
Продолжаем изучать искусство общения, структуру личности и проявления каждой из ее частей при общении. Начало в предыдущей статье.
Как научиться правильно общаться Искусство общения Продолжение
Еще один вариант параллельных трансакций проявляется в ситуациях заботы, опеки, подавления, в отношениях учителя и ученика (стимул направлен от Родителя к Ребенку собеседника.)
Пример.
Начальник: Почему до сих пор не сдали отчет? Немедленно мне на стол.
Подчиненный: Да, конечно, Михаил Петрович. Уже несу.
Отец: Ночь на дворе, Никита, почему не спишь. Быстро в кровать.
Сын: Хорошо, папа.

Ситуации восхищения, каприза, беспомощности (стимул направлен, наоборот, от Ребенка к Родителю партнера по общению).
Пример.
Секретарь: Анна Владимировна, вы сегодня прекрасно выглядите.
Руководитель: Спасибо, Мариночка.
Дочь: Мама, мама, хочу эту куклу и медвежонка с шарфиком. Мама, пожалуйста, купи.
Мать: Сонечка, конечно, я куплю тебе подарок, но только одну игрушку.
Дочь, хныкая: Мама, я не могу завязать шнурки. Мама, помоги мне.
Мать: Хорошо, Даша, ты будешь завязывать шнурки, а я тебе помогу.
Такие трансакции неравноправные и в крайних проявлениях называются рабско-тираническими. Они также как и равноправные могут оставаться длительное время бесконфликтными.
Этот баланс сохраняется пока направление трансакций остается параллельным: Родитель – Ребенок, Ребенок - Родитель, и пока обе стороны устраивают такие отношения.
Но приходит время, и ученик достигает уровня учителя, ребенок взрослеет и перестает мириться со старым стилем общения, подчиненный становится начальником. Развивается конфликт. Об этом в следующей статье.
Задание: найдите примеры неравноправных параллельных трансакций в жизни и напишите в комментариях ваши наблюдения.