ставки в размере 15% от таможенной стоимости томатов, но не менее 0,08 евро за 1 кг томатов.

Допускается по желанию декларанта товары различных наименований, содержащиеся в одной товарной партии, декларировать с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что данному классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня (п. 1 ст. 128 ТК РФ). В этом случае в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие данному классификационному коду (абз. 2 п. 2 ст. 325 ТК РФ).

Для определения величины таможенной пошлины и суммы НДС можно использовать следующие формулы:

Таможенная пошлина = Таможенная стоимость товаров х Курс ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации (если таможенную стоимость необходимо пересчитать в рубли) х Ставка ввозной таможенной пошлины

НДС = (Таможенная стоимость товаров x Курс ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации + Таможенная пошлина + Сумма акциза (по подакцизным товарам)) х Ставка налога

Учтите, в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Таможенным тарифом РФ, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона РФ N 5003-1.

О таможенных сборах

В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся:

Таможенные сборы за таможенное оформление;

Таможенные сборы за таможенное сопровождение;

Таможенные сборы за хранение.

Таможенные сборы за таможенное оформление

Эти таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации (пп. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК РФ). За уплату таможенных сборов за таможенное оформление отвечают те же самые лица, которые ответственны за уплату таможенных пошлин, налогов. Данные таможенные сборы должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ).

Для исчисления таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (п. 1 ст. 357.4 ТК РФ). Размер ставок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 (п. 1) и зависит от таможенной стоимости товаров. Например, если таможенная стоимость товаров составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1200 тыс. руб. включительно, таможенный сбор за таможенное оформление товаров составляет 2000 руб. (если таможенная стоимость определена в иностранной валюте, ее пересчет производится по курсу иностранной валюты к рублю, установленному ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей на день принятия таможенной декларации таможенным органом). Максимальный размер таможенного сбора за таможенное оформление - 100 000 руб.

Отметим дополнительно еще два момента. Во-первых, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.

Во-вторых, при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 Постановления Правительства РФ N 863, при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.

Перечень товаров, в отношении которых таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются, приведен в п. 1 ст. 357.9 ТК РФ. В него среди прочего попали товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение

Данный вид таможенных сборов взимается при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита. Соответственно, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное сопровождение возникает у лиц, получивших разрешение на внутренний или международный таможенный транзит.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия транзитной декларации таможенным органом, и подлежат уплате до начала фактического осуществления таможенного сопровождения (п. 2 ст. 357.4, п. 2 ст. 357.6 ТК РФ). Случаи освобождения от уплаты указанных таможенных сборов на сегодняшний день не установлены. В принципе это может сделать Правительство РФ в соответствии с п. 3 ст. 357.9 ТК РФ.

Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение установлены п. 2 ст. 357.10 ТК РФ. За осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

До 50 км придется уплатить 2000 руб.;

От 51 до 100 км - 3000 руб.;

От 101 до 200 км - 4000 руб.;

Свыше 200 км - 1000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6000 руб.

Таможенный сбор за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна составляет 20 000 руб. независимо от расстояния перемещения.

Таможенные сборы за хранение

Этот таможенный сбор уплачивается в случае хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа. Ответственными за уплату таможенных сборов за хранение выступают лица, поместившие товары на склад временного хранения либо таможенный склад таможенного органа, а при отчуждении товаров, находящихся на таможенном складе таможенного органа, - лица, которые приобретают имущественные права на такие товары.

Для исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на соответствующем складе (п. 3 ст. 357.4 ТК РФ), уплата производится до фактической выдачи товаров с этого склада (п. 3 ст. 357.6 ТК РФ). Таможенные сборы за хранение не взимаются:

При помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа;

В иных случаях, определяемых Правительством РФ. Таковые в настоящее время не установлены.

Таможенные сборы за хранение в соответствии с п. 3 ст. 357.10 ТК РФ уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день - к полному.

– это пошлины, сборы и налоги, которые уплачиваются владельцами товаров, ввозимых на территорию России. Платежи уплачиваются на счета таможенных органов, на которые прибывают грузы для таможенного оформления.

Виды платежей

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза подразумевает уплату субъектами внешнеэкономической деятельности следующих платежей:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  • акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  • таможенные сборы.

Таможенная пошлина выступает обязательным платежом, который взимается. Она бывает ввозной или вывозной. Ввозная уплачивается при импорте товара, а вывозная – при экспорте. Размеры пошлины могут отличаться в зависимости от вида перемещаемого груза. Они предусматриваются единым тарифом, который действует в Евразийском экономическом союзе. Таможенные пошлины являются обязательными для уплаты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для физических лиц пошлина не взимается, если проводится перевозка товаров личного пользования. Это касается только груза в разумных количествах, не позволяющих назвать подобную поставку коммерческой.

НДС или налог на добавленную стоимость является разновидностью таможенного платежа, которая уплачивается при таможенном оформлении товара на территорию страны. Его размер, в зависимости от категории товара, составляет 10% или 18%. Также имеется преференция на отдельные группы товаров, когда НДС не взимается.

Акциз является разновидностью налогов, который взимается только за определенные группы товаров. К ним в первую очередь относятся табачные изделия, а также нефтепродукты, автотранспорт и алкоголь. Размер акциза также определяется в зависимости от того, какой товар ввозится или вывозится.

Таможенный сбор – обязательный платеж, который взимается за предоставление услуг таможенного контроля и оформления.

Методы расчета таможенных платежей

Таможенные платежи являются собирательным понятием, включающим несколько видов обязательных выплат, которые должны быть перечислены на бюджетный счет за экспорт или импорт товаров. Они рассчитываются в зависимости от вида груза, который транспортируется.

Стоит обратить внимание на тот факт, что все таможенные платежи должны выплачиваться в валюте той страны, в которой проходит оформление. Чтобы провести расчеты, необходимо предварительно определить таможенную стоимость товаров. Она выражается в сумме стоимости груза и затрат на его доставку до границы. Стоимость товара определяется в счетах, выставленных продавцом товара и указанных во внешнеторговом контракте.

Затраты на доставку также должны быть документально подтверждены. Для этого необходимо предоставить документ от перевозчика, обеспечившего транспортировку груза.

Расчет по стоимости сделки с ввозимым товаром

Расчет по стоимости сделки с ввозимым товаром является самым распространенным методом оценки таможенной стоимости. Он подразумевает ведение подсчета, отталкиваясь от суммарной стоимости сделки на момент пересечения границы и декларирования. Помимо самой стоимости товара, затрат на доставку, в расчет берется страхование, а также лицензирование, если оно было проведено. Декларант должен предъявить другие траты, которые были выплачены до момента, когда груз прибыл к границе.

Расчет по стоимости сделки с идентичными товарами

Также распространенным способом является расчет по стоимости сделки с идентичными товарами. Данный метод может применяться только в тех случаях, если в один промежуток времени осуществляется поставка другого груза с аналогичными характеристиками, что позволяет провести аналогию между их затратами.

Методика уместна, когда у декларанта нет возможности предоставить весь перечень необходимых документов. При этом обязанность проведения аналогии с идентичной сделкой ложиться на декларанта. В том случае если в приведенном примере отличается объем груза или некоторые характеристики, то проводится корректировка с применением математической пропорции. В том случае, если имеется несколько аналогичных примеров стоимости сделки на ввозимый товар, то за основу расчета берется самая низкая из них.

Метод по стоимости сделки с однородными товарами

Определение таможенной стоимости по аналогии со сделкой с однородными товарами схоже с предыдущим методом. Отличительная черта данного способа состоит в том, что аналогия проводится с однородными товарами, которые не являются полностью идентичными. Главное, чтобы они имели схожие характеристики и были укомплектованы подобным образом. Важно, чтобы однородные товары были коммерчески заменяемыми друг с другом.

Метод на основе вычитания стоимости

Расчет на основе вычитания стоимости подразумевает взятие за базу той суммы, по которой аналогичные или идентичные товары были реализованы на территории России. При этом от суммы нужно отнять некоторые затраты, такие как расходы на транспортировку и таможенные пошлины.

Метод на основе сложения стоимости

Определение таможенной стоимости путем сложения является тоже довольно распространенным, хотя и не таким популярным, как предыдущие способы. Он подразумевает, что расчетная стоимость груза определяется в результате сложения расходов на страхование, транспортировку, погрузку и выгрузку, а также суммы прибыли.

Расчет по резервному методу

Расчет по резервному методу, в основном, подразумевает сравнение с аналогично ввозимыми товарами другими участниками ВЭД. В случае если данный метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

Ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза

При исчислении таможенных пошлин применяются ставки пошлин следующих видов

  • адвалорные;
  • специфические;
  • комбинированные.

Адвалорный предусматривает фиксированную процентную ставку от общей стоимости затрат на товар до пересечения границы ТС, Размер ставки для каждого вида товаров отличается. Специфический тариф подразумевает определенную сумму, которая уплачивается за единицу товара. Она может рассчитываться на каждую штуку, литр, килограмм, и так далее. Комбинированная ставка подразумевает применение обеих методов исчисления. Во внимание берется тот тариф, сумма которого окажется.больше

Уклонение от таможенных платежей и виды льгот

Неуплата таможенных платежей недопустима и наказуема. За это предусматривается наложение штрафов, а также начисляется пеня. В отдельных случаях может применяться административный арест для нарушителей. Наказание за уклонение используется всегда, кроме тех случаев, если согласно определенным льготам таможенные платежи не уплачиваются. Существуют различные предусмотренные законодательством случаи, когда применяется определенные льготы.

Самым распространенным видом льгот являются тарифные преференции. Они подразумевают освобождение от уплаты пошлин в отношении определенных групп товаров, которые прибывают из стран-партнеров. Для этого с ними должна быть заключена сделка о зоне свободной торговли.

Также существуют обычные тарифные льготы, распространяющиеся на группу товаров из тех стран, которые заключили взаимную сделку на снижение сборов на определенные виды грузов. Это возможно в тех случаях, если льгота предусмотрена как в стране происхождения товаров, так и в стране их поставки.

К льготам можно отнести и снижение размера уплаты НДС при ввозе товаров на территории РФ. В первую очередь это относится к видам технологического оборудования, которое не производятся в России.

Порядок и сроки уплаты

Таможенные платежи должны быть уплачены декларантом. Они вносятся на счет таможенного органа, который занимается контролем декларируемых товаров после того, как таможенная стоимость будет оглашена. Юридические лица и индивидуальные предприниматели делают это безналичным расчетом.

Непосредственно сам перевод таможенных платежей на счет таможенного органа нужно делать в виде аванса до того, как подается для контроля заполненная таможенная декларация. Это необходимо, чтобы зарегистрировать декларацию в таможенной базе.

Если внесенный аванс оказался выше той суммы, которая была необходима на самом деле, излишек может быть возвращен по соответствующему заявлению декларанта.

Стоит отметить, что без должного опыта разобраться в том, как заполняется декларация, и как осуществляется расчет таможенных платежей довольно сложно. В связи с этим обойтись без помощи таможенного представителя бывает очень сложно. Чтобы исключить останавливающие факторы, лучше заручиться поддержкой профессионалов. Это предотвратит наложение штрафов, а также начисление пени и привлечение к административному аресту, что уже стало распространенным явлением за подобные нарушения, которые делаются без прямого умысла, а по причине незнания или ошибок в расчете.

Обращайтесь за консультацией и всесторонней поддержкой к специалистам АО «Фирма «ГТК-Сервис»! Мы гарантируем квалифицированный подход и точное соблюдение интересов и законных прав клиентов.

Опережая планы, совет Евразийской экономической комиссии принял решение снизить порог беспошлинного ввоза товаров в страны объединения уже с начала следующего года. Для России он сократится в три раза - с €1,5 тыс. до €500

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

С начала следующего года порог беспошлинного ввоза наземным транспортом товаров для личного пользования на территорию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России) будет снижен до €500. Общий вес таких товаров не должен будет превышать 25 кг, следует из решения совета Евразийской экономической комиссии. Документ опубликован на правовом портале ЕАЭС, все пять членов совета это решение одобрили 1 ноября. Со стороны России его подписал первый заместитель председателя правительства, глава Минфина Антон Силуанов.

Для России этот порог будет снижен в три раза. Сейчас согласно действующему законодательству без оплаты таможенных пошлин наземным транспортом в страну можно провести предметы на сумму до €1,5 тыс. Воздушным транспортом при этом беспошлинно разрешается ввозить в Россию товар на €10 тыс. максимум (эта норма не меняется). Суммарный вес этих предметов в обоих случаях не должен превышать 50 кг. В случае превышения указанных норм владельцу товара сегодня придется заплатить пошлину 30% от его стоимости (не меньше €4 за каждый лишний килограмм).

Если товаров наберется больше, чем указано в норме, и по весу, и по сумме, взиматься будет та пошлина, которая больше по сумме, рассказал РБК о существующей в данный момент практике руководитель коммерческого отдела компании «Универсальные Грузовые Решения» Максим Коверченко. «В части превышения веса берется €4 за 1 кг, а в части превышения стоимости будет 30%. Таможня в итоге возьмет то, что больше по стоимости, не будет брать и то, и то», — сказал он. По его словам, в настоящее время нормы взимания пошлин такие же, только порог ввоза выше по сумме и весу. Коверченко считает, что в результате такого шага люди «будут заказывать меньшие партии, если продукция позволяет».

О планах ЕАЭС , которые можно будет ввозить на территорию стран — членов союза для личного пользования до €500, известно с мая прошлого года. Однако тогда в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предполагали, что подобные изменения будут происходить постепенно, вплоть до 2021 года. В 2017 и 2018 годах правила беспошлинного ввоза, согласно планам ЕЭК, должны были остаться прежними, в 2019 году порог предполагалось снизить до €1 тыс., в 2020-м — до €750. На уровне €500 он должен был установиться с начала 2021 года.

К этому же времени, согласно документам экономической комиссии, должен был снизиться максимальный вес товаров, которые можно ввозить без пошлины (его, как и решили в ЕАЭС, планировалось сократить с нынешних 50 до 25 кг в 2021 году).

Помимо этого в объединении уже не первый год обсуждают снижение порога беспошлинного ввоза интернет-покупок. В феврале это решение наконец было согласовано . По нему до конца 2018 года порогом беспошлинной торговли для товаров, ввезенных на территорию стран — членов Евразийского экономического союза в рамках интернет-торговли, станет €1 тыс. С 1 января 2019 года этот порог снизится до €500, а с 1 января 2020 года будет составлять €200. Однако подобная последовательность не в полной мере устроила российский Минфин. Снизить порог беспошлинной интернет-торговли до €500 уже с 1 июля ведомство предлагало в апреле.

Снижение порога беспошлинной торговли до €500 не решает вопроса выравнивания конкуренции между иностранными ретейлерами и российскими, поскольку 99,5% всех международных отправлений приходится на посылки, стоимость которых ниже этой суммы, отметил в беседе с РБК президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Поэтому, говорит он, такое пороговое значение не повлияет на рынок. По мнению эксперта, беспошлинного ввоза «не должно быть в принципе, поскольку это приводит к дисбалансу между локальными игроками и зарубежными». Несмотря на то что снижение порога до €500 — шаг в нужном направлении, работу надо продолжать, и в этом вопросе России нужно перенять опыт развитых стран, таких как Китай, где уже не существует беспошлинного ввоза, и Европы, где его не будет с 2021 года, заключил глава АКИТ.

ЕАЭС является международным интеграционным экономическим объединением, созданным на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Союз действует с 2015 года.

Заказ товаров в зарубежных интернет-магазинах давно стал обыденной возможностью, которой пользуется едва ли не каждый второй активный пользователь интернета. Если это преувеличение, то не сильное. Для особенно активных покупателей, которым нравится возможность приобретать товары за рубежом по низким ценам, остро стоит вопрос лимита беспошлинного ввоза товаров в Россию и того, какие пошлины придется платить, если лимит будет превышен. Таможенные пошлины на ввоз товаров в Россию в 2018 году — в какой момент может наступить необходимость оплачивать их, как будет рассчитываться сумма пошлины в таком случае, как будет снижаться беспошлинный лимит в ближайшие годы.

Лимит беспошлинного ввоза товаров для физлиц в 2018 году остался прежним

В 2018 году действует прежний порог беспошлинного ввоза интернет-покупок. Один гражданин может получать без уплаты пошлин товары на сумму 1.000 евро в месяц. При этом общая масса таких товаров не должна превышать 31 кг. Если превышен хотя бы один из этих лимитов — придется платить таможенную пошлину.

Сумма таможенной пошлины в таком случае составит 30%, но не от общей стоимости всех покупок (или одного большого приобретения), а от той суммы, что является превышением порога. К примеру, если в течение одного календарного месяца на ваше имя придут товары общей суммой на 1.100 евро, то пошлина составит 30 евро — 30% от превышения лимита в 100 евро.

Установлено и еще одно ограничение — пошлина может составлять как минимум 4 евро за 1 кг “перевеса”. Так что если 30-процентная пошлина окажется ниже этого лимита, будет использоваться второе правило.

Оплатить таможенную пошлину можно будет с помощью Почты России уже в 2018 году

Администрирование сбора таможенных пошлин — удовольствие для государства тоже не из дешевых, поэтому оно придумало по-своему изящный трюк, который окажется удобен и выгоден как самому государству, так и простым гражданам, которым нужно заплатить пошлину за ввоз товаров в Россию. Принимать таможенные пошлины вскоре будет Почта России, которая обычно и доставляет покупки из-за рубежа.

Действительно, это будет удобно для всех. Почта России должна будет стать уполномоченным оператором по сбору пошлины. Если человек должен такую пошлину внести, он сможет сделать это прямо в почтовом отделении, после чего и получит свою посылку.

Сообщается, что такая возможность будет доступна уже в июне 2018 года.

Возможность эта будет тем более актуальной, что уже в ближайшие годы лимиты по беспошлинному ввозу товаров в Россию будут заметно снижаться, хотя и не столь драматическим образом, как об этом говорилось еще год назад.

Какой порог беспошлинного ввоза товаров в Россию будет установлен в ближайшие годы

Многим запомнились сообщения, которыми пестрели сводки новостей в 2017 году. Правительство тогда всерьез рассматривало возможность снизить лимит беспошлинного ввоза с тысячи евро в месяц до всего лишь 20 евро.

Да, большинство покупателей укладывается в такой лимит. По оценкам китайского интернет-магазина AliExpress, средний чек россиянина в магазине составляет около 700 рублей, то есть, 10 евро. Но не только о крупных но и о средних покупках при введении такого лимита пришлось бы забыть. Они бы стали, скорее всего, совершенно невыгодными.

К счастью, государству хватило здравого смысла не снижать пошлины настолько резко.

Многие эксперты-экономисты говорили, когда обсуждалась подобная идея, о том, что никакого смысла в ней нет. Опыт других государств показывает, что никакого существенного прироста поступлений в бюджет это не дало бы, а вот повод у граждан помянуть правительство недобрым словом однозначно бы появился.

Новые лимиты беспошлинного ввоза, которые начнут вводиться с будущего года, куда более лояльны:

  • с 1 января 2019 года — 500 евро и 31 кг в течение месяца.
  • с 1 января 2020 года — 200 евро и 31 кг на одну покупку.

Пошлина при превышении лимитов составит 15%, но уже не от величины превышения порога, а от всей стоимости покупки.

Важный нюанс, на который нужно обратить внимание — в 2020 году порог будет установлен уже не на общую стоимость всех посылок, которые придут в течение месяца на имя того или иного жителя России, а на стоимость и массу каждой посылки.

Таким образом, через два года теоретически возможно будет заказывать товары на несколько тысяч евро ежемесячно и не платить никакие таможенные пошлины. Главное, чтобы каждая покупка стоила не больше 200 евро и не весила больше 31 кг. Приобрести что-то крупное за рубежом, таким образом, без уплаты пошлин не получится, а во всем остальном фактически можно будет себя не ограничивать.


Close