Выученная беспомощность может разрушить жизнь

Выученная беспомощность
Выученная беспомощность

История, довольно часто встречающаяся в жизни: человек попал в неприятную ситуацию, ему плохо.

Одна категория людей сразу начинает действовать, искать выход и получает результат.
Другая часть людей видит и знает, как им можно изменить создавшееся положение, но ничего не предпринимает. Занимается страданием, терпеливо пережидает, когда все само собой утрясется.

Такое состояние называется синдром выученной беспомощности.

Выученная беспомощность может разрушить жизнь

Автор этого понятия М.Селигман. По его теории беспомощность – состояние, когда человек имеет установку, что внешние события от него совершенно не зависят, и он никак не может на них повлиять, не может не предотвратить, не изменить. Если такое состояние переносится на другие жизненные ситуации, становится нормой, шаблоном поведения – это выученная или запрограммированная беспомощность.

Как же появляется этот стереотип поведения?

В результате экспериментов было выяснено, что выученная беспомощность появляется тогда, когда человек не может контролировать событие. Какое бы неприятное событие не было, само по себе оно не вызывает выученную беспомощность. Именно опыт неконтролируемости окружающего мира ведет к ней.

И в этом человек не далеко ушел от животных – механизм формирования одинаков.

Опыт на собаках.

Первый этап.

Три группы собак рассажены в три клетки.

В первую клетку подается напряжение, собачки получают болезненные удары электрического тока и никак не могут избавиться от них. Они начинают бегать, долго пытаются спастись, но, в конце концов, сдаются, ложатся на пол, жалобно скулят.

Вторую группу собак тоже бьют электрическим током, но в клетке есть кнопка-спасительница. Побегав по клетке, они достаточно быстро находят ее и, нажав, избавляются от неприятных ощущений.

Третья группа контрольная – на нее никак не воздействуют. Собачки скучают, зевают, дремлют.

Второй этап.

Затем животных сажают в три другие клетки, которые имеют стены высотой около полуметра, собаки могут их легко перепрыгнуть.

Теперь электричество подают во все три клетки.

Собаки из контрольной группы, которых на первом этапе не били током, сразу выпрыгнули из клетки.

Собаки из второй клетки не найдя кнопки в клетке, тоже выпрыгнули.

А подопытные из первой группы легли на пол и стали скулить. У них сформировалось убеждение в ходе первого этапа эксперимента, что избежать мучений невозможно.

Это и есть воспитанная или запрограммированная беспомощность.

Эксперимент на людях.

Аналогичный опыт, только без электрического тока.

3 группы людей.

Первый этап.

Первые две группы пригласили в отдельные комнаты, где был включен очень громкий неприятный звук. Каждую группу проинструктировали, что звук отключается определенным набором кнопок на пульте.

Первая группа испытуемых действительно имела такую возможность – после набора определенной комбинации кнопок, звук прекращался.

Второй повезло меньше – кнопки не функционировали, и никакая из комбинаций не избавляла от неприятного раздражителя.

Третья группа – контрольная - не участвовала в первом этапе.

Второй этап.

Все три группы людей пригласили в комнаты с раздражающим звуком. Теперь у всех был шанс избавиться от него: нужно было дотронуться до определенного предмета в комнате.

Участники первой и третьей групп не стали мириться с неприятными ощущениями и достаточно быстро находили нужный предмет.

Участники же второй группы даже не пытались изменить свое незавидное положение. Они перенесли состояние своей беспомощности из первой части эксперимента в новую ситуацию. Поэтому обреченно сидели, терпеливо ждали, когда все это закончится. Ни один даже не попытался повлиять на ход событий. Так люди «выучили» свою беспомощность, взяли ее из предыдущего этапа и сделали шаблоном поведения.

Таким образом, механизм запрограммированной беспомощности одинаков у человека и животных.

Но, все же, человек имеет и некоторые особенности формирования данного состояния.
Положительные стимулы, которые независимо от поведения выдаются человеку, тоже приводят к формированию выученной беспомощности. Здесь тоже нет контроля над обстоятельствами. Чтобы человек ни сделал – он получает положительную оценку. Это ведет к потере инициативности и способности к конкуренции. Итог – беспомощная личность.

В ходе других экспериментов было доказано, что человек учится беспомощности, даже если просто становится свидетелем беспомощности других, особенно значимых для него людей.

Это еще раз подтверждает следующие пункты:
1. Важность личного примера для воспитания детей. Если родитель демонстрирует беспомощное поведение, то и ребенок перенимает такой шаблон.

2. Важность окружения для любого человека. Если контактируем c людьми, которые считают, что от них ничего не зависит, становимся такими же, как участники эксперимента из второй группы – безвольными и беспомощными.

Еще одно отличие человека от животных в том, что он может осознать и отследить у себя выученную беспомощность.  А, значит, и справится с ней, приобрести  навыки эффективной личности. Об этом в следующей статье.

 

Интересная статья? Подпишитесь на рассылку в форме ниже, и вы всегда будет в курсе самых новых и интересных публикаций.

Новости сайта на почту! Введи адрес :

Друзья, посетите главную страницу сайта, почитайте свежие публикации и посмотрите ТОП комментаторов текущего месяца.

Для удобства поиска статей воспользуйтесь картой сайта.

Если вам статья понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Жмите кнопки - делитесь с друзьями!
Мои страницы в социальных сетях

Выученная беспомощность может разрушить жизнь: 11 комментариев

  1. Забавный эксперимент, люблю про такие читать.
    Задумался в поисках у себя признаков подобного состояния :)

    Ответить

  2. Статья наводит на глубокие размышления : конечно, всегда надо находить в себе силы бороться и учить этому детей.

    Ответить

  3. Иногда очень хочется сказать себе что от меня ничего не зависит, это стечение обстоятельств и надо просто ждать что все наладится. Теперь начинаю понимать, что отстранение от решения проблемы может только растянуть эту проблему по времени, но не решить ее. Лучше идти навстречу, а не убегать от проблемы, и если в прошлом есть какой-то негативный опыт не переносить его в будущее и настоящее.

    Ответить

  4. Бывают неприятные ситуации, хочется спрятать голову в песок, как страус. Но говоришь себе: «Если я сейчас не попытаюсь исправить ситуацию, я потом очень пожалею». И пытаешься что-то сделать. Для меня в этом пример Скарлет из «Унесенных ветром». Она говорит: «Я подумаю об этом завтра». И завтра снова пытается что-то изменить и добивается своего.

    Ответить

  5. да… беспомощная личность — это нехорошо, как не крути. С ней нужно бороться и быть сильным. Ждем продолжения!!! :)

    Ответить

  6. Очень интересная статья прочитала с большим интересом. Надо действительно бороться и не сдаваться иначе потом будешь жалеть об упущенной возможности.

    Ответить

  7. Интересная статья. Но все-таки подход несколько упрощен. не так-то просто лидера по натуре заставить смириться с обстоятельствами, даже, если все вокруг опустят руки.

    Ответить

  8. Замечательный эксперимент! Сразу вспомнила другой: когда вся группа (договорившись) неправильно называла цвет предметов, а испытуемый изумлялся, но всё же повторял за всей группой. Например, 2 предмета — чёрный и белый объявляли оба белыми. Удивительно, но процент сдавшихся был достаточно высок!

    Ответить

  9. «Замечательный эксперимент»…А экспериментаторы не подумали, что собакам больно????Много ума не надо, чтобы сделать больно «братьям меньшим». Люди будьте людьми наконец-то!

    Ответить

  10. Сам страдаю от выученной беспомощности, тотального страха сделать ошибку,даже буквально не могу хотеть чего-либо.:(

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *