Классификация (от лат. classis - разряд, класс + facio - де­лаю) - это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, исполь­зуемая как средство для установления связей между этими поня­тиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуе­мые объекты по определенным основаниям с учетом качествен­ных характеристик каждого из них.

Известно множество социальных технологий и технологий социальной работы, однако их единая классификация пока не разработана. В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация:

Позволяет упорядочить социальные технологии и технологии социальной работы по определенным критериям, что упрощает их выбор и практи­ческое использование;

Показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются технологии социальной работы, а каких нет либо выбор их ограничен;

Способствует созданию банка тех­нологий социальной работы с учетом их специфических особенностей.

Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике технологии социальной работы, что дает возмож­ность специалисту оперативно выбрать наиболее оптимальный ва­риант технологии для практического применения и, при необхо­димости, внести в нее определенные коррективы, а также предло­жить какую-либо новую технологию решения той или иной соци­альной проблемы.

Исследователю такой банк техно­логий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствова­ния технологий социальной работы, которые требуют изу­чения и научного обоснования. Полезен банк технологий и для на­чинающего специалиста, так как позволит ему использовать в ти­повых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности. В условиях применения компьютерных технологий тестирова­ния (диагностики) создаются качественно новые возможности по формированию банка типовых технологий, выбору наиболее оп­тимальных из них с учетом конкретной ситуации.

В процессе развития учения о технологиях социальной работы вы­являлось то особенное, что характерно для них.

К наиболее суще­ственным признакам технологий социальной работы относятся:

Основной замысел (например, технология развития, адаптации личности), в основе которого лежит методологическая позиция автора;

Техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;

- взаимосвязь деятельности социального работника и клиента с учетом принципов индивидуализации и дифферен­циации, оптимальной реализации человеческих и технических воз­можностей, диалогического общения;

- соответствие технологии требованиям государственного стан­дарта;

- воспроизводимость технологии любым социальным работником;

- включение диагностических процедур, содержащих крите­рии, показатели и инструментарий измерения результатов дея­тельности.

Изложенные признаки позволяют выделить наиболее существен­ное в технологии социальной работы . Однако для разработки класси­фикации технологий социальной работы необходимо оп­ределить ее основания.

Основания классификации - качественные характерис­тики, которые позволяют систематизировать технологии приме­нительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. К основаниям классификации и возможностям описания социальных технологий и технологий социальной работы можно отнести :

Тип социальной технологии;

Назначение социальной технологии;

Субъект применения;

Объект применения;

Место применения;

Способ реализации.

Тип технологии . Необходимо выявить тип технологии социальной работы, кото­рый определяется ее характером. По данному основанию выделяются общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социальной работы с клиентом по выявлению его социальной проблемы и ее разрешению.

Частные технологии направлены на решение определенной част­ной цели или задачи.

Назначение технологии . По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зави­симости от основной цели деятельности социального работника (главное назначение технологии) в данной ситуации по отноше­нию к конкретному объекту. Главное здесь – целевое назначение тех­нологии социальной работы. В соответствии с этим основанием технологии могут иметь:

- направленное целевое назначение - технологии развития, вос­питания; коррекции; реабилита­ции; профилактики; исправления (перевоспитания); информационно-пропаган­дистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

- комплексное назначение - технологии, предполагающие дости­жение одновременно нескольких целей.

Субъект применения . По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зависимости от индивидуальных возможно­стей специалиста. Соци­альный работник может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К основанию относятся:

- уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт ра­боты, высококвалифицированный специалист;

- специализация социального работника - по направлению деятель­ности, по работе с определенной возрастной, профессиональной или др. группой;

- группа специалистов ;

- специально подготовленные специалисты.

Объект применения . Критериями по данному основанию выступают следующие характеристики объекта:

- социальная - ученик, студент, военнослужащий, семья, роди­тель и др.;

- возрастная - взрослый, ребенок, подросток, юноша и др.;

- личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необ­ходимость социальной работы с ним) - характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное со­стояние, динамичность личности, компенсационные возможно­сти и др.;

- количественная - отдельная личность, группа, коллектив.

Место и условия применения . Критерий по данному основанию позволяет классифицировать технологии социальной работы в зави­симости от того, в местах (учреждениях) целесообразно и опти­мально их применение:

Учреждения образования;

Учреждения социальной защиты;

Учреждения здравоохранения;

Учреждения культуры;

Учреждения пенитенциарной системы;

Учреждения по месту жительства.

Способ реализации . Критерий по данному основанию направлен на выделение технологий социальной работы в зависимо­сти от способа достижения цели (используемые основные мето­ды, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии:

- основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.);

- совокупность основных методов ;

Изложенные основания и критерии классификации позволя ют выделить основные технологии социальной работы, которые подразделяются на два типа - технологии общие и технологии частные.

Технологии социальной работы общего типа (общие со­циальные технологии) - включают полный цикл социальной работы с клиентом, группой. На практике часто вместо понятия «технология» используются термины «методика», «про­грамма», «сценарий» и пр.

Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение . Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным работникам при­ходится решать комплекс задач, обусловленных различными при­чинами. В этом случае и возникает потребность в комплексной социальной помощи. Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.

По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего - на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессио­нальную подготовку.

Технология общего типа ориентирована на опре­деленную категорию объекта применения с учетом его социальных проблем и индивидуальных возможностей их раз­решения. К таким технологиям социальной работы относятся:

а) социально ориентированные - это технологии, предназна­ченные для социальной работы с различными со­циальными группами людей - школьниками, студентами, воен­нослужащими, семьями и пр.;

б) возрастные - это технологии, которые наиболее целесооб­разны в социальной работе с людьми определен­ного возраста - детьми, подростками, молодежью, взрослыми;

в) групповые - это технологии, предназначенные для исполь­зования в группах;

г) индивидуально ориентированные - это технологии индиви­дуального развития, воспитания человека с определенной патоло­гией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие людей с отклонениями в развитии и др.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование воз­можностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места житель­ства).

По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют своеобразие деятельности по достижению. Выделяются:

а) технологии социальной работы, обусловленные ве­дущим методом практической деятельности: игры, театрализован­ная деятельность, тренинги, туристические походы и др.;

б) технологии социальной работы, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проб­лемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возмож­ностями. Название технологии может быть определено по специ­фике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии, и др.;

в) авторские методики - специальные методики, разработан­ные конкретным специалистом и положительно зарекомендовав­шие себя на практике. Например, воспитание в коллективе А.С.Ма­каренко; методика кор­рекции бродяжничества П. Г. Вельского.

Технологии социальной работы частного типа выделя­ются из структурных компонентов общей технологии либо из част­ных видов деятельности социального работника. Поэтому их можно называть также функциональными социальными технологиями.

К таким технологиям относятся: ди­агностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосред­ственная подготовка к практической реализации целевой техно­логии, целевые реализационные, экспертно-оценочные техно­логии.

Каждая из функциональных социальных техно­логий подлежит классификации по тем же основаниям и крите­риям, которые использованы для общих технологий.

Рассмотрим отдельные виды частных технологий.

Диагностические технологии социальной работы .

Такие технологии предназначены дли выполнения конкретной функции - постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уров­ня социальной запущенности объекта, степени от­клонения, социальных, социально-педагогических и социально-психологических особенностей его развития, др.

Назначение . Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направ­ленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения . Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения . Методика диагностики обычно ориентиро­вана на определенную область практического применения.

Место реализации . Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.

Всякая диагностическая технология предусматривает опреде­ленные способы реализации. Они могут быть более или менее эф­фективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащен­ности подготовленности специалиста, подготовленности лабора­тории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагнос­тики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологиче­ские или психологические методики с использованием специаль­ных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в оп­ределенные виды деятельности и т.д.

Диагностико-прогностические техно­логии социальной работы .

Такие технологии используются чаще всего в специализи­рованных социальных учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение - не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуально­го, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсатор­ного развития, воспитания. В основе прогностической деятельно­сти лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии так­же могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: со­циального педагога школы интересуют, в чем причины затруд­нений ученика в обучении и каковы возможности их преодоле­ния; мама приводит своего ребенка в центр социального обслу­живания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получае­мые результаты.

Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального работника определяет­ся его личным опытом и интуицией.

Конкретный способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональ­ную компетентность субъекта и индивидуальные особенности ее объекта, а также место применения.

Прогностическую часть технологии социальной работы можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию.

Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социаль­ной деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социальной работы по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социального заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потреб­ностей (социальных проблем, индивидуальной пред­расположенности объекта), подготовленности специалиста (спе­циалистов), технологических и материальныхвозможностей, ус­ловий среды реализации. Как правило, в каждом учреждении социального обеспечения и защиты складывается своя технология деятельно­сти; каждый специалист вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).

Методика выбора оптимальной технологии определяется свое­образием целевой технологии, профессиональной компетентно­стью субъекта и индивидуальными особенностями объекта , а также местом ее реализации . Характерной особенностью методики выбо­ра является также и то, для кого готовится целевая технология - для специалистов учреждения или для себя самого.

Непосредственная подготовка к практической реализации целе­вой технологии (технология и методика непосредственной подго­товки к социальной работе с клиентом). Такая тех­нология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обес­печить необходимое качество реализации выбранного способа дея­тельности с конкретным объектом. По своей сути непосредствен­ная подготовка, помимо решения комплекса материальных, тех­нических, организационных и методических мер, предусматрива­ет уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта соци­альной работы и места реализации целевой тех­нологии.

Практическая реализация целевой технологии (технология прак­тической деятельности). К этой разновидности относятся техно­логии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специа­лист - социальный работник (группа специалистов), используя це­левые технологии, способствует достижению прог­нозируемых целей социальной работы с человеком, группой.

По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов ре­ализации , на конкретного объекта работы и место реализации (ус­ловия оптимальной реализации) технологии.

По способу реализации целевые технологии разнообраз­ны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения дости­жения социальных целей.От эффективности их практического применения во многом зависит действенность всей деятельности специалиста (специали­стов) социальной работы. Все остальные функциональные технологии социальной работы носят преимущественно обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные социальные технологии .

Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо обшей технологииспециалистом социальной работы с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельно­сти.

На ее основе делается вывод и принимается решение о необ­ходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социальной работы.

Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уро­вень и качество деятельности специа­листа социальной работы. Они могут осуществляться и для определения перспектив социальной работы с клиентом. Каждая такая тех­нология (методика) имеет свое назначение , ориентирована на оп­ределенный объект с учетом его возрастных, половых и других особенностей, а также на среду , в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста - со­циального работника.

Рассмотренная классификация технологии социальной работы может уточняться и дополняться с учетом новых крите­риев и потребностей реальной практики.

Что такое социальные технологии? Самый простой ответ: набор приемов, позволяющих воздействовать на определенную ситуацию или в целом. Если говорить развернуто, то понятие включает целую структуру коммуникативных методов, которые используются для управления обществом или собственным окружением. Социальные технологии позволяют формировать нужную действительность, управлять другими в своих интересах. Изучает их наука, которая называется «управленческий консалтинг».

В зависимости от сферы, в которой эти технологии применяются, они различаются на:

  • Собственно социальные. Такие технологии складывались исторически. Их проще всего объяснить при помощи пословиц. «Без труда не выловишь рыбку из пруда». «Кто не работает, тот не ест». Эти социальные технологии подразумевают заботу о незащищенных слоях, формирование социальной справедливости.
  • Экономические. Имеют в виду правильное распределение рабочей силы на основании оценки способностей и возможностей каждого сотрудника, распределение управленческих обязанностей для интеллектуальной оптимизации труда.
  • Управленческие. Сюда входят методы создания стратегии руководителей, повышение коллективной ответственности, развитие эффективных управленческих систем.
  • Политические. Именно от них зависят гарантии правильности и оптимальности политических решений, влияющих на жизнь социума.
  • Социальные технологии Они определяют предпосылки для решения общественных проблем, учитывают тенденции, влияющие на культурную жизнь.

На сегодняшний день наше государство развивает технологии социальной работы, связанные с улучшением жизни семьи, незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, детей). Разрабатываются и внедряются технологии предвидения социального развития, адаптации, социально-медицинские, педагогические и прочие.

Особенно важными все представители научных кругов считают технологии социальной работы с семьей, ведь именно в этой ячейке общества люди проводят большую часть жизни. И именно семья в первую очередь формирует личность, потребности, поведение и стремление человека.

Такие технологии разрабатываются специально для разных категорий. В частности, выделяются социальные технологии по работе со следующими семьями:

  • находящимися в социально опасном положении;
  • многодетными;
  • неполными;
  • имеющими ребенка-инвалида и т.п.

Особое внимание уделяется защите детей, которые подвергаются сексуальному, физическому или нравственному насилию.

Если попытаться классифицировать виды социальных технологий, то придется выделить несколько критериев.

Так, по степени известности они делятся на классические (традиционные) и инновационные, т.е. разработанные с учетом современных представлений и возможностей.

Технологии могут охватывать конкретный регион или всю страну, поэтому их можно разделить на глобальные, направленные на решение общечеловеческих проблем, и региональные, учитывающие особенности региона.

Некоторые социологи предлагают такую классификацию технологий:

  • связанные с жизнедеятельности общества;
  • определяющие административно-властное регулирование;
  • информационное обеспечение;
  • связанные с духовным и культурным развитием;
  • обеспечивающие стабильное социальное функционирование.

Кроме вышесказанного понятие «социальные технологии» может рассматриваться как направление профессиональной деятельности. В таком случае целесообразно выделить ряд действий, направленных на упреждение и устранение негативных К ним относятся определенные методы воздействия:

  • административный;
  • управленческий;
  • экономический;
  • педагогический;
  • юридический;
  • психологический.

Эти методы относятся к инструментарию Они помогают достигать поставленных целей.

Социальные технологии: сущность и виды

В широком смысле социальные технологии понимаются как деятельность по организации, изменению другой деятельности. Для этого разрабатывается комплекс методов процедур, правил, предлагаемых конкретным людям с целью улучшения их труда.

Социальная технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности (в данном случае под социальной технологией мы понимаем любую технологию, относящуюся к общественным отношениям). Как и любая социальная деятельность, социальная технология многообразна по своему конкретному воплощению, целевым функциям, своему характеру и результатам.

Технологизация социального взаимодействия - это цивилизованный путь решения социальных проблем общества и человека или группы. Он обусловливается целым рядом факторов.

Во-первых, отсутствие социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к нарушениям социального функционирования человека в обществе и социальным проблемам.

Во-вторых, все более утверждающиеся в мировом общественном сознании идеи гуманизма обязывают каждое государство решать социальные проблемы человека в соответствии с принятым международным правом.

В-третьих, социальная помощь, поддержка, содействие человеку в формировании его способности и готовности к самостоятельному взаимодействию с окружающим его миром становятся объективной необходимостью и определяющими факторами преуспевающего экономического и социального самосовершенствования страны.

Необходимость обеспечения достойного уровня материального и духовного благосостояния каждого человека выдвигает требования стандартизации социальных услуг, разработки специальных методик, форм, приемов и способов взаимодействия с ним.

В-четвертых, технологии в социальной сфере в принципе не отличаются от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизации любого социального процесса заключена в структуре человеческой деятельности и придает социальному действию динамичный, целенаправленный, конструктивно созидательный характер.

В-пятых, становление рыночных отношений предполагает организацию и самоорганизацию жизни людей, практическое освоение ими правил взаимодействия друг с другом, природой, овладение стандартами отношений с органами власти, людьми иного круга и статуса и т. д.

Решение этих задач возможно лишь путем социализации, обучения и подражания образцам, освоения операций тех или иных жизненно необходимых алгоритмов действия в рамках дозволенного обществом, т. е. предсказуемыми средствами в определенной жизненной среде.

Многообразие - закон развития общества, и говорить о какой-либо пользе от упорядоченной деятельности в различных социальных сферах можно лишь тогда, когда для определенной социальной деятельности создается специальная технология. При этом речь идет не о какой-то универсальной технологии, а о множестве технологий, каждая из которых сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект ставит перед собой и которых он стремится достичь. В социальных технологиях однозначность проявляется в общих требованиях к процессу.

Для технологизации любого процесса необходимо наличие определенных условий.

1. Сам процесс должен иметь такую степень сложности, которая позволила бы и требовала расчленения его на относительно обособленные части.

2. Изыскание средств, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий.

Разрабатываемые социальные технологии также должны обладать рядом признаков.

Первый признак - разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренние, между собой связанные этапы, фазы, операции.

Смысл этой процедуры - точное определение границы имманентных требований к субъекту, действующему по данной технологии, обеспечить оптимальную или близкую к оптимальной динамику развития процесса. Чем точнее описание процесса будет соответствовать его объективной логике, тем вероятнее возможность достичь высокого эффекта деятельности людей, занятых в данной сфере. В силу этого жизнеспособными оказываются те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на их основании ориентируют социального субъекта на действия обоснованные, опирающиеся на достижения науки.

Второй признак - координированность и поэтапность действий, направленных к достижению искомого результата. Последовательность действий, порядок их исполнения должны базироваться на внутренней логике формирования и развития данного процесса.

Однако реализация данного сущностного признака технологии вовсе не означает, что субъект будет "прикован" к установленной этапности. У него всегда остается возможность "вмешаться" в объективный ход процессов, изменить их порядок в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.

И, наконец, третий , весьма существенный признак . Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее и серьезнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет неудовлетворительные последствия.

Хотя для социальных технологий возможен гораздо больший диапазон отклонений, но и в этом случае отклонения возможны только до определенной грани, за которой вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности.

Эти соображения необходимо учитывать, приступая непосредственно к вопросу о причинах, факторах, закономерностях, определяющих многообразие социальных технологий.

Как правило, любая новая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность. Если возникает такая потребность, рано или поздно неизбежно формируется и соответствующая деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Поэтому создание все новых и новых социальных технологий представляет собой объективно обусловленный, закономерный процесс.

Учитывая подобную динамичность объектов социальных технологий, логично, что наряду с использованием уже имеющихся технологий необходимо создавать новые, углубляя анализ социальных процессов и явлений. То есть для воздействия на один и тот же объект зависимости от его состояния и от цели воздействия не только можно, но и необходимо разрабатывать и применять различные технологии.

Многие исследователи различают технологии, созданные эволюционным путем и научно разработанные. Первые рождаются и отбираются на протяжении всего исторического процесса социально-экономической деятельности. В их основании лежит практический опыт применения тех или иных средств поддержания порядка, стабильности жизни, укрепления устоев труда и быта, духовности. Эти технологии рождаются самой жизнью и являются органической принадлежностью социальной практики, а потому становятся объектом научного познания. Их преимущество в том, что они выверены и отобраны не одним поколением людей, удобны и просты в употреблении, адаптивны, имеют компенсационные резервы.

Научно разработанные технологии - это систематизированные и определенным образом интегрированные формы и способы реального взаимодействия людей. Последовательность средств этого взаимодействия оформляется в более или менее четкие формулы - правила, имеющие целью упорядочить то или иное явление или социальный процесс. Привычные, наилучшие, удобные и полезные, проверенные на прочность отбираются с учетом перспектив и становятся алгоритмом деятельности.

Человек осуществляет функционирование в обществе и удовлетворяет потребности через использование социальных технологий. Социальные технологии - это способы, средства и правила упорядочения социального объекта в целях регулирования и оптимизации отношений с ним.

Социальными они называются, потому что:

во-первых, они представляют собой продукт длительного отбора, проверки на пригодность в социальной организации общества;

во-вторых, они отвечают на вопрос о характере взаимодействия людей в обществе и поэтому входят в культуру общественного сознания и дают универсальную характеристику состояния общественной жизни и самого человека. Э. С. Маркарян определял социальную технологию как "систему средств практического действия и способов их использования, выработанных человеком во всех областях его многогранной социально-исторической практики".

Следовательно, социальные технологии отличают по их основным признакам:

1) они направлены на удовлетворение потребностей человека;

2) рождаются из повседневной жизни или создаются специально;

3) являются инструментом управления и имеют правовое регулирование и т. д.;

4) могут быть четко алгоритмизированы (законом, инструкцией) или носить творческий характер;

5) направлены на преобразование проблем человека путем влияния на его сознание и подсознание или процессов и явлений общества в целом.

Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов общества с помощью специфических социальных средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования обусловлено широким спектром социальной деятельности человека.

Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Вполне обоснованно поэтому определять и создавать социальные технологии для различных областей социальной сферы: медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания и т. д. Именно поэтому представляется, что речь не может идти о какой-то универсальной социальной технологии. Социальных технологий много. Каждая из них сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект поставил перед собой и которых он стремится достичь.

Однако следует отметить, что реализация любой социальной технологии всегда сопровождается теми или иными модификациями. Зависит это от определенных условий: состояния материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов общества; исторических условий, традиций и др. Все вместе взятое определяет и конкретизирует содержание любой социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. С точки зрения управления технологизация любого процесса возможна при выполнении следующих условий: а) процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволила бы и требовала расчленения его на относительно обособленные части; б) должны быть средства, которые позволили бы так оптимизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

В процессе осуществления социальных технологий меняется объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска все новых и новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели также объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если в производственных технологиях стереотипность, повторяемость предпочтительна, то в социальных технологиях она более ярко прослеживается лишь на организационном уровне, а что касается технологий работы с конкретным человеком в конкретных условиях, то она невозможна и даже вредна. В этом и состоит особенность социальных технологий.

Любая социальная технология применяется адресно, но имеет те или иные нюансы. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей, как объектов, так и субъектов взаимодействия. Для разрешения одной социальной проблемы не просто возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять набор социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий социального обслуживания населения, обусловленное спецификой социальных учреждений и социальных служб, их формой собственности, функциями и перечнем оказания социальных услуг.

Однако только этим не исчерпывается разнообразие социальных технологий. Решение любой социальной проблемы человека требует создания своей технологии. Еще более конкретно и наглядно можно представить специфику социальных технологий на следующем примере. Чтобы решить задачу социальной помощи детям-инвалидам, необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки и условия. Речь идет о таких факторах и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить проблему. Если представить детей-инвалидов, то у них проблема общая - инвалидность, но условия у каждого разные, поэтому процесс решения их проблемы не может быть одинаковым. Таким образом, равноценны по своей значимости не только технологии, предназначенные для решения одной и той же проблемы, но и те, которые обеспечивают решение проблемы каждого конкретного ребенка.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и других качеств, которыми должны обладать специалисты по разработке и исполнению социальных технологий. Оно определено также обширностью социальных отношений и видов социального взаимодействия; системным, сложным характером объектов социальных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма их разработчиков и исполнителей.

Многообразие социальных технологий не исключает возможности их классификации и типизации. Типология как учение о видах, признаках, свойствах относится к разряду теоретических знаний, выполняющих важную методологическую функцию.

Как система теоретических знаний она:

1) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;

2) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария появляется возможность прогнозирования применения тех или иных способов решения социальных проблем в различных условиях);

3) выполняет ориентационную функцию.

В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности. Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет большое познавательное значение.

В классификации социальных технологий наиболее ценным является их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами. Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуру (микро- и макроуровень и т. д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Вопрос о классификации социальных технологий сложный и дискуссионный. В их разработке и типизации существуют многообразные подходы. Они диктуются различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

В основу типологии социальных технологий могут быть положены:

    степень ассоциированности объекта воздействия(личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

    масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т. д.);

    сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственные, политические, социальные, духовные);

    степень зрелости социальных объектов;

    инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

    область общественной жизни (экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность);

    уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

    цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Так как взаимодействие с человеком в процессе социальной работы осуществляется в сфере социальных отношений, то социальную работу можно отнести к особому виду социальных технологий. Под внутренним механизмом социальной работы чаще всего понимается совокупность средств, методов и форм, с помощью которых осуществляется взаимодействие с человеком или группой и достигается конкретный результат-приводятся в действие и саморегулируются его ресурсы как условие восстановления (поддержания), коррекции или развития его социальности.

Общественные отношения все более усложняются. Технологии имеют свою внутреннюю логику развития и функционирования.

Любая технология - диалектическое единство стереотипных и творческих действий. Но соотношение рутинных и конструктивных начал в отдельных видах технологий различно. В производственных технологиях высокая степень повторяемости процедур и операций - необходимое условие высшего качества. В социальных технологиях такая повторяемость не только не является предпочтительной, но и попросту невозможна. Вследствие динамики социальной жизни любая технология всегда применяется конкретно, всегда сопровождается теми или иными модификациями.

Социальная технология не отличается в принципе от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизировать любой социальный процесс заключена в структуре человеческой деятельности.

Все большее количество людей оказывается вовлеченными в сферу социальных технологий, выступая как их объектами, так и субъектами.

Виды социальной технологии

По видам специальных социологических теорий:

    семьи,

    трудового коллектива,

    конфликта,

    города,

    сел, и т.д.

По сферам общественной жизни:

    экономические;

    политические;

    социальные;

    духовно-нравственные;

    экологические;

    социокультурные;

    управленческие.

По степени социального развития объекта:

    низкая степень – технологии 1-го уровня;

    средняя степень технологии 2-го уровня;

    высокая степень технологии 3-го уровня.

По уровням управления:

    глобальные;

    континентальные;

    национальные;

    региональные;

    местные;

    трудовых ассоциаций.

По методам:

    прогнозирование;

    социодиагностика;

    моделирование;

    проектирование;

    планирование;

    социальный контроль.

Личностные:

    самореализации;

    самообразования;

    самовоспитания;

    самоадаптации;

    самовыражения и др.

По характеру действия:

    стратегические;

    тактические;

    оперативные.

По времени действия:

    долгосрочные;

    среднесрочные;

    краткосрочные.

По уровням социологического знания:

    макросоциологические;

    мезосоциологические;

    микросоциологические.

По уровню эффективности:

    высокоэффективные;

    среднеэффективные;

    низкоэффективные.

По назначению:

    учебные;

    информационные;

    правоохранительные;

    ресурсосберегающие.

По направленности:

    разрушительные;

    созидательные;

    традиционные;

    инновационные;

    квазитехнологии.

Социальные технологии применяются в различных сферах деятельности. Формы коллективной коммуникации, в которых обычно происходит практическое применение социальных технологий - это стратегические сессии, моделирующие игры или совещания по вопросам развития.

В бизнесе они используются для управления групповой коммуникацией, имеющей определенную цель (например, решение бизнес-задачи). Для этого могут использоваться технологии брейн-сторминга, ролевые, деловые игры, рефлексивная игротехника.

В политической сфере социальные технологии могут использоваться для идеологической работы и формирования общественного мнения.

В государственном управлении социальные технологии используются для разработки реализуемых программ социально-экономического развития, мастер-планов развития отраслей экономики, разработки новых законопроектов. Использование социальных технологий ускоряет процесс разработки важных государственных документов, и одновременно с этим, делает их более продуманными и системными, поскольку включение в коммуникацию большого количества экспертов и представителей различных государственных институтов позволяет учесть множество нюансов, что делает разработанный документ реализуемым.

В науке социальные технологии могут использоваться для разработки новых подходов к решению серьезных научных проблем и для активизации научного творчества и для всестороннего обсуждения научных подходов, что часто приводит к созданию новых научных направлений и школ.

Социальные технологии могут применяться и в других сферах, например, для решения общественно важных проблем.

Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой – с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием наукоемких социальных технологий .

Рассматривая роль социальных технологий как одного из важнейших элементов управления общественными процессами российский социолог Л. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений многовариантности и естественности их изменений а также ориентацию на развитие человека как личности на создание для каждого человека возможности реализовать собственный потенциал. В нашем обществе существует потребность в продуманной социальной технологии создания условий для того чтобы общество развивалось без...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Классификация основных видов социальных технологий

Анализ свидетельствует, что в социальных технологиях люди видят, прежде всего, средства обмена человеческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством. Рассматривая роль социальных технологий как одного из важнейших элементов управления общественными процессами, российский социолог Л. Дятченко определяет их как социально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов . Этот автор под социальной технологией понимает процесс целенаправленного воздействия на социальный объект в целях получения запрограммированного результата .

Объектом социальной технологии являются люди, их взаимодействие, малые и большие социальные группы, а также различные институты и организации.

Социально-технологический подход — это альтернатива административно-командному. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений, многовариантности и естественности их изменений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого человека возможности реализовать собственный потенциал.

В нашем обществе существует потребность в продуманной социальной технологии создания условий для того, чтобы общество развивалось без чьего-либо авторитарного давления, ущемления прав и свобод отдельных личностей и социальных групп. Для решения этой общегосударственной проблемы необходимо выработать и претворить в жизнь различные региональные и локальные программы, т. е. социальные технологии на среднем и микроуровне.

Рыночной экономике нужны современные технологии управления и организации, дающие возможность рационализировать труд каждого человека, создать эффективные деловые связи между различными активными социальными группами.

В реальной жизни используются самые разнообразные социальные технологии. Теория и практика выработали для каждого вида человеческой деятельности, для любого социального процесса различные технологии. Каждой из них присущи неповторимые черты и признаки. Сегодня, например, активно разрабатываются технологии управления и информационные технологии, технологии в сфере образования, профессиональной подготовки, формирования здорового образа жизни и развития активности человека, технологии разрешения конфликтов и т. п. Общая тенденция этого процесса такова, что каждая отрасль знаний, изучающая человека и его деятельность, разрабатывает свои социальные технологии, обеспечивающие реализацию социальных проектов и программ, оптимизацию социальных процессов.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что структурирование социальных технологий может осуществляться по различным признакам. Например, в зависимости от уровня общественных отношений, на котором разрабатываются и внедряются социальные технологии, их можно разделить на три группы:

  • макротехнологии, т. е. технологии макросистем (региональных подсистем общества, классов, партий, больших социальных групп и т. п.);
  • мезотехнологии, используемые на "среднем" уровне — города или другого населенного пункта, крупного трудового коллектива и т. п.;
  • микротехнологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направленные на развитие и рациональное использование личностного потенциала.

Возможна классификация социальных технологий по основным сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности: производственно-трудовой, политической, подготовительно-трудовой или образовательной деятельности, занятиям спортом, деятельности в семейно-бытовой сфере и т. п.

По направленности социальной деятельности выделяют четыре типа социальных технологий:

  • технологии формирования социальных систем, например методы социального проектирования;
  • функциональные, направленные на поддержание стабильности социальных систем и процессов. К ним можно отнести, например, типовые процедуры управления, которые направлены на решение социальных проблем, периодически возникающих в деятельности организаций;
  • технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем, в первую очередь методы игр открытого типа;
  • технологии социальной борьбы как средство защиты социальных систем, подавления нежелательных явлений, в первую очередь высокоразвитые и технологизированные системы защиты правопорядка и безопасности общества. .

Можно говорить о традиционных, уже апробированных и широко внедряемых в практику технологиях и об инновационных социальных технологиях, т. е. таких, которые еще не нашли широкого применения и потребность в которых все более ощущается на практике. В свою очередь, могут быть различные основания для классификации инновационных социаль ных технологий, среди которых следует обратить внимание на классификацию по типу новшества: технологии прямого и косвенного действия .

Предмет инновационных социальных технологий прямого действия — непосредственно человеческие сущностные силы, способности, свойства, развивающиеся в зависимости от соответствия экономики, политической организации, социального строя, образа жизни и т. п. природе человека, его предназначению. Они направлены на формирование такой совокупности социальных процессов, которая соответствовала бы свободному и универсальному развитию человека. В самом обществе это, как правило, социальные технологии перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу и правовому государству, от режима принудительного труда на основе господства государственной собственности к свободному труду на основе многообразия форм собственности и т. п.

Инновационные социальные технологии косвенного действия направлены на совершенствование организационно-управленческих аспектов человеческой деятельности в рамках имеющейся совокупности социальных процессов. Это технологии совершенствования существующих структур, организаций, порядков в целях приведения их в большее соответствие природе и предназначению человека (например, совершенствование форм организации и оплаты труда и т. п.).

В условиях перехода к рыночной экономике обостряется потребность в разработке новых технологий, необходимых для эффективного включения в рыночные отношения. К примеру, и для предприятий, остающихся государственными, и для акционерных объединений, и для товариществ с ограниченной ответственностью нужны технологии организации малого бизнеса, ведения биржевых операций, связей с иностранными партнерами и т. п.

Вместе с тем, как показывает жизнь, наряду с технологиями, переводящими систему из одного состояния в другое, в нынешних украинских условиях не менее необходимы технологии, повышающие надежность функционирования социальных систем. Нельзя разрушать старые социальные отношения, не создав условий для того, чтобы новые развивались прочно и устойчиво.

Существуют и другие классификации социальных технологий. Например, украинский социолог В. Подшивалкина по уровню социальной деятельности выделяет глобальные, национальные, региональные технологии, а также технологии на уровне местного самоуправления, социальных организаций и отдельных подразделений. Кроме того, она различает универсальные и частные технология; по характеру воздействия на социальный процесс выделяет формирующие технологии, направленные на формирование определенных социальных процессов; стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов; сдерживающие (или препятствующие), задающие определенные границы социальных процессов; деструктивные (или разрушающие), направленные на подрыв и устранение определенных процессов . Однако наиболее предметную и полную, на наш взгляд, типологию социальных технологий (табл. 2) дает известный социолог В. Патрушев в своей книге "Введение в теорию социальных технологий" .

Таблица 2

Типология социальных технологий

Классы

Типы

По видам специальных социологических теорий

2. По сферам общественной жизни:

Экономические;

Политические;

Социальные;

Духовные;

Экологические;

Социокультурные

3. По уровням социологического знания:

3.1. Макросоциологические:

методологические;

Переходные;

Инновационные;

Креативные

3.2. Микросоциологические:

Общественного мнения;

Социальных гарантий;

Потребностей;

Формирования ценностных ориентации;

Регулирования социальной адаптации и др.

4. По уровням управления:

Глобальные;

Континентальные;

Национальные;

Региональные;

Местные

5, По предназначению:

* образовательные;

Информационные;

Правоохранительные;

Ресурсосберегающие и др.

6. Личностные

1 . По характеру действия:

стратегические;

Тактические;

Оперативные

2. По времени действия:

долгосрочные;

Среднесрочные;

Краткосрочные

3. По уровню социальной зрелости объекта:

низкий;

Средний;

Высокий

4. По уровню социального эффекта и практической эффективности:

Высокоэффективные с долгосрочным эффектом;

Среднеэффективные со средним эффектом;

Низкоэффективные с краткосрочным эффектом

5 . По методам:

Прогнозирования;

Моделирования;

Проектирования;

Планирования;

Социального контроля;

Социодиагностики

6. По типу социального действия

личности:

Самообразования;

Самовоспитания;

Самоадаптации;

Самореализации

7. По направленности:

Разрушительные;

Созидательные

Вместе с тем проблема создания единой научной классификации социальных технологий остается еще достаточно острой и дискуссионной в социологической науке, что обусловлено, прежде всего, сравнительной молодостью этой сферы научного знания и практической деятельности. Потребность в создании единой классификации детерминирована несколькими весьма важными обстоятельствами. Во-первых, такая классификация позволит более системно зафиксировать весь арсенал технологий социальной жизнедеятельности людей, имеющихся в социальной практике, а также оценить их потенциальные возможности; во-вторых, она даст возможность лучше увидеть и осмыслить тенденции развития классифицируемых социальных объектов, явлений и процессов. Ведь в последнее время мир социальных технологий становится все более разнообразным в результате того, что центр дальнейшего развития чело веческого общества быстро перемещается из сферы производственных технологий в сферу этих технологий.

Между тем проведенный анализ показывает, что в современной социологической науке нет системного видения всего многообразия социальных технологий, т. е. заметна некоторая пестрота различных их классификаций. Если же попытаться обобщить современный этап развития теории и практики социальных технологий, полагая при этом, что социально-технологический подход характеризуется такими параметрами, как тип социального процесса, масштаб технологизации социальных объектов, степень новизны технологий, тип выполняемой ими функции, степень их жесткости и способность технологий к саморазвитию, то можно предложить такую классификацию социальных технологий (табл. 3)

Таблица 3

Классификация социальных технологий

Основание классификации

Разновидности социальных технологий и их характеристика

По типу социального процесса

Экономические, моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность;

экологические, ориентированные на моделирование взаимодействия человека с природой;

собственно социальные, регулирующие социальную сферу общества;

политические, оперирующие политическими процессами;

культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры;

духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы;

информационные, отражающие информационные процессы;

управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов;

комплексные, отражающие явления во всех сферах их проявления

По масштабу объекта технологизации

Глобальные, направленные на регулирование глобальных проблем современной цивилизации;

континентальные, ориентированные на решение проблемы континента;

Национальные, решающие проблемы в пределах страны;

Технологии обновления общественной системы, ориентированные на изменение социально-экономической системы общества;

Технологии трансформации подсистем общества, моделирующие изменение конкретных подсистем;

Технологии трудовой ассоциации, регулирующие различные аспекты жизнедеятельности трудового коллектива;

Технологии человеческого капитала, ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов

По степени новизны

Инновационные (новаторские) , представляющие собой нововведения;

Традиционные, представляющие собой известные апробированные и устоявшиеся формы деятельности;

Ретро (рутинные), т. е. заимствованные из прошлого

По типу выполняемой функции

Познавательные, представляющие собой некоторые алгоритмы познания;

Диагностические, обеспечивающие диагностику социальных проблем;

Информационные, ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации;

Обучающие, осуществляющие процесс обучение в аспекте той или иной педагогической доктрины;

Игровые, являющиеся средством имитации реальной деятельности;

Управленческие, осуществляющие процесс управления;

Деятельностные, представляющие собой модели тех или иных видов деятельности;

Технологии противоборства, обеспечивающие победу в борьбе;

Миротворческие, ориентированные на мирное решение социальных проблем

По характеру воздействия

Формирующие, направленные на формирование определенных социальных процессов;

Стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов;

Сдерживающие, или препятствующие, задающие определенные границы социальных процессов;

Деструктивные, пли разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов

По степени жесткости и способности к саморазвитию

Жесткие, детерминистские, схемы которых представляются однозначными;

адаптивные, т. е. приспосабливающиеся к изменяющимся условиям;

развивающиеся, т. е. обладающие способностью к саморазвитию, кардинальному обновлению структур и функций

По типу целевой ориентации

Стратегические, ориентированные на достижение дальних целей на относительно длительных этапах развития;

тактические, ориентированные на достижение ближних целей в конкретных ситуациях;

оперативные, ориентированные на достижение текущих целей и решение возникающих при этом задач

Можно представить такую классификацию в виде дерева, ветви которого соответствуют конкретным разновидностям технологий, размещенным на различных уровнях и заданным основаниями классификации. Мысленная прогулка по этому дереву может быть очень полезной, например, с точки зрения получения набора характеристик той или иной конкретной социальной технологии. При этом каждая технология имеет семь таких характеристик. Такое описание может иметь, например, следующий вид: собственно социальная технология — технология трудовой ассоциации — инновационная — управленческая — формирующая — развивающая — тактическая.

Итак, в процессе разработки и внедрения социальных технологий разного уровня, класса, типа или вида, создается определенная интеллектуальная атмосфера, в которой всем есть место для самореализации. Ключ при этом сокрыт в переходе к информационному обществу, а также в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования (согласимся с тем, что нельзя построить "золотое" общество из "оловянных" людей).

Если же социальный процесс можно расщепить, измерить и описать, а затем осуществить его на основе этого описания (например, теории человеческих отношений), то, значит, мы располагаем социальными изобретениями в сфере социальных технологий. Речь здесь идет о способах разрешения возникающих социальных проблем на принципах гуманизма, духовности, диалога, сотворчества, свободы выбора, ответственности, независимого поиска истины, первенства морального и духовного начал, равноправия мужчины и женщины, единства чувства и разума, внешнего и внутреннего, гармонии материального и духовного, личностного и общественного. Социальная технология при этом представляет собой систему инновационных способов и средств оптимизации социального управления. Социотехнология — это стержень социологии управления. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то для социального прогресса таковыми являются новые технологии жизнедеятельности людей, создания благоприятных условий для воспроизводства жизни, реализации творческого потенциала каждой личности .

Все сказанное подчеркивает значимость принципа единства знаний, усилий, практических навыков и действий в технологизации социального пространства.

PAGE 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6294. Типология и классификация социальных технологий 13.01 KB
Действительно глобальные федеральные региональные технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти технологии позволяют строить различные модели технологизации. По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества нации национальноэтнической группы трудовой ассоциации контактной группы личности. Целостность государственных границ сохранение и укрепление российского государства поиск технологии...
4910. Классы и типы социальных технологий 40.04 KB
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать во-первых общую трактовку социальных технологий во-вторых особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и в-третьих особенности объектов субъектов содержания средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности. Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем что на современном этапе развития общества для более эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения возникает необходимость...
2015. Методологические основы социальных технологий 36.63 KB
Методологические основы социальных технологий. Происходящие ныне в сфере социальных технологий изменения является технологической революцией вызванные к жизни совокупностью постоянно набирающих силу факторов которые все сильнее охватывают мировое социальное пространство. Быстрое обновление всех сфер общественной жизни значительной части населения планеты цивилизация обретает динамику социальных изменений постоянно сужаются зоны традиционализма. Кроме того заметными темпами происходят мутации и заимствования технологических систем а также...
2011. Концептуальная эволюция теории социальных технологий 24 KB
В этой связи теория социальных технологий как и любая другая теория имеет свои идейные и концептуальные основы которые как известно возникали и развивались эволюционно. стала складываться собственно теория социальных технологий как отдельная и самостоятельная отрасль научного знания. возникли теологическое революционистское реформистское и субъективистское понимание природы социальных изменений.
770. Прогнозирование планирование основных видов государственных заказов 27.98 KB
Формы и методы планирования государственных закупок. Прогнозирование планирование основных видов государственных заказов. Планирование основных видов государственных заказов. Состав основных видов государственных заказов.
9331. Классификация видов имущества. Особенности организации страхования 5.79 KB
Классификация видов имущества. Состав имущества промышленных предприятий подлежащих страхованию. Договор страхования имущества принадлежащего предприятию может быть заключён по его полной стоимости или по определённой доле этой стоимости но не менее 50 балансовой стоимости имущества; по страхованию строений не ниже остатка задолженности по выданным ссудам на их возведение.
17348. Кооперативы разных видов: классификация, признаки, и направления развития 136.47 KB
Кооперация развивается по направлениям деятельности, отражая их функциональную специфику: производственная, потребительская, кредитная и т.д. В ней также четко прослеживается отраслевая принадлежность: сельскохозяйственная, садово-огородническая, строительная, жилищная и др.
739. Изучение основных видов субъектов сервисной деятельности (на примере туристической отрасли) 40 KB
Укажем номенклатуру таких организаций: фирмы в том числе специализированные например туристские гостиничные лечебные; предприятия в том числе специализированные транспортные авиационные ремонтные торговые; бюро конторы юридические информационно-рекламные жилищно-эксплуатационные; учреждения правоохранительные учреждения культуры и др. Предприятия Понятие предприятия Основными субъектами сервисной деятельности исполнителями услуг являются предприятия которые...
5350. Товароведная характеристика основных видов сырья для приготовления блюд и кондитерского изделия 1.04 MB
Товароведная характеристика основных видов сырья для приготовления блюд и кондитерского изделия. Схема организации рабочего места при приготовлении вареников с картошкой и кондитерского изделия булочка Бриош. Кондитерская и тепловая обработка основных продуктов и приготовление полуфабрикатов для кондитерского изделия...
20768. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации 40.56 KB
Конституционно-правовая природа социальных прав понятие и особенности основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Виды конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Принципы реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации...

Социальная технология . Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимо­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и при­менения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать». Далее он писал: «Чем больше усложняются виды человеческой деятель­ности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была со­знательно и планомерно расчленена на элементы, реализующие­ся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».

В это же время появились и первые отечественные исследова­ния по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уде­ляли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущ­ности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

· социальная технология – это определенный способ осуще­ствления человеческой деятельности по достижению обществен­но значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процес­са) на процедуры и операции;

· социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

· социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;

· социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

· социальная технология выступает в двух формах: как про­грамма, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама дея­тельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как «живая» (живущая) технология;


· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

· социальная технология является элементом (формой трансля­ции) человеческой культуры. Она «вырастает» в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Кроме того, под социальными технологиями понимаются так­же развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная («выращенная») и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, напри­мер система контроля исполнения принятых управленческих ре­шений. То есть социальная технология – это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определе­нию Ю.М. Резника, социальная технология – это «специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объекта­ми (их диагностике, проектированию и регуляции)».

М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: «Система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов». Специалистами в области социальных технологий определены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

Объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

Должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

Должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

Должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях.

Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения». По е мнению признаками социальной технологии являются:

– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;

– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;

– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;

– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;

– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:

– социальная технология – это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

– социальная технология – это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

– социальная технология т это специально разработанная про­грамма исследования социальной проблемы.

Социальные технологии разделяются на различные типы в зависимости от оснований, в числе которых могут быть сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.

Типы социальных технологий


Close